Влияние санкций ЕС и США на российские металлургические компании
14.03.2022 Время чтения 5.5 мин. Экономика
В отношении к металлургической промышленности России действуют четыре группы санкции:
- Персональные санкции ЕС, наложенные на основных акционеров металлургических компаний.
- Санкции ЕС и США, наложенные на российские финансовые институты.
- «Низовые санкции» — самостоятельный отказ потребителей от российской продукции.
- Разрабатываемые ЕС санкции для запрета импорта продукции черной металлургии из России.
Персональные санкции — наименее болезненные для металлургической промышленности России, так как они направлены на физических лиц. Однако, «правило 50%» распространяемона е на любые компании, контролируемые подсанкционными лицами, создаст проблемы для европейских активов российских компаний . Оно запрещает любые сделки в юрисдикции ЕС с компаниями, более чем наполовину контролируемыми подсканкционными физическими лицами. По состоянию на 14 марта, под санкции ЕС попали Алексей Мордашов (СЕВЕРСТАЛЬ), Дмитрий Пумпянский (бывший владелец ТМК) и Роман Абрамович (EVRAZ).
Северсталь не имеет европейских металлургических производственных активов, потому проблемы могут только в части продажи продукции ПАО «Северсталь» в Европе. У Северстали лишь торговые компании в двух странах ЕС. Продать их невозможно — придется приостановить деятельность.
ТМК имеет румынские производственные активы — TMK-Reşiţa S.A. и TMK-ARTROM. Они не могут после выплаты налогов свободно распределять прибыль в пользу российского акционера. Эти производственные единицы не могут получать сырье и полуфабрикаты от ТМК из России. В частности, TMK-ARTROM не может получать трубные заготовки от Волжского трубного завода (ТМК).
Роман Абрамович владеет в EVRAZ долей 28,64%, следовательно, есть вероятность, что европейские активы не пострадают. С американскими — сложнее. Там понятие взаимосвязанные лица толкуется по-иному, часто на практике к нему относят долю в 25%.
Подобные санкции вводятся впервые, поэтому не исключено отдельное решение Еврокомиссии по TMK-Reşiţa S.A., TMK-ARTROM. Скорее всего будет внешнее управление, как бы замещающее основного акционера.
На мой взгляд, выход подсанкционных лиц из советов директоров компаний, не поменяет положение дел. Взаимосвязанность и подконтрольность в ЕС толкуется очень широко. В Регламенте Совета ЕС № 833/2014 от 31 июля 2014 года, которым были введены «секторальные» санкции в отношении некоторых российских юридических лиц, устанавливалось: санкции распространяются на лиц, прямо перечисленных в соответствующих санкционных перечнях, приложенных к Регламенту, а также на лиц, чей уставный капитал принадлежит (прямо или косвенно) более чем на 50% лицу, включенному в соответствующий санкционный перечень, и на лиц, действующих от имени или по указанию лица, включенного в санкционный перечень, или лица, чей уставный капитал принадлежит (прямо или косвенно) более чем на 50% лицу, включенному в санкционный перечень. Как говорится, "мышь не проскочит".
ОМК и Загорский трубный завод не затронуты персональными санкциями в отношении акционеров. При этом они пострадают больше, чем ТМК, Северсталь или EVRAZ. Это связано с тем, в условия безусловного и более чем существенного сужения капитальных вложений российских нефтегазовых компаний, Загорский трубный завод приобрел новый актив — Уральская сталь. ОМК планирует начать производства бесшовных труб. Существенные капитальные затраты в нынешних условиях могут оказаться фатальными для этих компаний.
Санкции на российские финансовые институты затрудняют жизнь всем. Они усложняют платежи в валюте — USD, EURO, JPY, GBP. Банки-корреспонденты в ЕС и США не будут пропускать платежи, если платеж будет в адрес подсанкионных компаний, банков. Выходов всего два: новая резервная валюта (юань) и расчеты в рублях.
Думаю, Банк России будет предлагать и то и другое. Расчеты в рублях потребуют множества SWAP-соглашений между ЦБ РФ и центральными банками других государств, но пока об этом ничего не слышно.
"Низовые санкции" юридически оспорить невозможно. От них сложно избавиться. Разработку новых сплавов невозможно производить без мощной вычислительной инфраструктуры, а часто такая работа требует супер-компьютеров. ТМК надо моделировать новые соединения труб сегмента OCTG, а этого не сделать без запажных прикладных программных продуктов. Подразделение премиум-сервис ПАО «ТМК» не сможет производить расчеты дизайна скважины на программах семейства Landmark Solutions, чтобы дать рекомендации своим потребителям. Никаких китайских альтернатив здесь нет, придется как-то договариваться.
Санкции на продукцию сталелитейного производства – удар прежде всего по металлургическим компаниям, ориентированным на рынки Европы и США. Из российских компаний больше всего пострадает НЛМК, так как успех этой компании во много был основан на отгрузке полуфабрикатов (слябов, блюмов) из России в адрес структурных подразделений НЛМК в США и Европе. И эта схема неплохо работала. При появлении санкций НЛМК попадает в тяжелую ситуацию. Думаю, что произойдет банкротство зарубежных структур НЛМК. Не случайно, НЛМК в последние годы сделал много для выхода на рынки Турции и Египта. А это только огромный внутренний рынок, но и выход на другие рынки через турецкие EPC-компании.
Другие металлургические компании не так сильно пострадают. Например, ММК имеет структуру в Турции, но Турция не применяет санкции, следовательно, ММК не пострадает. Румынское подразделение ТМК – TMK-ARTROM – не нуждается в значительных поставках из России.
В части чистого экспорта (к нему не относится экспорт для собственных подразделений) пострадают немного все, но больше других Северсталь.
Что же делать российским металлургам?
Юридически оспаривать санкции, но вероятность успеха подобного иска в судах Европы и США, на мой взгляд, небольшая.
Просить правительство создать условия для расчета в рублях с иностранными потребителями.
Инициировать упрощение процедур страхования экспортных сделок. Сегодня ЭКСАР работает так, что легче рисковать, чем страховаться.
Избавляться, где это возможно, от зарубежных активов в странах, применяющих санкции в отношении России.
Ориентироваться на новые рынки, пусть и не такие комфортные, как ЕС.
Автор: эксперт Автандил Мамедов
Рейтинги поставщиков топливно-энергетического комплекса
Индикаторы цен на продукцию для нефтегазового комплекса
XVI Конференция "Снабжение в нефтегазовом комплексе", Нефтегазснаб-2022, 17 марта 2022 года
XI Конференция "Строительство в нефтегазовом комплексе", Нефтегазстрой-2022, 26 мая 2022 года
ХVI Конференция "Нефтегазовый сервис в России", Нефтегазсервис-2022, 27 октября 2022 года
ХV Конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе", Нефтегазшельф-2022,28 октября 2022 года
Telegram-канал Модернизация ТЭК
Настенные карты "Инвестиционная активность в российском ТЭК"
Предложить новость »