Национальная энергетическая платформа заменит ГИС ТЭК и тоже за государственный счет

25.10.2021 Экономика

Сверхпроблемная ГИС ТЭК полностью провалилась. На замену строится новая платформа. Комиссия по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК приняла решение завершить работы по ее созданию и разработать новую перспективную цифровую систему топливно-энергетического комплекса. Скандально известная многомиллионная система была запущена с трехлетним опозданием. Проект повлек за собой ряд уголовных дел о мошенничестве. Теперь Минэнерго планирует создать новую «Национальную энергетическую платформу», которая возьмет на себя функции ГИС ТЭК и будет разработана с учетом опыта по ее созданию. далее cnews.ru

Председатель Союза разработчиков программного обеспечения для ТЭК Борис Харас так прокомментировал ситуацию с ГИС ТЭК: "Минэнерго планирует создать новую «Национальную энергетическую платформу», которая возьмет на себя функции ГИС ТЭК и будет разработана с учетом опыта по ее созданию. Тендер на разработку научно обоснованных методов и решений по концепции новой цифровой платформы топливно-энергетического комплекса «Национальная энергетическая платформа» был опубликован на сайте госзакупок 29 сентября 2021 г. Заявки на участие в открытом конкурсе принимались до 21 октября, итоги будут подведены 3 ноября. Почти одновременно появились новости о том, что к весне 2022 года платформа «Гостех» завершит эксперимент по созданию экосистемы разработки госинформсистем.

Разработка программных платформ набирает все большую популярность в России. Программная платформа отличается от информационной системы тем, что платформа является инструментом построения системы, а система является законченным решением. Если, исходя из данной логики, посмотреть на ГИС ТЭК, то возникают вопросы.

Чем именно не устроила разработанная и принятая ГИС ТЭК? Почему сразу после ее разработки ею нельзя пользоваться? Как  пояснили представители Минэнерго, состав услуг и функциональность ГИС ТЭК определен № 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» от 3 декабря 2011 г. Тем же законом определена и функциональность ГИС ТЭК. Что же изменилось в постановке задачи при разработке новой платформы? Закон-то не изменился! Инициаторы нового проекта ссылаются на дополнительные возможности новой платформы, принципами которых является клиентоцентричность. При этом авторы инициативы утверждают, что новая система возьмет на себя функции ГИС ТЭК. По сути собираются делать аналог.  Странно, почему эти дополнительные возможности нельзя реализовать на старой ГИС ТЭК? Наверное, инициаторы нового проекта знают ответы на эти вопросы.

Исходя из нашего опыта разработки и внедрения систем, можно сказать, что ФЗ не определял и не может определять техническое задание на разработку ГИС ТЭК. Закон определяет общие функциональные требования, ТЗ должно было быть разработано отдельно. На основании одного ФЗ можно реализовать самые разные ГИС. Так в чем будет реальная разница старой и новой ГИС ТЭК?

ГИС ТЭК призвана обеспечивать информационную поддержку бизнес-процессов Минэнерго. Соответственно, чтобы ГИС была эффективной, она должна быть настроена на функционал и организационную структуру работы Минэнерго. Правда, оргструктура и функционал отдельных подразделений Минэнерго регулярно меняются. Не получится ли так, что к моменту окончания разработки Минэнерго не будет соответствовать вновь разрабатываемой ГИС ТЭК?

Если Минэнерго планирует разработать и внедрить новую цифровую платформу топливно-энергетического комплекса «Национальная энергетическая платформа», то кто из платформы будет делать решение для Минэнерго и когда? Платформа позволит в современной архитектуре реализовывать разные варианты построения информационной системы. Но она не является системой. Думаю, что речь в данном случае не идет об оговорке.

Система госуправления постоянно развивается, появляются новые законы и новые сущности, с которыми приходится иметь дело органам власти. Например, активно обсуждается принятие закона о промышленных данных. Если он будет принят, то появится новая сущность в государственном управлении, а у Минэнерго появятся новые сущности. Как это будет учтено в ГИС ТЭК? Новая доработка? Насколько существенной она может оказаться?

Наконец, как Национальная энергетическая платформа соотносится с разрабатываемой Сбербанком (проект ФКУ «Гостех») средой по созданию и развитию государственных информационных систем (ГИС)? Ведь в результате данного проекта с 2024 года, как предполагается, в «Гостех» мигрируют все федеральные госинформсистемы, и он будет стандартной и обязательной средой для цифровизации государства. К этому моменту этот рынок, как ожидает Минцифры, поменяет экономику, устранит ситуацию с созданием для разных госструктур на средства бюджета одних и тех же программных решений и станет ориентироваться не на цифровизацию ведомств, а на потребности внешнего клиента — граждан. Возможно, и на это вопрос у инициаторов проекта «Национальная энергетическая платформа» есть ответ, но они его не озвучивают. Со стороны это выглядит, как новые заказчики и разработчики решили реализовать новый проект с той же функциональностью. Правда, за государственный счет…"

 

Обсуждение новости идет в Facebook по ссылке »


Предложить новость »


Рекомендуем почитать


Рейтинг@@Mail.ru
^