Совещание по вопросам развития судостроительной промышленности
20.08.2022 Время чтения 9.4 мин. Экономика
Выдержки из стенографического отчёта о совещании по вопросам развития судостроительной промышленности
В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Мы продолжаем сегодня серию совещаний по развитию ключевых отраслей и секторов отечественной экономики.
Сегодня рассмотрим ситуацию в судостроении. Обсудим, с какими вызовами сталкиваются российские верфи, производители и заказчики судов и, конечно, какие стратегические задачи стоят перед отраслью, прежде всего перед её гражданским сегментом.
Не буду лишний раз заострять внимание на том, насколько важна и значима стабильная, надёжная работа судостроителей для увеличения объёмов рыбного промысла, экспорта отечественных товаров и укрепления всей системы грузоперевозок, для загрузки смежных отраслей и развития профессионального инженерного образования в нашей стране. Уверен, все участники совещания прекрасно всё понимают и все об этом знают.
Отмечу, что в последнее время у российских судостроительных компаний возникли известные трудности с поставками иностранного оборудования и комплектующих для гражданских судов. Причина известна: она в невыполнении зарубежными партнёрами своих обязательств, причём ввиду чисто политических, конъюнктурных, сиюминутных соображений и причин.
Мы уже обсуждали подобные сложности у коллег из других отраслей. Договорились принять конкретные меры в ответ на недружественные действия зарубежных поставщиков.
Так, эта тема поднималась, если вы помните, весной на совещании по развитию агропромышленного комплекса. По его итогам были даны поручения соответствующие – выделить в текущем году дополнительно семь миллиардов рублей на производство российского оборудования для рыбопромыслового флота. Хотелось бы сегодня услышать, как выполняется это поручение.
Отмечу, что замещение иностранной техники и комплектующих в производстве рыболовных и других гражданских судов может повлиять на параметры уже запущенных проектов. Это очевидно. Имею в виду сроки и затраты на перепроектирование, что крайне важно для заказчиков судов, для бизнеса. Коллеги с мест уже докладывают о переносах заявленных сроков постройки судов и изменении ряда других показателей.
Обращаю внимание всех коллег, прежде всего в Правительстве, но и, конечно, [руководителей] предприятий судостроения: нужно сделать всё, чтобы обеспечить выполнение производственных программ, свести к минимуму влияние – ясно, что всё свести к нулю невозможно, но к минимуму нужно свести влияние текущих негативных факторов, а также избежать их повторения в будущем. Рассчитываю сегодня услышать позицию делового сообщества, отраслевых компаний на этот счёт, включая возможные меры по ускорению строительства на российских верфях нужных нам судов.
В целом же подчеркну: ситуация в мире, как вы знаете, поведение наших западных партнёров вновь показали, что мы должны более активно развивать собственные компетенции в области судостроения. Я уже много раз говорил об этом. Всё импортозаместить невозможно, да и не нужно этого делать, но добиваться технологического суверенитета по критическим позициям судового оборудования, по самым значимым производственным процессам и технологиям нужно. Нужно делать так, чтобы как можно больше операций по оснащению, дооборудованию, ремонту судов проводилось именно в нашей стране.
Повторю ещё раз: у России есть всё необходимое для уверенного, долгосрочного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки в этой сфере, ресурсную и промышленную базу, огромный потенциал научной и конструкторской школ.
Нужно дать ход инициативам российских судостроителей, их отечественных поставщиков и заказчиков, поддержать модернизацию наших верфей и предусмотреть удобные финансовые механизмы, чтобы внутри России появились новые заказы на качественные современные суда, в том числе суда ледового класса для наращивания возможностей Северного морского пути и других наших арктических проектов. Всё это необходимо для того, чтобы росла загрузка отечественных предприятий, создавались рабочие места в этой сложной, высокотехнологичной отрасли.
Что особенно важно, учитывая длительный цикл производства судов, – нужно задать долгосрочные ориентиры развития судостроения, заказы должны быть соответствующим образом выстроены. Нужно верстать планы верфей, исходя из потребностей самих заказчиков: транспортных, рыбопромысловых, энергетических и других компаний. Напомню, что именно их оценка является ключевым критерием работы всей отрасли.
И ещё: одно из главных, перспективных направлений отечественного судостроения – это строительство крупнотоннажных судов. Мы уже приняли решение финансировать часть затрат на такие проекты в том случае, когда они увязаны с локализацией производств, с созданием в России самых передовых технологий в этой сфере.
Сегодня обязательно обсудим, как продвигается эта работа, как выполняются намеченные планы строительства судов, в том числе на дальневосточном комплексе «Звезда», где создаётся ведущий центр крупнотоннажного судостроения в России.
Рассчитываю, что мы все эти вопросы в самом откровенном, деловом режиме с вами обсудим.
Давайте начнём работать.
Пожалуйста, слово Денису Валентиновичу Мантурову. Прошу Вас.
Д.Мантуров: Спасибо большое.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
В последние годы гражданское судостроение восстанавливает свои позиции, которые были утрачены в постсоветский период, и осваивает новые виды техники.
Мы начали строить круизные теплоходы ПКС-180, PV300, модернизированные суда на подводных крыльях «Комета», «Метеор», «Валдай». Эту линейку дополнили электрокатамараны, очень востребованы сегодня Ecocruiser, Ecobus. Серийно выпускаем грузовые суда «река–море». И заходим в нишу крупнотоннажного грузового транспорта, строящегося на Вами упомянутом дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда»: верфь уже сдала первые танкеры типа «Афрамакс», строятся газовозы и продуктовозы для Севморпути.
В последнее время большое внимание уделяется рыбопромысловым судам. Здесь работаем совместно с Минсельхозом, с Росрыболовством, используя механизм «квоты под киль». Сейчас на заводах в разной степени готовности находятся 70 судов для рыбодобывающей отрасли.
Активно строим ледокольный флот, который является одним из основных приоритетов. Уже сданы два 60-мегаваттных ледокола. Ещё один спустим в этом году и два – после 2024 года. «Росатом» также подтверждает необходимость строительства до 2030 года дополнительно двух серийных атомных ледоколов, судна атомного технологического обслуживания и четырёх ледоколов на органическом топливе.
В целом загрузка мощностей отрасли сейчас достаточно высокая. На 63 судостроительных предприятиях в разных стадиях строительства находятся около 300 судов и морской техники. Плюсом к этому в собранной Минпромторгом потребности государственных и частных заказчиков до 2035 года ещё находятся более 700 судов разных типов, но пока далеко не по всем имеются технические характеристики, а также финансовое обеспечение и, соответственно, наличие твёрдых заказов.
Правительством дано поручение заинтересованным ведомствам уточнить все параметры с учётом планируемых грузо- и пассажиропотоков. Это необходимо, в первую очередь чтобы чётко рассчитывать стапельную загрузку. Поскольку это длительный цикл постройки, происходит на нём также удорожание. Судостроители уже не раз сталкивались с такой проблемой, особенно когда заключали контракты с твёрдой ценой при отсутствии проекта. В результате, чтобы сдать судно, они вынуждены брать на себя убытки за превышение первоначальной стоимости.
В этой связи совместно с Минфином принято решение о проведении аудита накопленной задолженности. Начнём с предприятий ОСК, и по итогам будут сформированы предложения по возможному последующему их финансовому оздоровлению.
Чтобы в будущем исключить подобные ситуации, я дал поручение Объединённой судостроительной корпорации не заключать контракты без получения независимой технико-экономической экспертизы. В дальнейшем предлагается закрепить этот принцип на законодательном уровне для всех предприятий отрасли как в отношении государственных заказов, так и проектов компаний с госучастием. Соответствующие поправки в Федеральный закон «О промышленной политике» внесены в Государственную Думу, прошли уже первое чтение, и ожидаем их принятия в начале осенней сессии.
Для обеспечения серийности и технологической независимости нам нужно верифицированное судовое оборудование, особенно с учётом необходимости замены из-за отказа зарубежных партнёров выполнять свои обязательства, о чём Вы сегодня упомянули. На этом обожглись уже многие судовладельцы, особенно рыбопромысловые компании, заказчики крупнотоннажных судов, которые предпочитали включать в проект импортные узлы, агрегаты даже при наличии отечественных аналогов на тот момент.
Как Вы уже сказали, Владимир Владимирович, теперь мы вынуждены перепроектировать многие суда, в том числе которые строятся. И только по рыбопромысловым судам такая работа потребует дополнительных затрат от всех участников более чем на два миллиарда рублей.
Судостроители проводят сегодня ревизию остальных проектов на предмет необходимых изменений, уточнения затрат на их перепроектирование. Это объективно сдвинет вправо сроки их сдачи. Но, чтобы заказчики не применяли к верфям штрафные санкции, мы предлагаем увеличить на два года время, отведённое под строительство, с уточнением окончательной стоимости, как это было сделано, например, в отношении капитальных объектов в строительном комплексе. Такого рода изменения в законодательстве, если Вы нас поддержите, мы подготовим.
Что касается новых проектов, потенциальным заказчикам будет предложен типовой набор судов разного назначения с максимальным использованием отечественного оборудования. Тем самым мы повысим серийность, снизим стоимость самих судов, ну и, главное, сдемпфируем риски срыва поставок.
Сейчас самым, наверное, независимым в технологическом плане является сегмент ледокольного флота, и мы будем стремиться к этому по всем другим направлениям. Мы определили критические позиции в части узлов, агрегатов, которые необходимо в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию, в том числе с учётом потребности судостроительного комплекса «Звезда» по крупному тоннажу.
Владимир Владимирович, спасибо Вам, что Вы поддержали выделение в текущем году на эту меру семи миллиардов рублей. Это пойдёт не только на рыбопромысловый комплекс по судовому оборудованию, это в целом, как я сказал, по запросам всех основных направлений. Минфин оперативно отработал Ваше поручение, ещё 15 миллиардов на следующие два года уже включены в проект трёхлетнего бюджета. Рассчитываем, что они будут утверждены.
Для реализации нескольких сотен новых проектов до 2030 года необходимо также модернизировать и существенно расширить сами мощности предприятий. В предыдущие годы средства на техническое перевооружение выделялись исключительно под военное кораблестроение. Сейчас судостроительные заводы оценивают объём капитальных затрат, вложений для выполнения гражданских заказов. С учётом того что рентабельность по ним нормативно ограничена, нам потребуются, возможно, бюджетные инвестиции, но нужно для этого до конца провести все обсчёты.
Также для масштабного обновления флота требуется серьёзная государственная поддержка, и здесь ключевой мерой является льготный лизинг. Он сегодня работает эффективно, и, собственно, это основной двигатель тех заказов, которые есть.
Нами разработана программа, для реализации которой необходимо привлечение средств ФНБ с возвратом по ставке 1,5 процента годовых. Мы предварительно с Минфином согласовали этот подход. Сейчас Государственная транспортная лизинговая компания уточняет до конца объём необходимого финансирования по предварительно подготовленной программе. Только по такой схеме мы сможем решать задачи транспортной связанности и развития водного туризма внутри нашей страны, освоения новых международных маршрутов и транспортного коридора Севморпути.
Помимо строительства новых судов необходимо параллельно решать вопросы ремонта и обслуживания техники. С учётом Вашего поручения, Владимир Владимирович, совместно с Минфином мы нашли решение по обнулению НДС по судоремонту, но при условии, что мы с предприятиями будем заключать инвестиционные соглашения на условиях вкладывать получаемую прибыль в модернизацию и, по сути, создание новой отрасли. Сейчас готовим с коллегами соответствующие поправки в Налоговый кодекс.
И хотел бы также в завершение сказать по дальневосточным предприятиям. Для поддержки верфей региона на следующие два года необходимо порядка шести миллиардов рублей на возмещение части затрат по строительству краболовов. Предполагается, что источником по данной субсидии будут средства от крабовых аукционов.
Владимир Владимирович, прошу поддержать наше предложение, дать соответствующее поручение. И рассчитываю, что всё будет реализовано в соответствии с поставленными Вами задачами.
Спасибо.
В.Путин: Хорошо.
Да, конечно, надо поддержать это предложение – говорю о Вашем последнем предложении.
Вопрос о накопленной задолженности ОСК: она откуда возникла-то? Аудит Вы хотите провести?
Д.Мантуров: Да, Владимир Владимирович, вот ровно то, что Вы сказали относительно того, как складывается конъюнктура рынка, когда происходят отказы от поставки судового оборудования. Я упомянул относительно отсутствия на этапе подписания контрактов технологического аудита и самого проекта, но всем верфям хочется быстрее запустить строительство, не получая качественной экспертизы и твёрдой цены по контракту, и в итоге всё это увеличивается.
Вы поддержали два года назад финансовое оздоровление большого количества предприятий, в частности ОСК, – Вам огромное за это спасибо. В первую очередь, конечно же, это касалось заказов по кораблестроению в части государственной программы вооружения. Я имел в виду сейчас по гражданскому сегменту. Поэтому, если Вы не возражаете, мы с Минфином до конца ноября – максимум начала декабря проведём такой детальный анализ, потому что предприятий много, и дадим структурные предложения по дальнейшему принятию решения по данному вопросу.
Администрация Президента России
Рейтинг «Импортозамещение на российском шельфе»
ХV Конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе", Нефтегазшельф-2022, 28 октября 2022 года
Предложить новость »