ООО "Газпром газомоторное топливо" обсудит использования природного газа в качестве моторного топлива
12.09.2022 Время чтения 9.7 мин. Нефтегазовая промышленность
Комитет по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ проводит заседание по теме «Вопросы использования природного газа в качестве моторного топлива». В условиях санкционного давления на экономику страны нефтегазовый комплекс ведет работу по расширению внутреннего рынка для своей продукции, включая возможности страны по использованию природного газа в качестве газомоторного топлива. Развитие сети заправок газомоторного топлива, производство и использование новых видов оборудования создают условия для значительного увеличения рабочих мест, освоения новых технологий, расширения необходимых производств. Широкое применение газомоторного топлива позволяет значительно снижать транспортные расходы, , улучшать экологию крупных населенных пунктов, судоходных акваторий, способствует росту малого и среднего бизнеса. Расширение сферы применения газомоторного топлива потребует значительных инвестиционных вложений в большинстве субъектов страны, что обеспечит развитие предпринимательской инициативы в регионах, сервисных услуг. В связи с этим Комитет на своем заседании предполагает рассмотреть такие важные вопросы как:
-развитие газомоторного топлива в регионах страны;
-вопросы переоборудования транспортных средств на природный газ;
-вопросы организации безопасной эксплуатации транспортных средств, использующих природный газ и другие вопросы.
На заседание Комитета приглашаются представители федеральных и региональных органов власти, торгово-промышленных палат регионов, где получает развитие сеть газомоторного топлива, научных организаций, организаций, реализующих проекты по расширению использования газомоторного топлива.
Предложения по развитию газомоторного топлива будут направлены в Правительство РФ и Министерства РФ. Заседание Комитета состоится 6 октября 2022г., в 13.00 часов, по адресу: Москва, ул. Наметкина, д.16, конференц-зал, 2-й этаж.
Справка об ООО "Газпром газомоторное топливо"
В декабре 2012 года по решению ПАО «Газпром» создано Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо».
Стратегическая цель компании — расширение использования природного газа (метана) на транспорте, закрепление в качестве отраслевого лидера на рынке моторных топлив России.
Основные направления деятельности — реализация природного газа в качестве моторного топлива, строительство и эксплуатация заправочной инфраструктуры сети АГНКС «Газпром», взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, автопроизводителями по комплексному развитию рынка, популяризация использования природного газа на транспорте под брендом EcoGas.
Всего на территории России расположено более 680 газозаправочных объектов. В настоящее время в управлении «Газпром газомоторное топливо» находится более 320 объектов газозаправочной инфраструктуры. Головной офис «Газпром газомоторное топливо» располагается в Санкт-Петербурге.
Филиалы — в Москве, Казани, Екатеринбурге, Томске, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, а также представительства в Ростове-на-Дону, Калининграде и Хабаровске.
Продукция ООО "Газпром газомоторное топливо"
Природный газ (метан) — это смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ. Природный газ добывают на месторождениях и транспортируют по газотранспортной системе до потребителей. В качестве моторного топлива природный газ используется в двух видах: компримированном (сжатом) и сжиженном.
Компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ) различаются своими физическими свойствами, способами транспортировки и применения.
Компримированный природный газ — КПГ
КПГ реализуется через автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС), где он осушается, сжимается в компрессоре и подается в баллон транспортного средства под давлением 200 атмосфер.
Ключевыми потребителями КПГ являются пассажирский, легкий грузовой, легковой транспорт и коммунальная техника.
Сжиженный природный газ — СПГ
СПГ — это природный газ, охлажденный до температуры 162 градуса. При охлаждении природный газ переходит в жидкое состояние, при этом его объем уменьшается в 600 раз. СПГ транспортируется и хранится в крио-емкостях. СПГ реализуется потребителям через криоАЗС, на которых транспорт может заправляться природным газом в жидком виде. Кроме того, существуют заправочные станции, на которых осуществляется заправка как КПГ, так и СПГ. Это могут быть криоАЗС с регазификацией или АГНКС с криогенным оборудованием.
Ключевыми потребителями СПГ являются магистральный автомобильный, железнодорожный, водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника.
Руководство ООО "Газпром газомоторное топливо"
Генеральный директор Корниенко Денис Геннадьевич
Заместитель генерального директора по экономике и финансам Гречанюков Олег Александрович
Заместитель генерального директора по работе с органами власти и связям с общественностью Корниенко Денис Геннадьевич
Заместитель генерального директора по развитию и работе с органами власти Аминов Ильдар Камилевич
Заместитель генерального директора по капитальному строительству Гольдзон Игорь Александрович
Координаты ООО "Газпром газомоторное топливо"
Адрес: Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 197046, Петроградская набережная, дом 20, литер А
Телефон: 8 (812) 612-90-00
E-mail: info@gmt-gazprom.ru
gmt.gazprom.ru
Записка «Зарубежные тенденции газомоторного рынка и российский опыт»
Природный газ в качестве моторного топлива используется более чем в 80 странах мира. Общемировое количество транспортных средств на природном газе с 2000 года по 2019 год выросло более чем в 20 раз.
К концу 2021 года, согласно экспертной оценке количество автомобилей в мире, работающих на природном газе составило более 30 млн. единиц, что составляет 2,4 % мирового автопарка.
Объем рынка автозаправочных станций на природном газе до 2024 года может вырасти на 8,07 тыс. ед.
Большая часть транспортных средств на газомоторном топливе, согласно оценке аналитического агентства, приходится на страны Азиатско-Тихоокеанского региона—21,4 млн ед. и Латинской Америки—5,5 млн единиц.
Мировыми лидерами по использованию газомоторного транспорта являются Китай, Иран, Индия, Пакистан, Аргентина. В этих странах газовое топливо стало альтернативой бензину и дизельному топливу за счет активного государственного стимулирования и благодаря экономической выгоде для потребителя от перехода на газовое топливо.
В Европе природный газ используется на 2 млн. автомобилей. Лидером в этом направлении на европейском рынке является Италия, где эксплуатируется 1,2 млн автомобилей на газовом топливе. Во многих странах рынок газомоторного топлива растет.
Мировым лидером по числу автомобилей на природном газе является Китай, где свыше 6,7 млн автомобилей, работающих на метане, большая часть из них —грузовики. Значительную роль в этом процессе проявляют местные власти провинций, муниципалитетов, автономных округов. Китайская государственная программа поддержки рынка газомоторного топлива действует 30 лет. Среди основных мер отмечаются предоставление субсидий автовладельцам на переоборудование автомобилей с бензиновым двигателем на метан в качестве топлива, а также бесплатный проезд по ряду платных дорог. Успешный опыт отдельных городов в начале двухтысячных годов оказал влияние на дальнейшие планы развития. Тогда была поставлена цель увеличения уровня использования природного газа в транспортном секторе
на территории городских агломераций.
Основным фактором перевода час¬ти автотранспорта на газ стала необходимость снижения экологической нагрузки. Состояние воздуха является одними из целевых показателей для оценки деятельности местных властей со стороны китайского правительства. Перевод муниципального транспорта и таксомоторного парка на альтернативные виды топлива является наиболее эффективным способом по улучшению экологической ситуации.
Исламская Республика Иран располагает вторым по величине в мире парком автомобилей, работающих на природном газе—4,5 млн ед., что составляет, почти 32% от общего количества транспортных средств в стране. Здесь также развита сеть газозаправочных станций—2,4 тыс. единиц. Широкомасштабная газификация автотранспорта началась в Иране
в 2001 году в условиях высокой зависимости от импорта бензина, а также ухудшения экологической ситуации в крупнейших городах. Тогда правительство приняло госпрограмму стимулирования развития.
В стране действует государственная программа, направленная
на стимулирование производства иранскими предприятиями автомобилей
на КПГ. Осуществляется субсидирование перевода общественного транспорта и такси на метан, ведётся финансирование строительства инфраструктуры. Большое внимание уделяется локализации производства компрессорного оборудования. В условиях международных санкций правительство продолжало реализовывать политику, направленную на диверсификацию рынка моторного топлива и развитие транспорта на КПГ.
Широкомасштабная газификация автотранспорта началась в Иране в 2001 году в условиях высокой зависимости от импорта бензина, а также ухудшения экологической ситуации в крупнейших городах. Тогда правительство приняло госпрограмму стимулирования развития транспорта на КПГ, основой для которой стала значительная ресурсная база. По данным BP на конец 2019 года, Иран обладал вторыми по величине в мире доказанными запасами газа—32 трлн кубометров.
В стране действует государственная программа, направленная на стимулирование производства иранскими предприятиями автомобилей на КПГ. Осуществляется субсидирование перевода общественного транспорта и такси на метан, ведётся финансирование строительства инфраструктуры. Большое внимание уделяется локализации производства компрессорного оборудования.
В условиях международных санкций правительство продолжало реализовывать политику, направленную на диверсификацию рынка моторного топлива и развитие транспорта на КПГ.
В Индии свыше 3,5 млн автомобилей используют газомоторное топливо. При этом доля транспорта, работающего на природном газе, в общем автомобильном парке составляет менее 2%. Общая численность заправочных станций КПГ в Индии достигла 1,4 тыс.
Достаточно широкое использование газа в качестве моторного топлива имеет место в Пакистане, Аргентине. В Европе наиболее широко газомоторное топливо применяется в Италии. В других европейских странах использование газомоторного топлива значительно меньше, и отдается предпочтение электромобилям.
По мнению экспертов аналитического центра, при Правительстве РФ, в мировом масштабе перспективы газовых автомобилей по сравнению с электромобилями или водородомобилями вполне неплохие. В сегменте легковых автомобилей большинство прогнозов указывают, что будущее за электромобилями, что, в первую очередь, связывается с нарастанием значимости экологического фактора и снижением их стоимости. В сегменте грузовых автомобилей и морских судов газовое топливо может получить большее распространение за счет сравнительно меньших выбросов вредных веществ в атмосферу и отсутствия конкуренции со стороны электрических видов транспорта.
Природный газ (метан)— ключевая альтернатива нефтяным видам топлива, стоимость 1 кубометра метана в 2,5 раза ниже стоимости 1 литра бензина или дизеля и в среднем по России составляет 21,34 рублей. (по расходу 1 куб. м метана эквивалентен 1л бензина).
Цена на природный газ не зависит от стоимости нефти, так как метан не требует серьезных затрат на переработку, транспортируется по трубопроводам прямо на заправку. В среднем на 100 километров пути транспорт расходует 10 куб. м метана, при этом стоимость 1 километра составит всего 2,1 рубля, в то время как 1 километр на бензине обойдется в 5,2 рубля.
Перевод транспорта на метан окупается за полгода эксплуатации (при пробеге не менее 30 000 км).
При использовании метана на транспорте выбросы углекислого газа в 2–3 раза меньше, чем у бензинового автомобиля, а выбросы азота ниже на 90% по сравнению с дизельными автомобилями. В выхлопах газового транспорта полностью отсутствуют сажа и соединения серы, что обеспечивает в 9 раз меньшую задымленность и загрязнение воздуха. Октановое число метана равно 105.
Газообразное состояние метана помогает его более полному сгоранию в двигателе, что увеличивает срок службы автомобиля и улучшает его работу. Поскольку метан попадает в бак автомобиля в первозданном виде, его качество, в отличие от бензина или дизеля, нельзя испортить различными добавками и присадками.
Реализация компримированного (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ) в качестве моторного топлива — стратегическое направление деятельности ПАО «Газпром». Для системной работы по развитию рынка газомоторного топлива создана специализированная компания — ООО «Газпром газомоторное топливо». Стратегическая цель компании — расширение использования природного газа (метана) на транспорте, закрепление в качестве отраслевого лидера на рынке моторных топлив России.
Основные направления деятельности— реализация природного газа в качестве моторного топлива, строительство и эксплуатация заправочной инфраструктуры, взаимодействие с федеральными и региональными органами власти и автопроизводителями по комплексному развитию рынка, популяризация использования природного газа на транспорте под брендом EcoGas.
За последние 10 лет реализация природного газа в качестве моторного топлива в России выросла более чем в 3,5 раза, с 365 млн. куб. м. до 1,3 млрд куб. м., количество АГНКС в 2,8 раза, с 250 до более 700 станций, количество транспортных средств с 70 тысяч до 260 тысяч.
В настоящее время в управлении ООО «Газпром газомоторное топливо» находится более 320 объектов газозаправочной инфраструктуры. Головной офис ООО «Газпром газомоторное топливо» располагается в Санкт-Петербурге. Филиалы - в Москве, Казани, Екатеринбурге, Томске, Краснодаре, а также представительства в Ростове-на-Дону, Калининграде и Хабаровске.
Министерство энергетики Российской Федерации определило 28 субъектов, где развитие рынка газомоторного топлива осуществляется в первостепенном порядке: города Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Сахалинская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области, Краснодарский, Пермский, Ставропольский края, Республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.
Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин утвердил постановление Правительства РФ о внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие энергетики». Документ в том числе дополнен подпрограммой «Развитие рынка газомоторного топлива». Цель подпрограммы - рост потребления природного газа в качестве моторного топлива, развитие газозаправочной инфраструктуры, а также увеличение парка техники на природном газе.
В рамках реализации подпрограммы в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года на развитие рынка газомоторного топлива из федерального бюджета РФ будет выделено 19,29 млрд рублей.
Для развития проектов создания производственно-сбытовой инфраструктуры СПГ ПАО «Газпром» подготовил предложения в проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на возмещение части затрат на реализацию инвестиционных проектов по строительству объектов производственной и заправочной инфраструктуры СПГ», что позволит повысить финансово-экономическую эффективность СПГ-проектов для инвесторов.
Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК
Настенная карта "Инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе - 2024"
Конференция "Модернизация производств для переработки нефти и газа", Нефтегазопереработка
Конференция "Строительство в нефтегазовом комплексе", Нефтегазстрой
Рейтинг поставщиков нефтегазового комплекса
Предложить новость