О ситуации в "Росгеологии"
25.09.2021 Время чтения 13.5 мин. Экономика
В недавнем отчете, опубликованном в мае, Счетная палата о деятельности «Росгеологии» отметила: «На 1 января 2021 года не выполнены работы (этапы работ) по 45 контрактам на сумму 4,138 млрд. рублей или 27,7% от предусмотренного объема, в том числе по 37 контрактам, заключенным в 2016-2019 годах, на сумму 4,021 млрд. рублей». В 2019 году не были исполнены госконтракты на 4,9 млрд. рублей. Наибольший объем неисполненных обязательств образовался по контрактам на воспроизводство минерально-сырьевой базы углеводородов на сумму 3,28 млрд. рублей, что составляет 81,6% от общей стоимости невыполненных работ.
До начала 2020 года холдинг был монопольным исполнителем госзаказов по поиску полезных ископаемых. По данным Счетной палаты, в 2015–2019 годах Роснедра заключили с холдингом 248 контрактов на 76 млрд. рублей, но в 2020-м – уже только на 6,5 млрд. рублей, так как допущенные к конкурсу другие предприятия предложили более выгодные условия исполнения госзаказов. В 2019 году убытки «Росгеологии» превысили 4 млрд. рублей. В отчете Счетной палаты отмечалось, что «Росгеология» в основном функционирует за счет госконтрактов, поступления от которых составляют более 80% выручки. Причем доля работ по контрактам, выполняемых непосредственно материнской компанией АО «Росгеология», составляет в стоимостном выражении всего лишь около 10%. Основной объем геологоразведочных работ осуществлялся субподрядчиками из числа дочерних обществ холдинга и сторонних организаций, часть которых не выполнила контрактных обязательств.
В апреле этого года вице-премьер правительства и полномочный представитель президента страны в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поручил министру природных ресурсов и экологии разобраться в причинах срыва «Росгеологией» на протяжении трех лет разведки месторождений газа в Камчатском крае и неэффективности проведения геологоразведочных работ в Якутии. Срыв работ по поиску газа вынудил энергетиков Камчатки возобновить использование на местных ТЭЦ вместо газа мазута, что привело к ежегодным потерям в три миллиарда рублей.
Что касается разработки холдингом месторождений арктического шельфа, то и это утверждение в поздравительном послании президента страны явилось ошибочным. Ведь «Росгеология» занимается поиском новых месторождений, а их разработка, то есть эксплуатация, включая доразведку эксплуатируемых месторождений, - предмет деятельности добывающих компаний. Что касается работ на арктическом шельфе, то холдинг провел там лишь относительно небольшой объем геофизических исследований с использованием судна. Для разведочного бурения на арктическом шельфе у холдинга нет необходимого оборудования.
Несостоятельные в поздравительном послании утверждения о якобы внесенном «Росгеологией» весомом вкладе в изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы страны, который на самом деле весьма скромен, завершаются столь же несостоятельным утверждением, что холдинг, внедряя современные технологии, сохраняет приверженность замечательным трудовым традициям, заложенным поколениями выдающихся ученых, инженеров, специалистов.
О том, как в холдинге сохраняют приверженность замечательным трудовым традициям предшествующих поколений, наглядно свидетельствуют, в частности, результаты двух проверок Счетной палатой деятельности холдинга, проведенных в этом году и в 2016-м. За десять лет существования холдинга в нем сменилось четыре гендиректора, причем ни один из них не имел образования по какой-нибудь геологической специальности и никогда до назначения в холдинг в геологии не работал. Двое из них вынуждены были уйти после серьезных скандалов. С апреля 2019 г. холдинг возглавил бывший гендиректор Внешэкономбанка Сергей Горьков, который, в отличие от своего предшественника, лингвиста и переводчика, является по образованию и профессиональной деятельности финансистом. Однако ему тоже вряд ли удастся принципиально изменить тенденцию в деятельности «Росгеологии». Дело не только в его образовании и отсутствии опыта работы в геологии или в порочной кадровой и хозяйственной политике его предшественников, которые обезглавили руководство многих дочерних компаний холдинга. И дело даже не в отсутствии нужных средств для модернизации и внедрения новых технологий поиска полезных ископаемых, хотя с 1990-х технологии фактически не обновлялись, о чем нынешний глава холдинга поведал в интервью журналу «Компании». Все это и многое другое – следствия принципиальных причин.
А принципиальные причины неудач в деятельности «Росгеологии», как и у подавляющего большинства других предприятий страны, кроются в порочной экономической политике государства, препятствующей устойчивому развитию страны. Под устойчивым развитием понимается способность государства к расширенному воспроизводству совокупного национального капитала расширенным воспроизводством всех его составляющих. К ним относятся природные ресурсы, основные производственные фонды, производимая продукция, а также люди с их знаниями и умением воспроизводить себе подобных, создавать новые знания, материальные ценности и прочие средства, необходимые для жизнеобеспечения населения и развития государства. Основой же совокупного капитала является трудоспособный, профессионально образованный, человек, получающий за свой труд достойную оплату. Она должна обеспечивать, как минимум, простое воспроизводство затрат его ресурсов с учетом выращивания хотя бы одного наследника. Однако баланс составляющих национального капитала за последние десятилетия существенно нарушен, что ведет к постепенной деградации экономики страны и снижению ее экономической, а значит - ее национальной безопасности.
Экономика Советского Союза при всех ее недостатках развивалась на основе планирования товарного производства при соблюдении баланса существовавших материальных и нематериальных ресурсов и изготовления возможного объема продукции. При этом обеспечивалось опережающее развитие минерально-сырьевой базы страны. В советские времена Министерству геологии СССР - Мингео прямо или через республиканские министерства геологии подчинялись многочисленные геологические предприятия во всех регионах страны. Мингео являлось хозяйствующим субъектом, оно в рамках общегосударственных планов развития экономики планировало все работы по опережающему поиску новых месторождений полезных ископаемых и воспроизводству минерально-сырьевой базы, координировало их проведение и отвечало за их выполнение. В 1970-1980-х годах, «золотой век» советской геологии, было впрок разведано много месторождений, запасов которых хватило на приснопамятные 1990-е и последующие годы. С 1975-го по 1989 год Министерство геологии СССР возглавлял выдающийся геолог с мировым именем, лауреат Ленинской и нескольких Государственных премий, Евгений Козловский. После окончания Московского геологоразведочного института свою будущую трудовую, научную, государственную и преподавательскую деятельность он начинал рабочим геологической поисковой партии.
Сейчас руководство геологоразведочными работами зачастую доверяется людям без должного образования и опыта работы, не прошедшим все ступени профессионального мастерства. Вместе с тем и проведение таких работ нередко является случайным, так как в стране отсутствует общегосударственное планирование развития экономики, в рамках которого должны обосновываться показатели опережающего воспроизводства запасов различных видов минерального сырья. При этом жалкое существование влачит геологическая наука. Прежде она во многом развивалась в производственных объединениях и тесно соприкасалась с полевыми изысканиями, которые являлись ее практическим продолжением.
Сегодня к геологоразведочным работам какое-то отношение имеет Федеральное агентство по недропользованию – Роснедра, которое находится в ведении Минприроды. Но оно лишь организует государственное геологическое изучение недр, экспертизу проектов и проведение конкурсов и аукционов на право пользования недрами. Через него проводится и бюджетное финансирование этих работ. Поэтому Роснедра играет лишь некую посредническую роль и фактически не отвечает за результаты проводимых работ, выполняемых подрядными организациями. Число геологических организаций в стране существенно сократилось, и в ведении Роснедр их осталось лишь порядка десятка.
Пока «проедали» и разворовывали советское сырьевое наследство, почти исчезли два-три поколения специалистов, его создававших, и была разрушена прежняя стройная система научных, поисковых и геологоразведочных работ. Фактически была развалена также государственная система территориальных производственных управлений — основа прежней мощной советской геологии. Новую эффективную систему невозможно создать в условиях жёстких финансовых ограничений, исчезновения большинства квалифицированных специалистов, снижения уровня образования и квалификации геологов, появления множества некомпетентных руководителей в геологических организациях, устаревшего парка российской буровой и иной техники, и наличия многих других негативных факторов.
О масштабах развала в России прежней государственной системы геологоразведочных работ и расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы в какой-то мере говорит сравнение АО «Росгеология», до недавнего времени монопольно выполнявшего государственные заказы, только с одной из множества организацией Министерства геологии СССР - «Главтюменьгеологией», которая была самой мощной геологической службой в мире. В конце 1980-х годов, в пору своего расцвета, в «Главтюменьгеологии» только основные работы - буровые и геофизические выполняли 11 объединений, 50 нефтеразведочных и геофизических экспедиций, количество буровых бригад приближалось к ста, а бригад по испытанию скважин – к 60. В состав «Главтюменьгеологии» входили три научно-исследовательских и один проектный институт, вычислительный центр и лаборатория, оснащенная новейшим оборудованием, а также экспедиция по подсчету запасов углеводородного сырья. Общее число работников «Главтюменьгеологии» к 1988 г. достигло ста тысяч.
С 1953-го по 1991 г. «Главтюменьгеология» открыла 550 месторождений нефти, газа и газоконденсата. Среди них такие уникальные, с запасами газа более 500 млрд. м3 и нефти более 300 млн. тонн, как Уренгойское, Самотлорское, Приобское, Русское, Заполярное, Ямбургское и др. Об этом своем «весомом вкладе» в изучение недр руководство «Росгеологии» почему-то забыло, или поскромничало, упомянуть. Наиболее крупные открытия были сделаны, когда «Главтюменьгеологией» руководили известные геологи Рауль-Юрий Эрвье и Фарман Салманов. Эрвье был инициатором и организатором проведения широкомасштабных поисковых и разведочных работ на большей части Западной Сибири, закончившихся 70 лет назад открытием и последующим освоением крупнейшей тогда в СССР Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.
Для большей полноты сравнения прежней и нынешней государственных геологических служб сопоставим также структуры Роснедр и Министерства геологии СССР. На начало 2017 года в ведении Роснедр находилось лишь 10 федеральных государственных унитарных предприятий - научно-исследовательских и производственных организаций, 17 бюджетных учреждений и 11 территориальных органов. По состоянию на 1 января 2016 года численность работников центрального аппарата Роснедр составляла 109 человек, территориальных органов – 690 человек, а работников подведомственных организаций - 10 432 человека.
Для сравнения, в 1978 г. в Министерстве геологии СССР действовало 67 производственных геологических объединений, пять производственных и два научно-производственных объединений. Основной производственной единицей являлись геологоразведочные экспедиции, количество которых в разные годы в среднем составляло около 650. В министерстве создали уникальное Всесоюзное промышленное объединение по производству геологоразведочной техники. Штатную численность центрального аппарата министерства установили в количестве 621 человек. По оценкам, количество работников геологических организаций на территории РСФСР достигало 800 тысяч человек. Общее же число работников Роснедр и «Росгеологии» с предприятиями не превышает 26 тысяч, то есть почти в четыре раза меньше чем в «Главтюменьгеологии». Для сравнения, в 2016 г. в материнской компании «Росгеология», управляющей надстройке холдинга, работало 445 человек, то есть немногим меньше чем в Министерстве геологии СССР. В 2017 году Роснедра по результатам трехлетних работ, выполненных «Росгеологией», выдали лишь три свидетельства об открытии относительно небольших месторождений твердых полезных ископаемых и 10 свидетельств на месторождения углеводородного сырья.
Увеличение в стране числа мусорных свалок и экологических катастроф и развал прежней государственной геологической службы наглядно отражают уровень компетентности и ответственности многих прежних и нынешних руководителей Минприроды, а также их кураторов в самом правительстве. Сейчас Роснедра возглавляет геолог, но до него шесть лет Роснедра возглавлял… ветеринар. Начальство «Росгеологии» в отличие от руководителей «Главтюменьгеологии» советских времен по своему образованию и опыту работы во многом весьма похоже на руководство Минприроды. Отсюда проистекают и основные цели деятельности руководства холдинга. По результатам первой проверки Счетной палаты, проведенной в 2017 г., средняя годовая заработная плата руководителей материнской компании «Росгеологии» с 2015-го по 2017 год составила около 750 тысяч рублей. Она в 15 (!) раз превышала среднюю годовую заработную плату работников холдинга. Замечу, в СССР заработки бурильщиков скважин нередко значительно превышали зарплату министра геологии, но которая лишь втрое превышала среднюю заработную плату в отрасли. Казалось бы, столь высокие доходы руководителей «Росгеологии» должны были бы быть обусловлены высокими достижениями холдинга по воспроизводству минерально-сырьевой базы страны. Однако проверки Счетной палаты показали, что дела в холдинге далеки, мягко говоря, от идеальных. И, конечно же, средняя добавленная стоимость, создаваемая одним руководителем холдинга, не превышает в 15 раз среднюю заработную плату работника, тождественную создаваемой им средней добавленной стоимости.
Как отмечалось, доля работ по контрактам, выполняемых непосредственно материнской управляющей компанией «Росгеология», составляет в стоимостном выражении около 10%. Однако ее доход в общем объеме выручки холдинга составляет почти половину и приходится треть его прибыли. Счетная палата также установила, что управляющая компания «Росгеология» получает немалые доходы от передачи ей дочерними предприятиями полномочий единоличного исполнительного органа, вследствие чего гендиректор холдинга стал одновременно их гендиректором. Надо полагать, не бескорыстно. Помимо упомянутых выше оплачиваемых услуг, на основании заключенных со своими дочерними обществами договоров «Росгеология» осуществляет также полномочия единоличного исполнительного органа по руководству их текущей управленческой деятельностью, включая контроль финансовых потоков, решение имущественных и кадровых вопросов. За это материнская компания «Росгеология» в соответствии с условиями договоров удерживает еще и до 5% с доходов дочерних обществ. В чем на самом деле заключаются полномочия единоличного исполнительного органа понять трудно, так как управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия невозможно отделить от управления его производственной деятельностью. Говорят, руководителям предприятий, не соглашавшимся на «добровольную» передачу материнской «Росгеологии» полномочий единоличного исполнительного органа, так как это противоречило принципам акционерного управления, предложили уволиться. Поэтому многими дочерними обществами холдинга сегодня руководят люди, не имеющие геологического образования и опыта работы.
Еще одна новация - управляющие директора дочерних предприятий холдинга являются штатными сотрудниками… материнской «Росгеологии». Они же почему-то подписывают и все договора с ней, а гендиректор холдинга, как отмечалось, является гендиректором почти всех «дочек». Абсурдность и порочность такого управления очевидна, учитывая еще и разбросанность дочерних предприятий по всей стране. В частности, при подобных отношениях хозяйствующих субъектов не реализуются предусмотренные меры ответственности материнской компании, пени и штрафы ей не начисляются и не взыскиваются. В отчетах Счетной палаты отмечалось, что вследствие централизованного управления дочерними предприятиями нарушилась оперативность решения многих вопросов, в том числе при выполнении договоров подряда, что отражается на сроках выполнения и качестве работ. Подробно о ситуации, сложившейся в холдинге, рассказано в публикации Ряженые» геологи на минерально-сырьевой базе России.
О результатах проверки в 2017 г. деятельности «Росгеологии» глава Счетной палаты Татьяна Голикова сообщила тогда письмом президенту страны. Однако, судя по хвалебной поздравительной телеграмме холдингу по поводу его юбилея, результаты обеих проверок Счетной палаты в администрации президента проигнорировали. Были проигнорированы и обращения в правительство и к президенту ряда известных авторитетных геологов о необходимости восстановления системы стратегических исследований недр. Руководители Минприроды, Роснедр и затем «Росгеологии» за прошедшие почти тридцать лет показали свою неспособность решить стратегически значимые проблемы минерально-сырьевой базы страны, что является важной частью обеспечения ее национальной безопасности. Если руководители советских министерств и ведомств в рамках своей компетенции обязаны были принимать определенные решения и отвечать за их исполнение, и для этого им подчинялись соответствующие организации и предприятия, то при нынешней системе управления экономикой и действующем законодательстве такая ответственность вышестоящих органов фактически исключена. Это наблюдается и в структуре управления геологией, вертикаль которой образуют Минприроды, Роснедра, «Росгеология», научные и производственные геологоразведочные предприятия. Как отмечалось, верхние три органа выполняют в основном посреднические функции, в том числе по пересылке «вниз» бюджетных средств с отчислениями за свое посредничество.
Поэтому, по мнению многих специалистов для обеспечения минерально-сырьевой безопасности страны необходимо создать Министерство геологии и недропользования России. В частности, с этим предложением несколько лет назад обратились в правительство авторитетные специалисты, руководители Ассоциации геологических организаций Евгений Козловский и Алексей Варламов. Создать министерство они предложили реорганизацией Роснедр с передачей в состав министерства из Минприроды России Департамента государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования, а также всех полномочий по нормативно-правовому регулированию и контролю в этой сфере. В новое министерство предложено было также передать все геологоразведочные предприятия, принадлежащие государству, включая дочерние предприятия «Росгеологии» с преобразованием их в государственные организации, и упразднив холдинг. В обоснование предложения авторы обращения привели следующие доводы.
1.Отсутствие единого органа исполнительной власти, отвечающего в комплексе за геологическое изучение недр, воспроизводство минерально-сырьевой базы и недропользование, и обладающего для этого всеми правоустанавливающими и правоприменительными функциями.
2. Государственный заказ на геологоразведочные работы распределяется на основе закона № 44-ФЗ, регулирующего отношения в сфере купли-продажи различной товарной продукции и услуг. Однако его применение для геологоразведочных работ неприемлемо ввиду невозможности абсолютно точно предсказать результаты поиска месторождений и отсутствия товарной продукции до начала промышленной эксплуатации открытого месторождения. Поэтому на длительное время задерживаются работы, что негативно сказывается на их качестве и эффективности. Таким образом, организация акционерного общества, целью которого является получение прибыли, в отсутствие товарной продукции совершенно не подходит для геологоразведочных предприятий. Эта форма не учитывает специфику геологоразведочных работ, целью которых является стратегическое исследование недр, а прибыль получают добывающие предприятия при реализации добытого минерального сырья. Особенно негативно эта особенность проявилась в отношении научно-исследовательских институтов. В результате акционирования все НИИ, вошедшие в холдинг «Росгеология», за последние годы существенно растеряли научный потенциал, а качество выполняемых ими работ заметно снизилось.
3. Выделяемое бюджетное финансирование недостаточно для выполнения необходимых объемов даже региональных геологоразведочных работ. Для их финансового обеспечения ассигнования требуется увеличить в два-три раза. По этой причине компании-недропользователи вынуждены заниматься поисковыми работами на плохо подготовленных участках недр, включая территории с неустановленной нефтегазоносностью и неясной перспективой наличия запасов твердых полезных ископаемых. В советское время геологические исследования финансировались за счет отчислений средств добывающих предприятий на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Сейчас эти отчисления в виде налога на добычу полезных ископаемых и акцизы включены в налоговую систему. Их в конечном итого выплачивает население страны, чем снижается его покупательная способность, а добывающие предприятия эти налоги не используют, так как они включены в себестоимость добываемого сырья.
4. Региональное изучение перспективных территорий для поиска месторождений полезных ископаемых далеко от завершения. На территории Российской Федерации еще много участков недр, где не завершен прогноз запасов. Это подтверждается степенью разведанности месторождений, которая не превышает 50%. Все имеющиеся программы геологоразведочных работ носят узковедомственный характер, при этом не использованы потенциал академической науки и отечественные разработки оборудования и программного обеспечения.
Полный текст статьи в газете "Промышленные ведомости"