Как Минпромторг формировал перечень участников кооперации по государственному оборонному заказу
02.10.2022 Время чтения 5 мин. Экономика
Иван Покровский сложил с себя полномочия исполнительного директора Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ), чтобы без согласования с ее членами выразить свое экспертное мнение о том, как Минпромторг ведет деятельность по регулированию отрасли электронной промышленности. В статье, озаглавленной «Минпромторг импотент? Да.», Покровский подверг резкой критике действия министерства по предоставлению отсрочек сотрудникам отраслевых предприятий от мобилизации и результаты работы над стратегиями и госпрограммами, а также предложил распределить полномочия Минпромторга в области регулирования электронной промышленности между Минцифры и торгово-промышленной палатой.
На четвертый день после объявления мобилизации в субботу 24 сентября 2022 отраслевой департамент Министерства промышленности и торговли провел видеоконференцию, на которой поручил консорциумам и ассоциациям собрать списки компаний – участников кооперации по государственному оборонному заказу для предоставления их сотрудникам отсрочки от призыва. Срок сбора информации – до вечера воскресенья 25 сентября 2022 года. Позже я узнал, что департаменты, которые отвечают за другие отрасли, проводили такую же работу.
Запросы начали расходиться по предприятиям в самых разных формах. Я видел формы, в которых запрашивалась также информация о выпускаемой продукции, заказчиках этой продукции, уровень кооперации. Собираемая информация распространялась по незащищенным каналам через людей, не имеющих допуска к конфиденциальным сведениям.
В результате был составлен перечень организаций радиоэлектронной промышленности, задействованных в выполнении задач в сфере оборонно-промышленного комплекса. Этот перечень сопровождало письмо заместителя министра промышленности и торговли РФ Шпака В.В.
Письмо и перечень с момента выпуска свободно распространяются в сети интернет и через мессенджеры. С запросом комментариев по перечню защищаемых Минпромторгом компаний ко мне обратились не только российские журналисты, но и журналисты зарубежных изданий.
К чему привел весь этот ажиотаж? Сотрудники компаний, которые вошли в составленный Минпромторгом перечень, не получили отсрочку. Кто получил повестку, были мобилизованы. При этом все компании перечня были скомпрометированы в глазах своих поставщиков, на компании перечня и их поставщиков теперь могут быть наложены прямые или вторичные санкции, могут быть перекрыты многие каналы поставок.
Сейчас выходит постановление Правительства № 1725, которое устанавливает права на получение отсрочки для граждан, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа. Но собранный на скорую руку Минпромторгом перечень, даже при объединении его с существовавшим раньше реестром ОПК, не включает десятки высокотехнологичных компаний, которые имеют ключевое значение для производства систем военного назначения. Зато в перечень вошли компании, которые к производству вооружений никакого отношения не имеют, но участвуют в кооперации по гражданским проектам с предприятиями ОПК.
В Минпромторге отсутствует перечень компаний – участников государственного оборонного заказа. И мы увидели, что министерство не в состоянии собрать такой перечень. Хотя у государства есть информационные системы, которые позволяют быстро и конфиденциально сформировать полный и достоверный список участников ГОЗ. Это базы данных Департамента финансового мониторинга Министерства обороны РФ, созданные при реализации требований 275 ФЗ. Неужели Минпромторг не знает об этих возможностях? Или боится спросить, боится, что его переспросят, почему у Минпромторга до сих пор нет перечня компаний, и чем он тогда управляет? Это подтверждение диагноза.
У Минпромторга также нет и перечня компаний электронной промышленности. Есть только ущербный реестр получателей налоговых льгот, в который входит в лучшем случае несколько процентов от общего числа компаний. Также отсутствует официальный перечень кодов ОКВЭД и ОКПД, которые определяют продукцию и виды деятельности компаний электронной промышленности. Мобилизацию Минпром встретил, не имея никаких возможностей защитить ключевых сотрудников предприятий отрасли.
Давайте посмотрим на это глазами людей, работающих в электронной промышленности. Их не интересуют проблемы Минпромторга. Они сравнивают себя в первую очередь с айтишниками. Минцифры защитило свою отрасль, не имея нормативной базы. Убеждением, четкой работой с перечнями компаний, электронной регистрацией специалистов ИТ-отрасли. Руководители министерства вели чаты по мобилизации, были в курсе всех перегибов мобилизации, и сначала лично защищали своих, а затем за несколько дней создали работающую на формализованных процедурах систему. При этом очень многие разработчики софта продолжают паниковать. Представьте, что чувствуют кинутые Минпромторгом электронщики. Ведь ясно, что кинули не во время мобилизации, кинули раньше, а сейчас проявилось, что за дешеподъемными речами и обещаниями ничего не было и даже не предполагалось.
28 сентября мне написал основатель и руководитель небольшого дизайн-центра электроники. Он решил посмотреть, чем в разгар мобилизации занимается Министр промышленности. Как оказалось, внедрением цифровой маркировки. В отрасли все знают, какая компания является оператором цифровой маркировки, и кто ее бенефициары, хоть эти сведения и скрыты с 17 сентября 2022 года. Интересы крупных лоббистов важнее промышленности. Мой коллега днем позже сам получил повестку, аргументов для отсрочки у него нет. Еще на одну компанию в отрасли станет меньше.
Мобилизация ключевых специалистов компаний электронной промышленности создает условия, в которых выполнение государственного оборонного заказа станет невозможным, кроме того, это ведет к деградации инженерных коллективов вплоть до полной потери ряда компетенций в проектировании и производстве электроники.
Беспорядочный сбор и распространение конфиденциальных сведений, безответственность за результаты и безучастность Минпромторга по отношению к компаниям подрывает доверие людей, работающих в отрасли, не только к министерству, но и в целом ко всем органам государственной власти.
Практика импортозамещения
https://www.angi.ru/news/2899080-/
https://www.angi.ru/news/2897568-/
https://www.angi.ru/news/2897484-/
https://www.angi.ru/news/2897371-/
https://www.angi.ru/news/2897182-/
https://www.angi.ru/news/2897744-/
https://www.angi.ru/news/2897834-/
Предложить новость »