ЦКБ "Рубин" поддержит морские проекты ПАО "Газпром"
16.09.2022 Время чтения 13.6 мин. Нефтегазовая промышленность
15 сентября ПАО "Газпром" и АО "ЦКБ МТ "Рубин" подписали в Санкт-Петербурге соглашение о сотрудничестве. Стороны намерены наладить эффективное взаимодействие в области создания морской инфраструктуры, а также подводных робототехнических средств для исследования и обустройства морских газовых и нефтяных месторождений. Соглашение подписали главный инженер АО "ЦКБ МТ "Рубин" Валентин Фролов и заместитель Председателя Правления ПАО "Газпром" Виталий Маркелов. Генеральный директор АО "ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Вильнит не участвовал в подписании соглашения.
ЦКБ МТ “Рубин” накоплен огромный опыт проектирования сложных технических объектов военного и гражданского назначения. Организация выполняет весь комплекс проектных работ – от концептуального проектирования до разработки рабочей конструкторской документации, включая:
кораблестроительные расчеты (плавучесть, остойчивость, непотопляемость, весовая нагрузка, ходкость, управляемость, качка, динамика в специальных условиях) подводных лодок, кораблей и судов, морских сооружений;
расчеты прочности конструкций корпусов подводных лодок, кораблей и судов, морских сооружений, кузовов рельсового транспорта и других объектов;
расчеты надежности, анализ рисков, оценку живучести в аварийных ситуациях;
проектирование энергетических установок, разработку математического обеспечения их систем управления;
проектирование электроэнергетических систем, сетей распределения электроэнергии, систем электродвижения, автоматизированных систем управления технологическими процессами, локальных систем управления объектами, разработку технологии электромонтажных работ и электромонтажной документации;
проектирование систем вентиляции, кондиционирования, пожаротушения, сжатого воздуха, тепло- и холодоснабжения, газового контроля воздуха, осушительных, гидравлических и водяных систем;
проектирование систем технологического комплекса морских сооружений;
проектирование морских операций;
разработку технологий строительства, выбор средств защиты от коррозии и покрытий;
разработку ведомостей поставки комплектующих изделий, оборудования, запасных изделий и принадлежностей.
Возможности ЦКБ МТ “Рубин” по созданию морских сооружений включают весь спектр инжиниринговых услуг, начиная с разработки концепций и заканчивая техническим сопровождением эксплуатации. Основой проектов является трёхмерная модель. Проектирование выполняется в соответствии с требованиями российских и международных стандартов и классификационных обществ: Российского морского регистра судоходства, Регистра Ллойда (Lloyd's Register of Shipping), DNV GL, Американского бюро судоходства (The Americain bureau of shipping).
Основные услуги в данной сфере:
концептуальное проектирование;
разработка технико-экономического обоснования;
детальное проектирование;
техническое сопровождение строительства;
авторский надзор.
Накоплен богатый опыт в проектировании:
строительных конструкций,
систем различного назначения,
энергетических комплексов,
жилых помещений,
вертолётных комплексов
Проектирование сопровождается выполнением различных расчётных исследований (судостроительных, прочностных, гидравлических, электрических и пр.). При необходимости разрабатываются программы испытаний, которые проводятся на базе специализированных предприятий.
Проект "Приразломное"
Проект обустройства и освоения нефтяного месторождения "Приразломное" – первый проект освоения углеводородного месторождения в климатических условиях арктического региона европейского севера России, не имеющий прямых аналогов в мировой практике. С помощью одной платформы в условиях сложной ледовой обстановки арктического шельфа выполняется полный цикл технологических операций по освоению нефтяного месторождения: бурение скважин, добыча нефти, ее первичная переработка, хранение на платформе и отгрузка на танкеры для доставки потребителям.
ЦКБ МТ "Рубин" участвовало в проектировании платформы на всех стадиях разработки.
На ранних стадиях нами был разработан ряд концепций платформы, которые отличались как конструкцией платформы, так и вариантами ее крепления на дне моря.
ЦКБ МТ "Рубин" организовало и принимало непосредственное участие в исследованиях в ледовых и волновых бассейнах, экспериментальных работах по взаимодействию платформы с грунтом и с судами обеспечения. Это позволило определить технические решения, которые были положены в основу детальных проектных работ по платформе.
Был выполнен большой объем работ по подготовке технических требований к устанавливаемому на платформе оборудованию, поиску его потенциальных поставщиков, рассмотрению технико-коммерческих предложений и подготовке по ним заключений для рассмотрения на тендерной комиссии заказчика. ЦКБ МТ "Рубин" осуществляло техническое сопровождение разрабатываемой поставщиками документации. Наши специалисты участвовали в приемке особо сложного и ответственного оборудования.
Проект выполнен с использованием трехмерной модели в системе PDS. В процессе строительства платформы ЦКБ МТ “Рубин” осуществляло техническое сопровождение строительства и авторский надзор. В августе 2011 г. платформа установлена на месторождении.
Проект "Сахалин-1"
Морская ледостойкая платформа «Орлан»
Проект ”Сахалин-1” предусматривает поэтапное освоение углеводородных месторождений северо-восточной части шельфа о. Сахалин.
ЦКБ МТ ”Рубин” принимало участие в разработке концептуального проекта создании морской ледостойкой платформы “Орлан”, предназначенной для освоения месторождения ”Чайво”. Платформа, введенная в эксплуатацию в 2005 г., эксплуатируется в сложных условиях шельфа о. Сахалин, характеризующегося высокой сейсмичностью и большими ледовыми нагрузками.
Морская ледостойкая платформа «Беркут»
ЦКБ МТ «Рубин» принимало участие в разработке морской ледостойкой платформы “Беркут”, предназначенной для освоения месторождения ”Аркутун-Даги”. По заданию АО “Сахнефтегаз Инжиниринг” разработан детальный проект жилых помещений платформы. Проект выполнен на основе трехмерной модели в системе PDMS. Платформа введена в эксплуатацию в 2014 г.
Проект "Сахалин-2"
Морская ледостойкая платформа “Пильтун-Астохская-А” (“Molikpaq”)
В рамках реализации одного из крупнейших в России проектов добычи углеводородов на континентальном шельфе ”Сахалин-2, предусматривающего поэтапное освоение Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газового месторождений, ЦКБ МТ ”Рубин” участвовало в создании морской ледостойкой платформы “Molikpaq”. Платформа, введенная в эксплуатацию в 1999 г., эксплуатируется в сложных условиях сахалинского шельфа, характеризующихся высокой сейсмичностью и большими ледовыми нагрузками.
По заказу компании Sakhalin Energy был разработан проект опорного основания платформы. В дальнейшем ЦКБ МТ "Рубин" выполнило рабочий проект модуля поддержания пластового давления. ЦКБ МТ ”Рубин” также осуществляло техническое сопровождение строительства опорного основания.
Морская ледостойкая платформа Лунская-А
ЦКБ МТ «Рубин» по заданию компании AMEC разработало детальный проект жилых помещений платформы и вертолетной площадки, участвовало в сопровождении ее строительства на верфи компании Samsung Heavy Industries.
Проект был выполнен на основе трехмерной модели в системе PDS.
Платформа введена в эксплуатацию в 2006 г.
Морская ледостойкая платформа Пильтун-Астохская-Б
ЦКБ МТ «Рубин» по заданию компании AMEC разработало детальный проект жилых помещений и вертолетной площадки платформы, участвовало в сопровождении ее строительства на верфи компании Samsung Heavy Industries.
Проект был выполнен на основе трехмерной модели в системе PDS.
Платформа введена в эксплуатацию в 2007 г.
Проект "Штокмановское"
Газоконденсатное месторождение "Штокмановское" находится в Баренцевом море в 610 км от г. Мурманска. Платформы для условий, характерных для этого месторождения в мировой практике не создавались.
Первые проработки платформы для "Штокмановского" месторождения были выполнены ЦКБ МТ "Рубин" в начале 90-х годов XX в. После образования консорциума в составе ОАО "ГАЗПРОМ", TOTAL (Франция) и StatoilHydro (Норвегия) с 2008 г. ЦКБ МТ "Рубин" принимало участие в разработке проектной документации и технической документации для проведения конкурсов на проектирование и строительство платформы для первой фазы освоения месторождения. На данной стадии был осуществлен окончательный выбор варианта плавучей ледостойкой платформы с корпусом судового типа, которая имеет возможность отсоединяться от оборудования подводного добычного комплекса в случае ледовых угроз (айсбергов, тяжелых ледовых полей) Работы на этой стадии выполнялись в сотрудничестве с компанией Doris Engineering (Франция), совместно с которой также разработана проектная документация для представления в надзорные органы РФ.
Ледостойкая самоподъемная буровая установка
Концептуальный проект
Ледостойкая самоподъемная буровая установка предназначена для бурения разведочных и эксплуатационных скважин на глубине моря до 120 м. Эксплуатация может быть продолжена в ледовых условиях при толщине ровного льда до 1 м.
Основные характеристики:
Минимальная глубина в месте эксплуатации, м 7 - 9
Максимальная глубина в месте эксплуатации, м 120
Размеры плавучего понтона (L x B x H), м 86 x 76 x 8
Высота ледового пояса, м около 8
Масса сооружения, т 18400
Осадка при транспортировке, м около 6
Ледостойкость при глубине моря 120 м лед толщиной до 0,3 м
Ледостойкость при глубине моря 40 м лед толщиной до 1 м
Количество мест для персонала, ед 120
Гравитационная платформа сжижения природного газа
Концептуальный проект
Гравитационная платформа сжижения природного газа предназначена для приема природного газа береговых месторождений, его сжижения, хранения и отгрузки на судно-газовоз.
Район эксплуатации - мелководная зона арктических морей Российской Федерации.
Основные характеристики:
Габаритные размеры (ДхШхВ), м 162х159х82
Установленная мощность энергетической установки, МВт 200
Количество мест для размещения персонала 200
Глубина моря в точке установки, м 17 - 22
Производительность двух технологических линий, т СПГ в год 4000000
Суммарный объем хранения СПГ, м3 270000
Суммарный объем хранения газового конденсата, м3 60000
Тандемная отгрузка СПГ на судно-газовоз да
Подводный необитаемый автономный энергетический модуль
Подводный необитаемый автономный энергетический модуль предназначен для электроснабжения подводных объектов обустройства месторождений углеводородов арктического шельфа.
Конструктивно представляет собой автономное подводное сооружение, размещаемое на глубинах до 400 м.
Ядерные реакторы соответствуют нормам МАГАТЭ и работают в автономном режиме.
Основные характеристики:
Назначенный ресурс, часов 200 000
Назначенный срок службы, лет 30
Время непрерывной работы, часов не менее 8000
Номинальная электрическая мощность модуля, МВт 24
Переменный трёхфазный ток:
напряжение, кВ 6
номинальная частота, Гц 50
Параллельная работа модулей на общую нагрузку да
Мобильная ледостойкая буровая установка
Концептуальный проект
Мобильная ледостойкая буровая установка предназначена для эксплуатационного бурения скважин, управляемых защищённым от воздействия льда подводным оборудованием, на месторождениях Печорского моря, а также Обской и Тазовской губ Карского моря с глубинами от 7 до 27 м. Установка позволит обеспечить бурение вертикальных, горизонтальных и наклонно-направленных скважин глубиной до 7,5 км. Автономность МЛБУ по расходным материалам и технологическим запасам составит 9 месяцев.
Ледостойкая плавучая технологическая платформа
Концептуальный проект
Обеспечивает возможность круглогодичного снабжения электроэнергией и химическими реагентами системы подводной добычи (СПД) газового месторождения, а также управление СПД. Для этих целей на платформе применена энергетическая установка мощностью около 100 МВт, использующая в качестве топлива газ разрабатываемого месторождения. Сочетание архитектуры корпуса, движительного комплекса и якорной системы удержания с поворотной турелью позволяет обеспечить умеренные ледовые и волновые нагрузки, а также отсоединение и уход платформы с месторождения при угрозе возникновения экстремальных ледовых нагрузок.
Ледостойкая плавучая буровая платформа
Концептуальный проект
Обеспечивает возможность круглогодичного бурения разведочных и эксплуатационных скважин с условной глубиной бурения до 8 км, для чего на платформе применена буровая установка 9 класса, а автономность по основным технологическим запасам составляет не менее 90 суток. Корпус платформы и использованная распределенная якорная система позволяют удержать платформу в суровых ледовых условиях, а также отсоединить и увести ее с месторождения при угрозе возникновения экстремальных ледовых нагрузок.
Тендерная погружная буровая установка
Концептуальный проект
Тендерная установка бурения эксплуатационных скважин обеспечивает возможность круглогодичного бурения с условной глубиной бурения до 4,5 км. Установка представляет собой передвижную погружную платформу со свайным закреплением на грунте. Для выполнения бурения в ледовых условиях автономность платформы по основным технологическим запасам составляет не менее 90 суток. Платформа обеспечивает возможность установки на грунт защитного кессона для подводного заканчивания, а также возможность бурения через блок-кондуктора для надводного заканчивания скважин.
С начала 90-х годов XX века ЦКБ МТ "Рубин" были выполнены проработки различных вариантов атомных станций малой мощности (АСММ) на базе судовых ядерных энергетических установок: подземной атомной электростанции, а также АСММ на базе АПЛ. К категории АСММ относятся и плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС) на основе плавучего энергоблока (ПЭБ), целиком сооружаемого в условиях судостроительного предприятия и транспортируемого к месту эксплуатации водным путем.
ЦКБ МТ "Рубин" разработано техническое предложение по плавучему энергоблоку (ПЭБ) на базе реакторной установки нового поколения "Ритм-200М".
Плавучий энергоблок предназначен для работы в составе атомной электростанции и выдачи электрической энергии в береговую электрическую сеть. На номинальном режиме ПЭБ обеспечивает выдачу в береговую сеть 95 МВт электроэнергии.
ПЭБ рассчитан на эксплуатацию в широком диапазоне природных условий, от арктических до тропических. Плавучий энергоблок выполнен в виде несамоходного судна стоечного типа с двойным дном, двойными бортами и развитой надстройкой.
Главные размеры ПЭБ:
|
104 |
Ширина, м |
25 |
Осадка, м |
3,9 |
Высота борта, м |
7,5 |
Водоизмещение, т |
10 146 |
Назначенный срок службы ПЭБ составляет 40 лет с ежегодным плановым техническим обслуживанием и ремонтом основного оборудования. Периодичность среднего (заводского) ремонта и докования составляет 10 лет. Средний ремонт совмещается с перегрузкой активных зон реакторных установок.
ПЭБ доставляется к месту эксплуатации методом букировки или на палубе специального судна (баржи). Доставка ПЭБ производится в полностью укомплектованном состоянии, включая загруженные активные зоны реакторных установок.
Опоры для ветрогенераторов
ЦКБ МТ “Рубин” по заказу компании BARD Engineering осуществило выбор концепции морской опоры для ветрогенератора, устанавливаемой в море на глубинах 25…50 м. Для выбранной концепции разработан базовый проект, который был использован компанией BARD Engineering для строительства парка ветрогенераторов в Северном море.
Комплекс обеспечения сейсморазведки
Выполнение сейсморазведочных работ - неотъемлемая часть освоения месторождений полезных ископаемых.
В условиях замерзающих морей использование традиционных технологий сейсморазведки возможно в ограниченный безледовый период или в условиях относительно тонкого льда малой сплоченности. Для обеспечения морской сейсморазведки в ледовых условиях используются суда ледового класса, с применением дополнительного оборудования, позволяющего организовать развертывание сейсмокос под ледовым покровом.
Длительность рабочего сезона для замерзающих акваторий составляет от 2 до 5 месяцев. В высоких широтах Арктики, промышленная сейсморазведка не проводилась. Таким образом традиционная морская сейсморазведка, в условиях замерзающих морей является технически трудноосуществимой, высоко рискованной и экономически высоко затратной.
Для условий замерзающих морей ЦКБ МТ "Рубин" разработана технология роботизированной сейсморазведки с использованием группы автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА). Робототехнический комплекс обеспечения сейсморазведочных работ состоит из одного или нескольких комплектов технических средств запуска/приема группы АНПА-приемников (АНПА, принимающие отраженный сейсмический сигнал) и АНПА-излучателя (АНПА, излучающий сейсмический сигнал).
Основные преимущества комплекса:
возможность круглогодичной эксплуатации в тяжелых ледовых или экстремальных волновых условиях;
возможность использования, как традиционных (отработанных) методик обработки результатов сейсмических исследований, так и применение альтернативных методик, учитывающих специфические особенности геологической структуры земной коры.
Основные особенности комплекса:
размещение групп АНПА-приемников и АНПА-излучателя в стандартных транспортных контейнерах, с обеспечением условий для их хранения, обслуживания, подзарядки аккумуляторных батарей и закладки миссий сейсморазведочных работ;
один комплект содержит до 200 единиц АНПА-приемников размещаемых в транспортном контейнере и один АНПА-излучатель, размещенный в отдельном транспортном контейнере;
управление комплектами технических средств сейсморазведки запуска/приема аппаратов осуществляется с поста управления сейсморазведкой, размещаемого на судне-носителе комплекса.
Вильнит Игорь Владимирович
Избран генеральным директором АО «ЦКБ МТ «Рубин» решением Годового общего собрания акционеров от 29 июня 2012 г.
Родился 1 февраля 1956 года в Ленинграде.
После окончания в 1979 году кораблестроительного факультета Ленинградского кораблестроительного института был направлен на работу в Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (ныне АО «ЦКБ МТ «Рубин»).
Пройдя в организации по всем ступеням конструкторских должностей – от инженера-конструктора до начальника отдела, в 2005 году становится главным конструктором по специализации – начальником отделения корпусных конструкций и судовых устройств. Принимал участие в создании подводных лодок II, III, IV поколений. Под его непосредственным руководством реализован ряд новаторских конструктивных решений, примененных впервые в отечественной практике при создании прочного корпуса и основных корпусных конструкций подводных лодок, техники гражданского назначения: ледостойких морских платформ для добычи нефти и газа, сооружений комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений.
В 2007 году И.В. Вильнит назначен заместителем генерального директора – главным инженером, а в 2010 году – первым заместителем генерального директора – главным инженером.
И.В. Вильнит - доктор технических наук, действительный член Академии инженерных наук им. А.М. Прохорова.
Кавалер орденов "За морские заслуги" (2019), "За военные заслуги" (2017).
Производственные и научные заслуги И.В. Вильнита отмечены присвоением в 2001 году почетного звания "Заслуженный конструктор РФ", присуждением в 2002 году и в 2019 году премий Правительства РФ в области науки и техники. Присуждены почетные звания "Почетный судостроитель" (2015) и "Почетный машиностроитель" (2020).
Руководство АО "ЦКБ МТ "Рубин"
Вильнит Игорь Владимирович Генеральный директор
Фролов Валентин Александрович Первый заместитель генерального директора - главный инженер
Глазов Александр Михайлович Заместитель генерального директора по экономике и финансам
Баранов Андрей Игоревич Заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности и военно-техническому сотрудничеству
Соколов Сергей Анатольевич Заместитель генерального директора по качеству
Васильева Светлана Леонидовна Заместитель генерального директора по управлению персоналом
Координаты Акционерного общества "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" (АО "ЦКБ МТ "Рубин")
Адрес: 191119, Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 90
Телефоны: +7 812 407-51-32 (приемная)
+7 812 494-12-79 (канцелярия)
+7 812 494-16-36 (для СМИ)
Факс: +7 812 764-37-49
E-mail: neptun@ckb-rubin.ru
ckb-rubin.ru
Предложить новость »