Реализация инвестиционных проектов нефтегазопереработки и нефтегазохимии в современных условиях

20.07.2022    12.8 мин.    Нефтегазохимия

Поступившие предложения по итогам заседания в ТПП РФ на тему: Реализация инвестиционных проектов нефтегазопереработки и нефтегазохимии в современных условиях

Ограничение наемной рабочей низкоквалифицированной силы при строительстве объектов (не Турция, Китай), т.к. при строительстве и подаче на ГГЭ по результатам строительства выясняется, что  иностранные подрядные организации отступают от Российских строительных норм или строят вопреки им (!), что создает проблемы при вводе в эксплуатацию объектов.
Студентов отучившихся бесплатно и «утекающих» за рубеж обязать выплачивать полную стоимость обучения, затраченную на них государством или отработать 5 лет в отрасли по распределению.

Внести изменения в п. 27.2 статьи 200 НК РФ в части корректировки сроков исполнения соглашений о создании новых производственных мощностей (об увеличении мощности, о модернизации, реконструкции действующих производственных мощностей) по глубокой переработке нефтяного сырья.
А именно:
Текст: "если с учетом выданных авансов сумма фактически оплаченных налогоплательщиком и (или) взаимозависимыми с ним лицами затрат, непосредственно связанных с созданием объектов основных средств, являющихся предметом инвестиционного соглашения, начиная с 1 января 2019 года и по состоянию на любую дату после 1 января 2024 года оказалась менее величины, равной произведению 30 миллиардов рублей (20 миллиардов рублей для соглашений, предметом которых является исключительно создание объектов основных средств в целях осуществления технологического процесса, указанного в абзаце двадцать шестом настоящего пункта) и величины ДФИН, определяемой для налогоплательщика в порядке, установленном пунктом 27.1 настоящей статьи;
если совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, являющихся предметом инвестиционного соглашения и введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2026 года включительно, оказалась менее величины, равной произведению 50 миллиардов рублей (30 миллиардов рублей и более для соглашений, предметом которых является исключительно создание объектов основных средств в целях осуществления технологического процесса, указанного в абзаце двадцать шестом настоящего пункта) и величины ДФИН, определяемой для налогоплательщика в порядке, установленном пунктом 27.1 настоящей статьи".

Заменить на текст: "если с учетом выданных авансов сумма фактически оплаченных налогоплательщиком и (или) взаимозависимыми с ним лицами затрат, непосредственно связанных с созданием объектов основных средств, являющихся предметом инвестиционного соглашения, начиная с 1 января 2019 года и по состоянию на любую дату после 1 января 2026 года оказалась менее величины, равной произведению 30 миллиардов рублей (20 миллиардов рублей для соглашений, предметом которых является исключительно создание объектов основных средств в целях осуществления технологического процесса, указанного в абзаце двадцать шестом настоящего пункта) и величины ДФИН, определяемой для налогоплательщика в порядке, установленном пунктом 27.1 настоящей статьи;
если совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, являющихся предметом инвестиционного соглашения и введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2028 года включительно, оказалась менее величины, равной произведению 50 миллиардов рублей (30 миллиардов рублей и более для соглашений, предметом которых является исключительно создание объектов основных средств в целях осуществления технологического процесса, указанного в абзаце двадцать шестом настоящего пункта) и величины ДФИН, определяемой для налогоплательщика в порядке, установленном пунктом 27.1 настоящей статьи".
Настоящее предложение обусловлено тем, что после введения необоснованных санкций в отношении Российской Федерации, существенным образом изменился рынок оборудования и услуг, что безусловно отразилось на возможности своевременного исполнения соглашений.

Проблемы импортозамещения наиболее остро сказываются на нефтехимии, основные многотоннажные процессы сделаны по импортным технологиям с использованием импортных катализаторов. Часть катализаторов, оборудования и технологических решений — российские, но основные процессы от импортных лицензиаров. В нефтепереработке наибольшие проблемы связаны с рядом технологий, которых пока нет в российском промышленном варианте, например глубокого гидрокрекинга, риформинга с движущимся регенерируемым катализатором и катализаторами к этим процессам. Нет отечественного процесса каталитического крекинга , направленного на получение олефинов как сырья для нефтехимии, термоконтактного коксования (типа «Флексикокинг»), технологий закрытой выгрузки кокса и некоторых других технологий и катализаторов.
На уже действующих установках как по российским, так и по зарубежным технологиям работает значительное количество единиц импортного оборудования, как статического, так и динамического, которое требует постоянной поддержки , ремонта, обновления, запасных частей.
Недостаточное количество присадок в основном к маслам, основной ассортимент и количество — импортное.
Отсутствуют четкие рекомендации и разъяснения от соответствующих юридических органов и служб по определенным ситуациям, связанным с разрывом контрактов на поставку оборудования.
Отсутствует четкий механизм лицензирования существующих отечественных процессов и технологий, нет стимула создания  базовых проектов отечественных процессов.
В существующей ситуации необходимо соблюдать паритет между средствами и усилиями, связанными с изменением логистики с Запада на Восток и замены поставок технологий, процессов, оборудования и катализаторов западных компаний на Китайские и другие, с организацией собственных производств и технологий.
Необходима консолидация усилий различных компаний, объединение ресурсов и результатов научных разработок, перераспределение средств для реализации отечественных технологий, уменьшение  сроков внедрения, разработка преференций для отечественных компаний, научных организаций,проектных институтов, которые разрабатывают и внедряют отечественные технологии, а также организаций среднего бизнеса, изготавливающих комплектующие оборудования и/или устройств как для отечественных процессов, так и для импортных.
Банкам, кредитным организациям, фондам следует пересмотреть политику кредитования отечественных проектов и технологий в сторону снижения требований и условий кредитования.
Необходимо рассмотреть вопрос о сохранении кадрового потенциала, увеличении доли блока инженерных дисциплин, возможно продумать вопрос об обязательной отработке определенного срока по специальности после окончания ВУЗа.

 Сохранение выплат по топливному демпферу для сдерживания цен на нефтепродукты.
 Перенос сроков, как инвестиционных соглашений, так и соглашений о модернизации НПЗ.

 В целях импортозамещения необходима государственная поддержка отечественных разработчиков и производителей технологического оборудования, катализаторов, разработчиков отечественных технологий (базовых проектов) в области нефтепереработки, а также ПО (программного обеспечения).


Важным аспектом, требующим внимания, является поддержка лидерских позиций отечественных производителей в таких продуктовых линейках, как системы хранения продуктов газоперерабатывающей и химической отраслей, а именно, ШР, позволяющие оператору переработки или хранения сокращать площадь резервуарного парка, его металлоемкость и эксплуатационные расходы.
Рост потребления углеводородных газов обеспечивает ШР устойчивые перспективы развития, как систем хранения под давлением, так и изотермических систем. В частности, необходимость разработки и освоения выпуска современных изотермических систем хранения отмечена в Распоряжении Правительства от 28 ноября 2020 г. № 3143-р путем включения технологии № 30 «Технология проектирования, изготовления и монтажа шаровых резервуаров для хранения жидкого этана и этилена» в перечень видов технологий, признаваемых современными.
Активное проникновение китайских поставщиков на российский рынок путем их привлечения в свои проекты российскими промышленными предприятиями и, как следствие, замещение отечественных производителей носят не эпизодический, а системный характер. Прежде всего речь идет о таких инжиниринговых и производственных гигантах Китая, как Sinomach Group  стратегически важное государственное предприятие, непосредственно управляемое центральным правительством и представляющее собой высококонкурентную современную корпорацию с сильнейшими научно-исследовательскими возможностями в машиностроении, JLianco  частный гигант, реализовавший первый на родине проект разработки и строительства ШР низкотемпературного хранения этилена емкостью 3000 м. куб., а также ряд других технологических лидеров Китая, в том числе, имеющих государственную поддержку.
Подобным примером в части ШР может служить тот факт, что в проект строительства Амурского газоперерабатывающего завода на этапе завершения тендера была привлечена китайская компания Lanzhou Petrochemical Works (LS Group, «Ланчжоуские заводы»), что повлекло за собой потерю ПАО «Уралхиммаш», являющимся единственным российским участником тендера и технологическим лидером в области разработки, производства и монтажа ШР, части объемов работ по поставке шаровых резервуаров, которая была передана китайской компании.
Кроме этого, подход к выбору китайских EPC-подрядчиков, оперирующих на российском рынке не исключает возникновения санкционных рисков. Так, в январе 2022 г. СС-7, китайский подрядчик строительства объектов Балтийского газохимического комплекса, определил победителем тендера на проектирование, изготовление и монтаж шаровых резервуаров итальянскую компанию Walter Tosto. С учетом действующих санкций ЕС, такой выбор формирует значительные риски при реализации стратегически важного для России проекта в условиях когда их можно было бы полностью избежать, использовав российские решения.

Проблематика (пример):
в январе 2022 г. компания China National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven (СС-7), китайский подрядчик строительства объектов Балтийского газохимического комплекса, определила победителем тендера на проектирование, изготовление и монтаж шаровых резервуаров итальянскую компанию Walter Tosto. В настоящее время, с учетом действующих санкций ЕС, такой выбор формирует значительные риски при реализации стратегически важного для России проекта. Данных рисков можно было бы полностью избежать, использовав аналогичные российские решения.

Предложения:
Запретить после 24.02.2022 российским компаниям в сфере ТЭК и привлекаемым ими зарубежным компаниям, выполняющим функции ЕР/ЕРС/ЕРСм-подрядчиков в проектах, реализуемых на территории РФ, закупать оборудование, изготовленное в недружественных странах, если аналогичная продукция изготавливается российскими производителями.
При невозможности расторжения заключенных до 24.02.2022 г. договоров с компаниями из недружественных стран на изготовление оборудования для проектов в сфере ТЭК, реализуемых на территории РФ, обязать данные компании из недружественных стран переразместить выполнение заказов на изготовление оборудования на российских предприятиях, выпускающих аналогичную продукцию

Предлагаю  создать экспертную группу по импортозамещению.
Состав группы может быть расширенный: представители основных Заказчиков отрасли ТЭК, основных проектных институтов, представители банков, представители основных производителей оборудования ТЭК, поставщиков и подрядчиков.
(В условиях сегодняшнего дня для большего удобства всех участников группа может быть создана в онлайне (например телеграмм канал и т.п)

Основные  функции группы (как мне видится):
- Формирование экспертного мнения о востребованности/не востребованности Заказчиками того или иного оборудование/материалов/услуг.
(Например, представители банка, производителей, подрядчиков могут обращаться к этой группе для получения экспертной позиции о планах по использованию на каком-то временном горизонте товара/работ/услуг).
- Обмен опытом по взаимодействию со смежными отраслями (машиностроение и т.п.) в части загруженности основных производственных площадок, готовности заводов участвовать в производственном процессе компонентов, если такая необходимость присутствует
- Обмен опытом в части формирования логистичеких цепочек товаров или комплектующих, по которым отсутствует возможность производства на территории РФ.
Этот список может быть расширен с учетом изменяющихся реалий.

На мой взгляд, создание такой экспертной группы будет способствовать сплочению всех участников с ориентиром на конечный результат и позволит оперативно решать основные задачи.
На текущий момент все эти вопросы каждый из участников уже решает на своем уровне и по многим вопросам уже накоплен опыт и найдены определенные инструменты и пути решений. 

Предлагаю включить в Проект решения. Перенос сроков по Инвестиционным соглашениям для заключивших их НПЗ на два года

В целях ускорения сроков строительства и обеспечения качества работ, начиная со стадии FEED, активнее использовать модульное проектирование.

Учитывая проблемы строителей в получении банковских гарантий, необходимо рассмотреть возможность более гибкого подхода и схемы поддержки отечественных строительных предприятий. Это позволит увеличить их конкурентоспособность в сравнении с иностранными компаниями в тендерах (в последнее время активно привлекаются на объекты российских нефтегазохимических компаний зарубежные подрядчики: турецкие, центрально-европейские и китайские) и «вырасти» до современных требований, предъявляемых Заказчиками. Такое направление разумно, так как при имеющихся объемах капитального строительства объектов ТЭК взращивание собственных производственных структур логично и обязательно.

Многие из последних реализованных проектов в нефте-, газохимии и переработке выполнялись иностранными лицензиарами, как правило по ЕРС контрактам. Соответственно проектирующая сторона в проекты закладывала применение материалов и комплектующих по иностранным стандартам.
В частности, трубная и сопутствующая продукция, применялась по зарубежным стандартам ASTM, ASME, DIN и т.д. В этой связи не было необходимости разрабатывать собственную нормативную базу на материалы и комплектующие.
Если проекты в нефте-, газохимии и переработке будут реализовываться собственными силами без участия иностранных лицензиаров и проектантов, остро встает вопрос о необходимости создания собственной нормативной базы в виде ГОСТов, СП, Технических условий и т.д.
Существуют профильные институты и технические комитеты, которые могут выступить локомотивом в этой работе.

Необходимы меры по смягчению контроля возврата валютной составляющей в связи с невозможностью возврата уплаченных иностранным компаниям авансов добросовестными участниками рынка.
Мера поддержки даст в итоге возможность исключить штрафы на юл, а для должностных лиц избежать привлечения к административной и уголовной ответственности.

Существующая ситуация следующая:
- Договор поставки товара с авансом Х%.
- Товар попадает в санкционный перечень и не может быть поставлен.
- Покупатель направляет уведомление, в т.ч. о расторжении договора, просит вернуть аванс.
- Поставщик считает, что невозможность отгрузки из-за санкций является форс-мажором, не согласен возвращать аванс, но и оборудование поставить не может. Кроме того, ряд иностранных банков отказывается перечислять денежные средства на счета банков РФ, резидентам РФ, юр.лицам, среди акционеров/участников которых есть лица, которые попали в санкционные списки.
- Покупатель в этом случае подпадает под риск нарушения ст.19 ФЗ-173 «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривающей обязательство о возврате валюты в случае «… 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги…».
В итоге Покупателю грозит административная и уголовная ответственность, предусмотренная ст.15.25 КоАП РФ ( вплоть до штрафа в размере от 3% до 30% невозвращенной суммы) или по ст. 193 УК РФ на УК РФ (в тех случаях, когда сумма невозвращенных денежных средств превышает 9 млн руб., и предусматривает ответственность на должностное лицо в виде штрафа от 200 до 500 тыс. руб. или принудительные работы на срок до 3 лет, или лишение свободы на срок до 3 лет).

Необходимы единообразные и актуальные рекомендации от ВС РФ для целей строительного подряда.
Мера поддержки позволит, в т.ч., закрепить институт ЕРС (над методологией которого мы с вами работаем), дать возможность компаниям точно понимать, какие нормы применять при ЕРС контрактации (смешанном договоре), верно планировать контрактную стратегию, митигировать риски завышения CAPEX, OPEX, в т.ч. потенциальных убытков.

Последний раз комментарии относительно применения норм строительного подряда были выпущены 22 (!) года назад. Это было Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 №51 « Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда».

На всех посещаемых мероприятиях и в практике каждодневного использования компании встречаются с вопросами правоприменения главы 37ГК (Подряд). Формат ведения проектов в виде ЕРС не освещён в ГК, трактуется судами и иными правоприменителями на свое усмотрение. К примеру, даже если считать ЕРС смешанным договором, то в какой части применять положения о поставках, о ПИРах, и СМР? Чего больше в этом контракте? На какую норму ориентироваться?


Необходимы меры поддержки постпускового обслуживания.
Ни один банковский инструмент, ни договорные условия в текущих условиях не позволяют  обеспечивать ЗИПы и сервисное обслуживание поставленного иностранными поставщиками оборудования.

Упрощение требований российскими банками к выдаче БГ.

Заказчикам нужен реализованный инвест проект, т.е. построенный объект.
ЕРС-подрядчик или генподрядчик должен привлекать к исполнению субподрядные организации.
До введения санкций БГ выдавались банками, в основном, иностранным крупным подрядчикам, а российские подрядчики не могли удовлетворить все требования банков, вследствие чего на работы не привлекались (не были конкурентноспособны).
Сейчас иностранные подрядчики не могут работать, и российские не могут, т.к. не могут обеспечить выполнение, аванс, гарантийный срок посредством БГ.

Инвестировать в развитие программ поддержки «малых технологических идей». Пример Китая: переход от экономики «сделано в Китае» к «изобретено в Китае».  

Основной вопрос по технологиям все же остается в потребностях. Крайне нужен некий консолидированный список: кому, что и в каком количестве нужно.
При попытках получить подобную информацию например от комитета промышлености возник такой момент, что в список попали просто все импортные комплектующие которые приобретались тем или иным потребителем. То есть, у них есть аналоги Российских производителей или просто в них нет потребности, так как иностранный поставщик не прекращал своей деятельности, а так же отсутствовала информация в каком количестве требуется товар. Например столкнулись с такой ситуацией когда есть потребитель, есть возможность разработать и произвести необходимый прибор, но около 75% расходов на разработку и производство составляют разного рода сертификации. Таким образом стоимость маленькой партии (потребность в год не значительная) для потребителя получается слишком высокой.
По данному вопросу хотелось бы увидеть такие решения как субсидирование либо льготы на сертификации.
Консолидация потребностей потребителей воедино. То есть что бы потребитель не один оплачивал все стадии разработки прибора, а затраты разносились на разных потребителей.

- Сформировать список инвестиционных проектов в ТЭК (бюджет – свыше 3 млрд. руб., собственные средства инициатора – 20%, фин модель и бизнес-план подготовлены) для рассмотрения их финансирования в рамках программы «Фабрика проектного финансирования» (158 постановление)

Предлагаем формулировку:
«Необходимо инициировать разъяснение понятия EPC контракт на государственном уровне, особенно в части исполнения обязательств поставщика оборудования. В идеале, получить разъяснения Минпромторга или Минюста или Комитета Гос.Думы по законодательству.»

Необходимо проведение аудита и создание реестра отечественных разработок технологий, замещающих импортные, либо принципиально новых.

Считаем, что одной из главных проблем для производителей и поставщиков трубопроводной арматуры в текущим условиях является финансирование заказов.
Многие поставщики заготовок и компонентов перешли на поставку продукции по 100% предоплате.
Если основные заказчики (нефтегазовые компании) сохранят требования по оплате после поставке, реализация значительной доли проектов станет невозможной.
Поэтому мы подтверждаем актуальность требования о необходимости устанавливать минимальный размер авансирования по договорам поставки МТР на уровне 50% от суммы контракта без обязательного оформления банковской гарантии, а окончательный расчёт за поставленную продукцию производить в срок не более 30 календарных дней.

Предложения принимаются по адресу:

 

Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^