Экскаваторы на стройках JCB (Великобритания), Sumitomo, Hitachi, Komatsu (Япония), Hyundai (Корея), Volvo (Швеция), Caterpillar (США) - куда смотрел Минпромторг?

18.04.2022    2.8 мин.    Экономика

Проезжая мимо любой российской стройки можно отметить, что большая часть работающей техники иностранного производства. Возникают вопросы к куратору импортозамещения - Минпромторгу России.
 
С 1 февраля 2015 года закупать бульдозеры, экскаваторы и еще 52 вида транспортных средств для государственных и муниципальных нужд запрещено всем бюджетным организациям, а также городским и районным администрациям. Теперь они могут приобретать исключительно технику из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
По задумке авторов документа, запрет (введен постановлением правительства от 31.01.2015) должен простимулировать отечественного производителя. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что у каждого вида техники, фигурирующей в документе, существуют российские аналоги —, а значит, проблем с импортозамещением не возникнет. Действительно, когда на рынке остается только стройтехника из России, Белоруссии, Казахстана и Армении, выигрывает в первую очередь Россия — доля Казахстана в поставках крайне мала, а о производителях аналогичной продукции из Армении ничего не знают даже опытные участники рынка. Должна выиграть и Белоруссия: Минский тракторный завод (МТЗ) и производитель грузовиков МАЗ наверняка попробуют увеличить свою долю в российских госзакупках.
Между тем при детальном изучении документа становится ясно: ограничения затронут очень узкий сегмент. Во-первых, часть зарубежных компаний ушла с рынка еще в прошлом году. В этом случае постановление правительства просто фиксирует сложившееся положение вещей. Во-вторых, госзакупки, о которых идет речь, регулируются Федеральной контрактной системой (ФКС): сюда попадают органы региональной и федеральной власти, а также бюджетные организации — поликлиники, школы, вузы, больницы и даже детские сады. Значительная часть таких учреждений в строительной технике не нуждается. А вот крупнейшие ее потребители — госкомпании — под действие запрета не подпадают. Это означает, что «Ростех», «Газпром», «Россети» и все остальные большие игроки смогут беспрепятственно размещать свои заказы у иностранных производителей — их закупки регулируются отдельным законом № 223-ФЗ.
Аналитики подтверждают: на рынке новой стройтехники госзакупки занимают не более 25%. «Большинство потребителей спецтехники—коммерческие организации», — отмечает гендиректор ТД «Вертикаль» Геворк Ахвердян.
Единственная категория, на которую по факту повлияют антисанкции, — администрации. Крупные города и целые субъекты РФ до сих пор закупают технику для собственных нужд: подъемные краны, грейдеры и погрузчики поступают на баланс всевозможных департаментов градостроительной политики и ЖКХ.
Через несколько лет может возникнуть ситуация, когда более новые экскаваторы из России и Белоруссии придется списать, а старая зарубежная техника продолжит работать.
К примеру, петербургский комитет по благоустройству несколько лет подряд закупал технику Bobcat, JCB и Multicar. С 2015 года на смену ей должна прийти продукция Курганского и Угличского машиностроительных заводов, белорусского МТЗ, а также Тосненского механического завода из Ленинградской области.
«Это не означает, что автопарк комитета обновится полностью: продавать уже имеющуюся технику никто не заставляет, а срок службы американских и немецких погрузчиков зачастую выше, чем у российских аналогов», — говорит Геворк Ахвердян. Через несколько лет может возникнуть ситуация, когда более новые экскаваторы из России и Белоруссии придется списать, а старая зарубежная техника продолжит работать.
К тому же правительственный запрет не распространяется на запасные части. По словам эксперта Центра структурных исследований ИЭП им. Гайдара Ольги Березинской, муниципальные власти смогут использовать ранее заказанную технику из-за рубежа еще несколько лет, после чего продлить срок эксплуатации за счет своевременного ремонта. «Это отложенная выгода, которую покупатель получает при приобретении более качественного товара», — подтверждает Геворк Ахвердян.
РБК +

XI Конференция "Строительство в нефтегазовом комплексе", Нефтегазстрой-2022, 26 мая 2022 года

Предложить новость »


Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^