От получателей бюджетных субсидий хотят потребовать закупать российское

29.04.2022    4.7 мин.    Экономика

Военно-промышленное лобби продолжает направлять в правительство инициативы по поддержке отечественных производителей — теперь за счет требования импортозамещения от получателей бюджетных субсидий и принуждения исполнителей госпрограмм к стимулированию российского бизнеса. В Белом доме концептуально с необходимостью поддержки предприятий РФ согласны, но сами проекты бракуют из-за юридической техники, неопределенности путей их реализации и дублирования действующих норм. В результате разработка законодательного обеспечения импортозамещения остается малоэффективной, а попытки авторов таких инициатив делегировать Белому решение часто неразрешимых проблем успеха не имеют.

Представляющий в Совете федерации военно-промышленное лобби сенатор Константин Долгов вновь подготовил пакет законопроектов по поддержке отечественных производителей, в том числе радиоэлектроники. Первый законопроект — поправки к закону о стратегическом планировании — дополняет оценку эффективности реализации всех госпрограмм показателями выполнения квоты закупок российских товаров. Второй — проект поправок к Бюджетному кодексу — вводит требования к бизнесу, получающему субсидии: часть их компаниям и ИП при закупках товаров придется тратить на российскую продукцию. По мнению автора, отсутствие нормативов импортозамещения может снижать эффективность выполнения госпрограмм. Поправки к БК же должны способствовать выполнению национальных целей — но каких именно и как, автор не конкретизирует. Оба документа в начале апреля разосланы в Минэкономики, Минпромторг, Минфин, Минюст, ФАС, Минцифры.

В правительстве с идеей поддержки производителей РФ согласны, но в предлагаемой господином Долговым конструкции видят недостатки юридической техники и дублирование уже действующего регулирования, следует из ответных писем министерств сенатору (есть у “Ъ”). Так, Минфин в отзыве на первый проект указывает, что поправки к закону о стратегическом планировании избыточны: «требования к составу показателей конкретных госпрограмм не являются предметом законодательного регулирования» (это дело ответственных ведомств). В Минцифры считают, что положения проекта нуждаются в юридико-технической корректировке — иначе проект можно трактовать как требование обязательной закупки технологий искусственного интеллекта в рамках каждой госпрограммы. В Минэкономики — что показатели госпрограмм должны характеризовать достижение их целей, а доля закупок российской радиоэлектроники и IT-технологий их не отражает. Она «может являться указанным показателем только в тех случаях, когда госпрограмма ставит задачей достижение соответствующей цели», согласны в Минюсте.

Привязка субсидиарной поддержки бизнеса к его локализации также вызвала критику правительства. Во-первых, регулирование закупок отечественных товаров не может осуществляться в рамках Бюджетного кодекса. В Минюсте напоминают, что требования к получателям субсидий содержатся в отдельных нормативно-правовых актах, где могут быть обозначены и нормы об импортозамещении. В ФАС указывают на риски возникновения правовой неопределенности из-за формулировки «российский товар», не формализованной в законодательстве РФ. «Невозможно установить, что предлагается относить к указанной категории товаров, должен ли быть такой товар произведен исключительно из российского сырья и (или) исключительно производителем, зарегистрированным на территории РФ»,— добавляют там. В Минпромторге признают неясность механизма в целом. «Не указано, часть каких денежных средств и кем именно должна расходоваться на приобретение российских товаров, работ и услуг, не установлено, каким способом будет определяться часть данных денежных средств»,— пишут в ведомстве. В результате консолидированная позиция ведомств сводится к необходимости доработки проектов.

Отметим, что некоторые указанные ведомствами проблемы выглядят принципиально неразрешимыми — как, например, отсутствие универсального определения «российских товаров» в нынешней неоднородно импортозависимой и структурно меняющейся экономике РФ. Найти такое определение военно-промышленному лобби не удавалось и до введения санкций: в зависимости от его строгости это либо угрожало оставить отрасли без необходимых сырья и товаров, которых в РФ нет, либо легко обходилось «переклейкой наклеек». Попыткам же законодателей переложить на правительство техническую реализацию неисполнимых инициатив Белый дом пока успешно противостоит.

Диана Галиева, Олег Сапожков Коммерсант

Рейтинг поставщиков нефтегазового комплекса

Рейтинг производителей оборудования, катализаторов и инжиниринговых компаний для нефтегазопереработки

Рейтинг нефтесервисных компаний

Рейтинг нефтегазостроительных компаний

Рейтинг производителей трубной продукции для нефтегазового комплекса

Рейтинги поставщиков топливно-энергетического комплекса

Рейтинг служб материально-технического обеспечения нефтегазовых компаний

Индикаторы цен на продукцию для нефтегазового комплекса

XI Конференция "Строительство в нефтегазовом комплексе", Нефтегазстрой-2022, 26 мая 2022 года

XII Конференция "Модернизация производств для переработки нефти и газа", Нефтегазопереработка-2022, 29 сентября 2022 года

ХVI Конференция "Нефтегазовый сервис в России", Нефтегазсервис-2022, 27 октября 2022 года

ХV Конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе", Нефтегазшельф-2022,28 октября 2022 года

Telegram-канал Модернизация ТЭК

Настенные карты "Инвестиционная активность в российском ТЭК

Предложить новость »


Рекомендуем почитать


Рейтинг@@Mail.ru
^