Ольга Малышкина: Пять принципов философии контрактования ТНК-ВР

28.09.2012    4.2 мин.   

Российская нефтяная компания ТНК-ВР заявила о намерении совершенствовать систему контрактования, внедряя лучшие мировые практики и новые формы взаимодействия с контрагентами. В начале сентября она провела Слет поставщиков и подрядчиков, где в открытом диалоге были подведены первые итоги 2012 года. О принципах, которых придерживается ТРК-ВР в политике контрактования, о достижениях и ближайших планах "ФедералПресс" рассказала вице-президент по управлению системой снабжения бизнес-направления "Разведка и Добыча" компании Ольга Малышкина.

"Наш первый основополагающий принцип – это фундаментальная предквалификация контрагентов", – отмечает Малышкина. По ее словам, в этом направлении за прошедший год была проделана серьезная работа: "Во-первых, сформирован единый список всех квалифицированных контрагентов компании, число которых достигло 4000. Этот список размещен и ежеквартально обновляется на сайте ТНК-ВР, там же находятся ссылки на две автоматизированные системы по предквалификации, ProСon и SAP SRM. Во-вторых, срок действия предквалификации продлен с года до трех. Далее, в ТНК-ВР внедрено обязательное требование информировать рынок по результатам как предквалификации, так и тендеров, причем проигравших в тендере – в однодневный срок для того, чтобы у них была возможность обратиться в конфликтную комиссию в случае несогласия с решением договорной комиссии. Также в ТНК-ВР ввели запрет на дублирующие запросы от разных подразделений компании по предквалификации, то есть если компания подавала документы на предквалификацию в одно дочернее общество ТНК-ВР, другое дочернее общество не может их снова требовать от контрагента".

"Второй наш принцип – это стандартизация договоров и договорных отношений: стандартизация коммерческих, технических условий, расценок, ответственности сторон, разделения рисков и так далее, – говорит Ольга Малышкина. – В конечном счете, это четкие, понятные правила работы по контрактам для всех сторон. С учетом того, что многие контракты у нас долгосрочные, это очень важно". По словам Топ-менеджера, ТНК-ВР продолжает наращивать объем долгосрочных контрактов: когда компания начала заниматься этим вопросом, направление "Разведка и Добыча" было покрыто долгосрочкой на 27%. Сейчас примерно половина всех действующих контрактов - долгосрочные. "Что касается стандартизации договоров, в текущем году ими будет охвачено около 65% объемов услуг и к 2013 году мы постараемся стандартизировать договоры 80% объема услуг, одновременно концентрируясь на совершенствовании условий контрактов, – отмечает Ольга Викторовна, – потому что мы понимаем, что реально контракт может стать стандартным уже в живой деятельности, когда он пройдет обкатку хотя бы на одной договорной кампании".

"Третий элемент политики контрактования ТНК-ВР – управление рыночными долями, – продолжает вице-президент по УСС БН "Разведка и Добыча". – Мы убедились в том, что эта идея правильна". Ольга Малышкина напомнила, что три года назад ТНК-ВР проанализировала рынок и выделила четыре укрупненные рыночные ситуации, из которых одну считает наиболее предпочтительной: "Это ситуация, когда доля крупнейшего подрядчика в сегменте не превышает 40%, а в целом на рынке присутствует четыре-семь полноценных подрядчиков, способных его заменить". По ее словам, ТНК-ВР все это время удавалось корректировать ситуацию на рынке, и этот год не стал исключением. В дополнение к этому инструменту, по ее словам, ТНК-ВР ввела новый инструмент – "ценовые коридоры". Работает он следующим образом: в каком-либо секторе строится график средневзвешенных цен и физических объемов заказов. На графике отмечаются верхняя и нижняя границы ценового коридора в процентах от средневзвешенной цены. Особое внимание уделяется экстремумам, ценам находящимся за границами ценового коридора, а также любым другим отклонениям. Например, на графике видно, что цены на гринфилдах (новых месторождениях) выше, чем на браунфилдах (зрелых месторождениях). Анализируя эти данные, ТНК-ВР ставит перед собой задачу привести цены на гринфилдах и на браунфилдах при сопоставимых объемах заказов в установленный единый ценовой коридор.

"Четвертый наш принцип, – отмечает топ-менеджер ТНК-ВР, – это система управления эффективностью деятельности контрагентов". Во-первых, это система мотивации подрядчиков, направленная на своевременное и качественное завершение подрядчиком работ по договору. "Для некоторых секторов, например, для КРС (капитальный ремонт скважин), действуют бонусные объемы. Денежные премии за качество работ мы внедрили в сейсмику, и сейчас уже вплотную подобрались к капстрою. Например, внесли денежный бонус в договор с подрядчиком, который работает на Покровской УКПГ", – рассказывает Ольга Малышкина. Второй аспект того же принципа , внедренный в отношении закупок – эта оценка совокупной стоимости владения оборудованием. "То есть при принятии решений о закупке оборудования должна учитываться не только минимальная цена, но и стоимость его эксплуатации, обслуживания, ремонта, межремонтный пробег, – поясняет вице-президент. – В этом году мы утвердили модели расчета этой совокупной стоимости, и они обязательны к использованию".

"И, наконец, наш пятый принцип – это прямой диалог с рынком", – отметила Ольга Малышкина. В 2012 году в дополнение к уже традиционному Слету поставщиков и подрядчиков ТНК-ВР внедрила еще два новых инструмента – это road-show проектов и круглые столы по тендерам. "В преддверии конкретного тендера мы делаем презентацию о том, что это за тендер, о наших условиях, о наших ожиданиях, – пояснила Вице-президент. – Это делается для того, чтобы, когда подрядчики получат тендерный пакет, у них сложилась объемная картинка по этому тендеру, что в конечном счете позволит им сделать нам лучшее предложение". По словам эксперта, такие инструменты дают ТНК-ВР возможность проектировать структуру будущих заказов совместно с контрагентами.

В завершение беседы Ольга Малышкина коснулась темы договорной кампании ТНК-ВР на 2013 год, которая уже началась этим летом. "Наши годовые затраты на закупку материально-технических ресурсов – порядка 1,5 миллиардов долларов, услуг – порядка 6 миллиардов. И там, и там есть несколько крупных секторов, которые занимают более 50% затрат. В МТР – это трубы и погружное оборудование, в услугах – капстрой, бурение, КРС", – рассказала она. По ее словам, в закупках МТР соотношение краткосрочных и долгосрочных контрактов останется прежним (45/55%), тогда как доля долгосрочных контрактов по услугам будет расти (сейчас она составляет около 50%). Новой особенностью этой договорной кампании, отметила Малышкина, будет внедрение так называемых EPC-контрактов (Engineering Procurement Construction). "Они подразумевают выполнение проекта подрядчиком "под ключ". К подрядчику предъявляются совершенно иные требования по качеству, персоналу, технологиям, компетенциям в проектном управлении. Пока тендеров, по которым мы будем работать по модели EPC, всего восемь. Но мы лишь начинаем обкатывать эту схему. Затем, я думаю, она станет нашим стандартом на ближайшие 5-10 лет", – заключила вице-президент ТНК-ВР.

АНГИ

Предложить новость »



Рейтинг@@Mail.ru
^