О поддержке российского нефтесервиса и отраслевого машиностроения пока только болтают

10.08.2012    6 мин.   

9 октября в Москве представители нефтегазовых и нефтесервисных компаний встречаются на традиционной ежегодной конференции "Нефтегазовый сервис в России" (Нефтегазсервис-2012). Накануне встречи корреспондент портала Андрей Алабушев проводит серию бесед с российскими и иностранными экспертами. Вчера он взял интервью по телефону у президента Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина. Ниже приводится расшифровка беседы. 

Александр Владимирович, недавно была опубликована резолюция Круглого стола "О состоянии и развитии российского нефтесервиса в условиях членства России в ВТО". Согласны ли Вы с предлагаемыми там решениями?
Да, призывы в целом правильные. Но их мы переписываем из мероприятия в мероприятие с 90-х годов, а воз и ныне там. Вернее, скатывается воз, запас прочности Советского Союза, в том числе и кадровый, уже практически исчерпан.

Вы считаете, что резолюция состоит из призывов?
А как еще можно расценить фразы "создать финансовые возможности развития отечественных нефтесервисных компаний и их равной конкуренции с зарубежными компаниями" или "содействовать модернизации российского машиностроения для нефтегазовой промышленности" или "создать условия для неуклонного роста доли закупок российскими добывающими компаниями продукции отечественных производителей: до 70% для добычи и транспортировки на суше и 50% ‒ на шельфе". Призывы, которые не будут реализованы.

Почему?
Нет желания все это делать у людей, кто решения принимает. Вот трубопровод важно построить, а здесь нефтесервис какой-то под ногами путается. Если бы хотели, то могли бы повлиять на естественные монополии и компании с госучастием, чтобы ориентировались на российский сервис и оборудование.

Но российские компании не обеспечивают высокотехнологичный сервис.
Если не загружать компании, не ставить перед ними сложные задачи, то и не будут никогда обеспечивать. Почему China National Petroleum Corporation (CNPC) даже за рубежом максимально использует китайское оборудование и нефтесервисные компании? Да им просто в голову не придет использовать что-то другое, вот они и подтягивают уровень всяких Xibu, оснащая их, кстати, китайскими буровыми установками.

Простите, Xibu?
Китайская буровая компания.

Оснащена китайским оборудованием?
Конечно. В Китае даже геофизическое оборудование сейчас сами начали изготавливать.

Как Вы оцениваете последствия для российских компаний от вступления в ВТО?
Китайцам членство в ВТО не мешает субсидировать экспорт своего оборудования. Государственный China Exim Bank умудрился в период кризиса организовать поставку в Россию китайских буровых установок. Аккурат в то время, когда Уралмаш и ВЗБТ сокращал персонал из-за снижения заказов.

Эти поставки не критиковал только ленивый, но сейчас же извлекли уроки.
Не думаю. Этим летом та же компания ВТБ Лизинг подписала пятилетнее соглашение о сотрудничестве с China Exim Bank. Данные средства планируется направить на поддержку российских компаний, приобретающих технику и оборудование производства КНР. Интересная формулировка? Как будто мы не можем сами производить оборудования, а должны ввозить его из Китая.

Сменим тему. Говорят, что Роснефтегазу передадут 15 государственных нефтесервисных компаний. Поможет ли это российским компаниям?
А почему не ОАО "Росгеология", например? Думаю, что будут долго разбираться со своими активами, а когда хаос, то не до работы. Как любят у нас сливать, разливать, передавать, делить…

А что делать надо?
Развивать уже созданные российские крупные нефтесервисные компании, способные работать в условиях конкуренции. Нормальные рыночные условия надо культивировать, а не кроить постоянно. Скорее всего, это все будет в результате продано, как в свое время продали "Газпром бурение".

Кстати, остались еще российские нефтесервисные компании?
Например, ТНГ-Групп - российская.

Другие куплены иностранцами?
Нет, конечно, но в условиях, когда ничего не делается для развития российских компаний, расширение иностранного участия на российском нефтесервисном рынке неизбежно будет происходить. Если они вкладывают деньги в создание на территории России производств, учебных центров, используют российский персонал, то это хорошо.

Ваша оценка прозрачности российского нефтесервисного рынка?
Хорошо бы проанализировать случаи, когда крупнейшие западные компании работают с серьезными российскими заказчиками через посредника...

Как повысить прозрачность нефтесервисного рынка?
Прозрачность нефтесервисного рынка и рынка нефтегазового оборудования можно повысить, если несколько крупных нефтяных компаний договорятся опубликовать информацию о своих поставщиках в открытом доступе. Они и сегодня как-то созваниваются, наводят справки, но сделать надо единую базу поставщиков нефтегазового комплекса. Своего рода бюро кредитных историй.
Пустышки, сомнительные фирмы, использующие контрафакт и прочая нечисть - побоятся входить в такую базу. Вот тогда заказчики и госорганы смогут объективно оценивать ситуацию. А в мутной воде всегда сложнее честным и проще аферистам.

Что Вы имеете в виду?
Например, нормальный подрядчик использует лицензионные программы, а не ворованные. Естественно, что стоимость его услуг всегда будет выше. Нормальная фирма имеет квалифицированный персонал, надежное оборудование, поэтому не демпингует.

Так те, кто работает через "прокладки" просто не дадут сведения в базу…
Пусть не дают. Достаточно, чтобы договорились объединить свои базы поставщиков 2-3 нефтяные компании, а потом все пойдет по нарастающей. Подрядчики, не предоставившие о себе сведений, будут считаться, как минимум закрытыми, вызывающими подозрение. Меня всегда удивляло, что крупнейшие операторы нашего нефтегаза, порой весьма закрытые структуры…

Вы сказали о демпинге. Реально ли сформировать базовые цены на основные виды нефтесервисных услуг?
Ценовые индикаторы нужны для формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и нефтесервиса. Их надо публиковать и рассылать руководству крупнейших заказчиков, а также информировать о них госструктуры, проверяющие нефтегазовый сектор. Инвестпрограммы естественных монополий согласовываются перед утверждением в правительстве. От них зависят тарифы, влияющие на всю экономику и благополучие населения. Издержками монополий уже начали заниматься. Но кто даст ценовые индикаторы и поможет определить за счет чего происходит занижение налогооблагаемой базы? Для всего этого проверяющим, слабо знакомым с реальной стоимостью труб, кабеля, буровых и геофизических работ, нужны базовые индикаторы. А лидеры нефтесервисного рынка, в частности, прекрасно знающие такие цены, предпочитают не обнародовать их. Можно сколько угодно ругать заказчиков, но только публикацией базовых цен можно пресекать демпинг и злоупотребления. Нельзя объять необъятное - создавать глобальный ценовой перечень. Достаточно регулярно обнародовать текущие экспертные цены на наиболее затратную для сырьевиков продукцию (услуги) . Поэтому нужны эксперты в отдельных секторах рынка нефтегазового оборудования, геофизики, бурения, КРС, способные выделить основные виды продукции (услуг), потребляемых нефтегазовым комплексом и давать экспертные оценки их стоимости. Есть аналогичные проблемы и в нефтегазовом строительстве.

Но стоимость буровых работ в Краснодаре и на Ямале разная...
Это все решается с помощью коэффициентов, вводимых в климатических зонах. В СССР были такие цены. Все новое - хорошо забытое старое. Публиковать ценовые индикаторы в уcловиях нынешнего российского рынка - необходимо.

Как Вы относитесь к идее согласовать рамочный договор на нефтесервисные услуги, где будут прописаны основные условия, устраивающие заказчика и подрядчика?
Идея хорошая, но реализовать ее сложно. Такие условия всегда меняются. Хотя заказчик заставляет нефтесервисную компанию подписывать согласие со всеми условиями договора. Без этого не допускают к конкурсу. Проблема рамочного договора, на мой взгляд, может быть рассмотрена участниками "Нефтегазсервис" - пусть они обсудят и решат, насколько это нужно и как реализовать.

Можно ли что-то согласовать в рамках ассоциаций?
В российском нефтесервисе создано столько ассоциаций, что глаза разбегаются. Федеральных, региональных, по отдельным секторам, "общесервисных" и все такое. Удалось ли кому-то что-то, кроме риторики, конечно, сделать – не знаю. В лучшем случае ассоциации занимаются информационным обеспечением рынка, помогая делать его более открытым и прозрачным. Как я уже говорил, в России развитие сервиса и нефтяного машиностроения не входит в число приоритетов.

Рассчитывать на поддержку участникам нефтесервисного рынка не приходится?
Судить надо по делам, а не по риторике. О поддержке российского нефтесервиса и отраслевого машиностроения пока только болтают. На самых разных уровнях, на разных площадках, но практической помощи-то не было. А когда государство начинает что-то "регулировать" на рынке, то только проблемы появляются. В частности, эксперты говорят, что как только начинают "регулировать" рынок нефтепродуктов, то на бензоколонках исчезает топливо.

Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^