Экскаваторы на стройках JCB (Великобритания), Sumitomo, Hitachi, Komatsu (Япония), Hyundai (Корея), Volvo (Швеция), Caterpillar (США)
18.04.2022 Время чтения 2.8 мин. Экономика
Проезжая мимо любой российской стройки можно отметить, что большая часть работающей техники иностранного производства. Возникают вопросы к кураторам импортозамещения.
С 1 февраля 2015 года закупать бульдозеры, экскаваторы и еще 52 вида транспортных средств для государственных и муниципальных нужд запрещено всем бюджетным организациям, а также городским и районным администрациям. Теперь они могут приобретать исключительно технику из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
По задумке авторов документа, запрет (введен постановлением правительства от 31.01.2015) должен простимулировать отечественного производителя. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что у каждого вида техники, фигурирующей в документе, существуют российские аналоги —, а значит, проблем с импортозамещением не возникнет. Действительно, когда на рынке остается только стройтехника из России, Белоруссии, Казахстана и Армении, выигрывает в первую очередь Россия — доля Казахстана в поставках крайне мала, а о производителях аналогичной продукции из Армении ничего не знают даже опытные участники рынка. Должна выиграть и Белоруссия: Минский тракторный завод (МТЗ) и производитель грузовиков МАЗ наверняка попробуют увеличить свою долю в российских госзакупках.
Между тем при детальном изучении документа становится ясно: ограничения затронут очень узкий сегмент. Во-первых, часть зарубежных компаний ушла с рынка еще в прошлом году. В этом случае постановление правительства просто фиксирует сложившееся положение вещей. Во-вторых, госзакупки, о которых идет речь, регулируются Федеральной контрактной системой (ФКС): сюда попадают органы региональной и федеральной власти, а также бюджетные организации — поликлиники, школы, вузы, больницы и даже детские сады. Значительная часть таких учреждений в строительной технике не нуждается. А вот крупнейшие ее потребители — госкомпании — под действие запрета не подпадают. Это означает, что «Ростех», «Газпром», «Россети» и все остальные большие игроки смогут беспрепятственно размещать свои заказы у иностранных производителей — их закупки регулируются отдельным законом № 223-ФЗ.
Аналитики подтверждают: на рынке новой стройтехники госзакупки занимают не более 25%. «Большинство потребителей спецтехники—коммерческие организации», — отмечает гендиректор ТД «Вертикаль» Геворк Ахвердян.
Единственная категория, на которую по факту повлияют антисанкции, — администрации. Крупные города и целые субъекты РФ до сих пор закупают технику для собственных нужд: подъемные краны, грейдеры и погрузчики поступают на баланс всевозможных департаментов градостроительной политики и ЖКХ.
Через несколько лет может возникнуть ситуация, когда более новые экскаваторы из России и Белоруссии придется списать, а старая зарубежная техника продолжит работать.
К примеру, петербургский комитет по благоустройству несколько лет подряд закупал технику Bobcat, JCB и Multicar. С 2015 года на смену ей должна прийти продукция Курганского и Угличского машиностроительных заводов, белорусского МТЗ, а также Тосненского механического завода из Ленинградской области.
«Это не означает, что автопарк комитета обновится полностью: продавать уже имеющуюся технику никто не заставляет, а срок службы американских и немецких погрузчиков зачастую выше, чем у российских аналогов», — говорит Геворк Ахвердян. Через несколько лет может возникнуть ситуация, когда более новые экскаваторы из России и Белоруссии придется списать, а старая зарубежная техника продолжит работать.
К тому же правительственный запрет не распространяется на запасные части. По словам эксперта Центра структурных исследований ИЭП им. Гайдара Ольги Березинской, муниципальные власти смогут использовать ранее заказанную технику из-за рубежа еще несколько лет, после чего продлить срок эксплуатации за счет своевременного ремонта. «Это отложенная выгода, которую покупатель получает при приобретении более качественного товара», — подтверждает Геворк Ахвердян.
РБК +
XI Конференция "Строительство в нефтегазовом комплексе", Нефтегазстрой-2022, 26 мая 2022 года
Предложить новость »