Компании ТЭК начинают обрастать собственным машиностроением
29.12.2022 Время чтения 2.1 мин. Экономика
Об этом заявила 26 декабря директор агентства "ТЭК-Рейтинг" председатель подкомитета ТПП РФ по взаимодействию ТЭК со смежными отраслями промышленности Елена Логинова. Она отметила, что сегодня крупнейшие нефтяные, угольные и генерирующие компании формируют собственное машиностроение. В частности, к «Интер РАО» перешли российские активы Siemens Energy. В «Газпром энергохолдинг» вошло ведущее предприятие энергомаша –– «Невский завод». В нефтяной промышленности, которая мне больше знакома, тоже наблюдается подобная тенденция. Например, собственный машиностроительный комплекс последовательно формирует «Транснефть». На днях СУЭК заявила, что пошла по пути создания своего машиностроения и уже имеет три предприятия. То есть идем к натуральному хозяйству.
В начале 90-х, когда распался Советский Союз, выяснилось, что около 70% отраслевого оборудования изготавливают предприятия Украины и Азербайджана. В кратчайшие сроки, при низких ценах на нефть и без госбюджета нефтяники и газовики с помощью прямых связей наладили производство оборудования на наших заводах. Когда не стало цементировочных агрегатов, изготавливаемых на заводе в Грозном, то благодаря инвестициям «ЛУКОЙЛ» их освоил «Ижнефтемаш». Торговый дом «ЛУКОЙЛ» тогда хорошо зарабатывал за счет эксклюзивного права сбыта. Потом агрегаты стали производить в Тамбове, Перми и на других заводах. Освоили их, кстати, тоже благодаря поддержке нефтяных компаний.
Но никто не приобретал предприятия. Напротив, корпорация «Роснефтегаз» избавлялась от машиностроительных заводов, которые достались ей от советского министерства нефтяной промышленности. А «Газпром» помогая промышленности осваивать производство газоперекачивающих агрегатов и не думал приобретать заводы-изготовители.
В тот период оборудование осваивали быстро, нефтяники и газовики регулярно приезжали на заводы, работали вместе с конструкторами и технологами. Денег государство не давало, да их и не было. Но тем не менее в тогдашнем Минтопэнерго было создано управление машиностроения. Аналогичные подразделения появились в «Роснефти», «Газпроме», «ЛУКОЙЛе». То есть было сотрудничество между заказчиками и поставщиками, но не поглощение заводов. Существовали прямые связи, долгосрочные заказы, что позволяло промышленникам эффективно использовать научно-технический и производственный потенциал.
Можно вспомнить соглашения «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Роснефтегаза» с промышленностью. Это были не просто документы, а программа сотрудничества с серьезным финансированием. Я не знаю, к сожалению, о научно-технической и закупочной политике РАО ЕЭС в те годы, но, думаю, что ситуация была примерно такой же. Не было натурального хозяйства, генерирующая или иная компания не должна обрастать своим машиностроением.
Другой пример. Машиностроители сегодня жалуются на высокие цены на металл. И справедливо: китайский металл дешевле. Но это же не значит, что надо разделить энергомашиностроение между Мордашовым, Рашниковым, Лисиным, чтобы они обеспечивали свое производство дешевым металлом!