Сформирован перечень базовых поставщиков угольной промышленности

30.01.2023    7.1 мин.    Угольная промышленность

Агентство "ТЭК-Рейтинг" завершило опрос компаний угольной промышленности и сформировало список базовых отраслевых поставщиков угольной отрасли.

К сожалению, угольная промышленности один из лидеров в российском ТЭК по количеству используемого иностранного оборудования. В течение длительного времени доля импорта в угольной промышленности, в сравнении, например, с нефтегазовым комплексом,  замалчивалась, добывающим компаниям было комфортно импортировать технику из США, Германии, Японии, Польши. При этом закупки угольные компании между собой не согласовывали, закупалось одинаковое по сути оборудование, но у разных инофирм. Машиностроителям невыгодно и сложно осваивать столь широкую гамму запасных частей. Не удивительно, что  возникли проблемы с  запчастями и комплектующими к ранее закупленному иностранному оборудованию. 

Многие проблемы предстоит решать в авральном режиме, так как нет времени. Эксперты отмечают, что подобная ситуация сложилась во многом из-за того, что в течение длительного времени в Минэнерго не занимались должным образом вопросами импортозамещения, перекладывая вопрос на Минпромторг. В свою очередь Минпромторг должным образом не взаимодействовал с компаниями угольной промышленности.

Для решения проблем импортозамещения в Минэнерго создана Рабочая группа по вопросам снижения зависимости угольной промышленности от импортного оборудования, которую возглавил заместитель министра энергетики Сергей Мочальников.  Эксперты отмечают, что крайне сложно преодолеть негативные последствия развала угольного машиностроения, которое происходило в течение трех десятков лет. Достаточно назвать банкротство флагмана советского и российского угольного машиностроения Юргинского завода. Остановка Юргинского машзавода усугубила и без того сложную ситуацию с засильем  импортного оборудования в угольной отрасли. Последние годы  доля импорта машиностроительной продукции в угольной промышленности неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует материал "Импортозависимость в угольной промышленности и перспективы импортозамещения горно-шахтного оборудования", опубликованный в журнале "Горная промышленность"  

Доля импорта в горно-шахтном оборудовании
Вид оборудования % импорта
Механизированные крепи 53,6
Комбайны для очистных работ 80,1
Проходческие комбайны 40,0
Погрузочные машины 48,5
Скребковые конвейеры 6,6
Ленточные конвейеры 10,8
Электровозы 65
Дизелевозы 99,6
Вагонетки, толкатели 0
Многоковшовые экскаваторы 100
Одноковшовые экскаваторы 40,4
Погрузчики 93,0
Буровые станки 53,6
Бульдозеры 76,1
Технологические автомобили до 30 тонн 72,6
Технологические автомобили от 31 до 180 тонн 100

Авторы отмечают, что наиболее импортозависимыми позициями (более 75 % импорта) по горно-шахтному оборудованию являются: многоковшовые экскаваторы (100 %), дизелевозы (99,6 %), погрузчики для открытых горных работ (93 %), очистные комбайны (80 %) и бульдозеры (76 %) – ситуацию с импортозависимостью по этим позициям можно расценивать как критическую. Наименее импортозависимыми позициями (менее 25 % импорта) по горно-шахтному оборудованию являются: ленточные конвейеры (10,8 %), скребковые конвейеры (6,6 %), вагонетки (0 %) и толкатели (0 %).
Как удовлетворительную можно расценивать ситуацию с импортозависимостью (от 25 до 50 % импорта) для следующих типов горно-шахтного оборудования – механизированные крепи (54 %), проходческие комбайны (40 %), погрузочные машины (48,5 %), одноковшовые экскаваторы (40,4 %). Как неудовлетворительную можно расценивать ситуацию с импортозависимостью (от 50 до 75 % импорта) для следующего горно-шахтного оборудования – электровозы (65 %), буровые станки для открытых горных работ (54 %). Основным поставщиком технологических автомобилей для открытых горных работ является Республика Беларусь (от 30 до 99 % в зависимости от грузоподъемности машин). Доля используемого отечественного горно-шахтного оборудования  при подземной добыче угля – 49,6 %, при открытой добыче угля – 18,26 %. Доля импортного оборудования для отдельных видов основного оборудования для подземной добычи (механизированных крепей, добычных комбайнов) доходит до 80 %, для гидравлических экскаваторов для открытой добычи угля составляет 100 %, для карьерных самосвалов – более 80 %, для оборудования по переработке и обогащению угля (гидроциклоны и флотационные машины) – более 65 %.

При столь высокой доли импорта, удивляет, что российские предприятия угольного машиностроения практически никто не представляет. У поставщиков оборудования для угольной отрасли нет своей влиятельной ассоциации, а это неизбежно приводит к сложностям при отстаивании интересов угольного машиностроения в органах государственной власти, а также институтах развития, которые сегодня объединил ВЭБ.РФ. Несмотря на сложности с координацией угольного машиностроения, ситуация с управлением самой угольной отраслью неплохая. Об этом заявил бывший заместитель министра топлива и энергетики Валерий Гарипов ВИДЕО,  который отметил положительную роль бывшего заместителя министра энергетики Анатолия Яновского, перешедшего в Администрацию Президента РФ. В Минэнерго это был единственный заместитель министра, который длительное время  курировал угольное направление. Его преемник Сергей Мочальников, который считается учеником Анатолия Яновского, также хорошо знаком с отраслью. Тем не менее, угольному машиностроению в Минэнерго не уделяется должного внимания, так как считается, что это направление должен курировать Минпромторг. К сожалению, подобная ситуация наблюдается в нефтегазовой промышленности и электроэнергетике. Эксперты приводят в пример Минсельхоз, который давно и успешно занимается отраслевым машиностроением в части консолидированного заказа. Понятно, когда  на Минпромторг перекладывают проблемы, например, легкой промышленности, не имеющей своего министерства, но отрасли ТЭК имеют куратора, поэтому необходимо делегировать больше функций Минэнерго по аналогии с Минсельхозом.   

Импортозамещение в Минэнерго России курирует заместитель министра Евгений Грабчак, который окончил Физтех и имеет должную подготовку, но инженерный уровень подразделения Минэнерго, занятого импортозамещением ТЭК вызывает непонимание у представителей промышленности.  Впрочем, отмечают эксперты, с инженерной подготовкой руководства Минпромторга вопросов еще больше.  Все чаще раздаются голоса, что необходима неформальная площадка в виде Координационного совета потребителей промышленной продукции для угольной промышленности, куда делегируют своих представителей крупнейшие угольные компании. Предполагается, что площадка может функционировать без чиновников и без юридического лица. В настоящее время подобная структура из числа кураторов МТО, капстроя и технической политики компаний планируется к созданию в электроэнергетике. 

Модернизация угольной промышленности требует консолидации

Промышленникам свободнее без госбюджета и госкорпораций 

Импортозамещение без чиновников, агентств и фондов

Лидер по числу «технократов» без технического образования

Мобилизационная экономика требует профессиональных кадров

Предложить новость »



Рейтинг@@Mail.ru
^