Борис Харас: Незамедлительно начинайте планирование миграции с зарубежного ПО и АСУТП в КИИ на отечественное
01.04.2022 Время чтения 3.1 мин. Нефтегазовая промышленность
С 31 марта 2022 г. в России запрещено приобретать иностранное программное обеспечение для объектов критической информационной инфраструктуры страны. Указ об этом подписал Президент России Владимир Путин. Не скрою, участники Союза испытали определенное удовлетворение, так как в течение последних пяти лет Союз предлагал именно такое решение. Принятое решение абсолютно необходимо с точки зрения обеспечение безопасности критической информационной инфраструктуры и в большинстве случаев связанных с ней критически важных и особо опасных объектов. Все предприятия ТЭК нужно рассматривать в контексте подписанного Указа. На всех предприятиях ТЭК находятся технологические объекты той или иной степени критичности.
Конечно, дьявол в деталях. В соответствии с 187-ФЗ необходимо было за последние три года провести категорирование объектов, выделить из них самые критичные. Обязанность категорирования лежала на организациях, эксплуатирующих объекты критической инфраструктуры. Насколько можно судить, эксплуатанты не рвались повысить степень критичности, справедливо полагая, что, чем выше критичность, тем выше требования по обеспечению кибербезопасности. Да и вообще , хлопот больше. У контролирующих органов есть возможность оспорить категорирование и даже серьезно наказать руководителей предприятий, не указавших или занизивших критичность производственных объектов.
Однако, жизнь поставила задачу, решать которую до 24.02 никто не планировал. Новые зарубежные технологии недоступны как со стороны производителей, так и благодаря позиции государства. Поддержка старых зарубежных технологий затруднительна. Полноценной замены со стороны отечественных производителей не существует. Китайские ПО и АСУТП не изучены. Установлен срок до 2025 года, в который зарубежное ПО для КИИ должно быть заменено на российское.
К сожалению, простым способом переключения на российского суперинтегратора проблема не решается, ибо в России технологических гигантов нет. Рынок производителей сильно фрагментирован. Одни делают контроллеры , другие пишут ПО, третьи пишу СУБД, четвертые пишут операционные системы для ЭВМ. Насколько нам известно, каждая компания ТЭК в срочном порядке кинулась на рынок искать, где и что можно купить.
Профессиональные советы компаниям ТЭК.
Самым первым шагом составьте реестр используемого лицензионного ПО. Уточните сроки действия лицензий всех производителей, и зарубежных, и отечественных. Наш опыт показывает , что инвентаризацию ПО на предприятиях никто не проводил. Сейчас это жизненно необходимо. Если срок использования лицензии истекает, решайте проблему продления или замещения. Времени на принятие решений, как раньше, нет и не будет.
Второе. Новое иностранное ПО для КИИ купить нельзя. Разработайте целевую архитектуру, как имеющееся зарубежное ПО и АСУ ТП будут работать параллельно с вновь приобретаемым российским ПО и АСУТП. До 2025 года параллельное существование неизбежно.
Третье. Срок до 2025 года очень сжатый. Незамедлительно начинайте планирование миграции с зарубежного ПО и АСУТП в КИИ на отечественное. Для миграции требуется время, а его очень мало. Не откладывайте миграцию на середину 2025 года, это заведомый провал. Планируйте сегодня, детально, насколько это возможно. При миграции на отечественное ПО и АСУТП вы неизбежно столкнетесь с тем, что какого то функционала вам не хватает. Чтобы его доработать, требуется время разработчикам. Чудес на свете не будет. Начиная планирование миграции сегодня, вы оставляете шанс успеть к 2025 году. Остановить критическое производство вам никто не даст.
Предложил бы отечественным производителям нефтегазового оборудования начать плотное взаимодействие с российскими производителями ПО и АСУТП. Ведь теперь ставить на агрегаты контроллеры Сименс и Хоневелл не очень модно. Так начинайте взаимодействие, а не только рассчитывайте на серый импорт. Мы для сотрудничества открыты.
Считаем, что для успешной реализации Указа Президента необходима консолидация ресурсов разработчиков, консолидация средств на разработку. Естественным образом возникает требование к консолидации потребностей компаний ТЭК, к унификации и стандартизации ПО и АСУТП. Консолидация потребностей возможна снизу, от компаний ТЭК. Или сверху, от Министерств. Ни того, ни другого мы не наблюдаем. Каждый выживает в одиночку, уменьшая шансы на успешную технологическую миграцию для отрасли в целом.
Минэнерго через РЭА пыталось заниматься консолидацией технологических потребностей. В вопросах ПО я успехов не видел. Хотелось бы взглянуть на результаты РГ при Минпромторге по импортозамещению ПО и АСУТП. Возможно, мы что то важное пропустили, но Союз положительных результатов за 8 лет работы не наблюдает. Впрочем, сейчас поздно сокрушаться о потерянном времени. Надо идти вперед и решать задачи. Дорогу осилит идущий.
Харас Борис Захарович председатель Союза разработчиков программного обеспечения ТЭК
Предложить новость