Михаил Мишустин о российском рынке электромобилей
23.08.2021 Время чтения 7.9 мин. Электроэнергетика
23 августа 2021 года Михаил Мишустин подписал распоряжение 290-р, которым утвердил:
- концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года;
- целевые показатели по производству электрического автомобильного транспорта и развитию зарядной инфраструктуры на период до 2030 года;
- план мероприятий ("дорожную карту") по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2024 года.
Минэкономразвития России, Минпромторгу России, Минэнерго России и Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено разработать перечень мероприятий по развитию автомобильного и наземного городского транспорта на водородных топливных элементах и инфраструктуры для него в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено разработать перечень мероприятий по проведению фундаментальных научных исследований в области технологий электрического автомобильного транспорта в течение 3 месяцев со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Отмечено, что Целенаправленная политика развитых стран по трансформации глобальной экономики и формированию нового мироустройства, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс, требует реакции всех стран мира, включая Российскую Федерацию. Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, Российская Федерации не может игнорировать тот факт, что основной потребитель энергии – транспорт – стал активно набирать обороты в движении по сокращению потребления ископаемого топлива. И важнейшей причиной изменений в этом процессе стало увеличение производства электромобилей, растущего на больших ожиданиях неудовлетворенного спроса.
В настоящее время Российской Федерации необходимо определить свою роль на интенсивно формируемом глобальном рынке, а также сформировать внутреннюю политику по отношению к глобальным автомобильным концернам и национальным производителям в сегменте электротранспортных средств, определить зоны защиты и зоны перспективной кооперации. В настоящее время имеются все возможности для Российской Федерации встроиться в мировое автопроизводство на новом технологическом уровне, став активным участником глобального рынка.
В настоящее время в Российской Федерации уже сформирован сектор разработки и производства электротранспортных средств. Также реализуется несколько проектов в области разработки и производства электромобилей. Все они находятся на разных стадиях развития и ориентированы на разные сегменты рынка.
Сегмент электробусов представлен 3 компаниями - публичное акционерное общество "КАМАЗ", публичное акционерное общество "ГАЗ" и общество с ограниченной ответственностью "Волгабас". Эти компании уже развернули серийное производство, а сами электробусы эксплуатируются в городах Российской Федерации, прежде всего в г. Москве. Ежегодный объем производства российских электробусов в настоящее время превышает 300 единиц в год.
Сегмент электромобилей представлен моделями разного уровня готовности. Одним из таких проектов является разработанный федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" совместно с публичным акционерным обществом "КАМАЗ" электромобиль КАМА-1. Это первый опытный образец в составе разрабатываемой в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого" платформы разработки электротранспортных средств от компактного городского автомобиля до городских 18-метровых электробусов, соответствующих международным требованиям сертификации. Кроме того, существуют и другие проекты по производству электромобилей. Так, в 2020 году публичное акционерное общество "ГАЗ" представило первые экземпляры электрических "газелей" (GAZelle e-NN). Основу конструкции новой модели составляет единая унифицированная электроплатформа, архитектура которой позволяет выпускать полную линейку легкого коммерческого транспорта - бортовые грузовики, микроавтобусы, фургоны и различные варианты специальной техники.
В 2021 году планируется увеличение производства в 3 модификациях - грузопассажирского фургона-комби, микроавтобуса, маршрутного микроавтобуса. Основными компонентами для производства электромобилей являются моторы и аккумуляторы, которые компания планирует закупать у китайских производителей. Публичное акционерное общество "ГАЗ" планирует запустить разработку собственной компонентной базы. Также на базе общества с ограниченной ответственностью "ЗЕТТА" (г. Тольятти) запущено серийное производство электромобилей под брендом Zetta.
В г. Калининграде на базе общества с ограниченной ответственностью "АВТОТОР Холдинг" в 2023 году планируется запуск сборки электромобилей KIA и Hyundai.
Перспективы развития использования электротранспортных средств в Российской Федерации связаны с наиболее выгодными условиями их эксплуатации. Ожидается, что в ближайшие 6 - 8 лет цена на электротранспортные средства снизится до привлекательного уровня, что будет связано с достижениями в технологиях хранения энергии. Кроме того, при пересчете на жизненный цикл собственники электромобилей уже сейчас могут существенно выигрывать у собственников автотранспортных средств, оборудованных двигателем внутреннего сгорания. Таким образом, государственная поддержка, направленная на то, чтобы цена приобретения электротранспортного средства стала выгодной уже сейчас, позволит открыть рынок в части развития массовых продаж.
На сегодняшний день разница между стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет примерно 750 тыс. рублей. При этом эксплуатация электротранспортного средства уже может быть более выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, если электромобиль будет проезжать не менее 45 тыс. километров ежегодно в течение не менее 5 лет. Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу суммы, что делает выгодным использование электромобиля, как минимум, в качестве такси и для краткосрочной аренды автотранспортного средства (каршеринг) в условиях города (сопоставление проводилось для Nissan Leaf и Skoda Octavia).
Для рынка электромобилей сегодня характерно наличие большого неудовлетворенного спроса. Стимулирующие программы могли бы побудить к росту этот спрос, обеспечив выход страны в лидеры формируемого нового глобального рынка. По объему продаж мировой рынок электромобилей в наибольшей степени приблизился к точке перелома. В 2020 году продажи электромобилей в мире составили 4,2 процента общего объема глобального рынка легкового транспорта, что соответствует объему в 3,1 млн. электромобилей. Ожидаемые институциональные изменения и технологические прорывы на мировом рынке приведут к тому, что отрасль перейдет от стадии роста рынка к стадии массового быстрого роста в ближайшие годы. В отдельных регионах мира (страны Западной Европы и Китай) перелом рынка уже начался.
Российский рынок демонстрирует существенное отставание. По состоянию на 2020 год парк электромобилей в Российской Федерации насчитывает до 11 тыс. электромобилей. С учетом реализации Концепции предполагается, что прогноз потребления электротранспортных средств в Российской Федерации в общей структуре автотранспорта должен составить 15 процентов, из которых существенную часть составляют легковые и легкие коммерческие электромобили. Исходя из планов автопроизводителей и расчетного плана развития рынка объем потребления новых электромобилей в 2030 году может превысить 250 тыс. штук.
В прогнозе развития рынка электротранспортных средств за основу взяты данные Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по автомобильному транспорту до 2030 года, анализ фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" в партнерстве с федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", публичным акционерным обществом "КАМАЗ", автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования "Сколковский институт науки и технологий" и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования "Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка".
Сбалансированный сценарий развития инфраструктуры электрозарядных станций к 2030 году потребует наличия 144 тыс. зарядных станций (портов) (1,4 млн. электромобилей к 2030 году, 10 электромобилей на 1 электрозарядную станцию, 60 процентов которых являются медленные электрозарядные станции).
Необходимо отметить, что значительная доля финансирования будет приходиться на частный бизнес.
Для выполнения расчетов принимались во внимание следующие виды зарядных станций:
медленные электрозарядные станции - за 1 час получаемая энергия равна дистанции от 6 до 90 км (44 кВт/ч);
быстрые электрозарядные станции - получение 90 процентов заряда батареи за 20 минут (150 кВт/ч).
Принимая во внимание мировой опыт и российские особенности, ставку в развитии зарядной инфраструктуры следует сделать на увеличение доли быстрых зарядных станций.
Дальнейшие операционные расходы на эксплуатацию составляют 80 - 120 тыс. рублей на медленную электрозарядную станцию и 150 - 300 тыс. рублей на быструю электрозарядную станцию. Анализ зарядных станций в Индии и США показал, что средний срок окупаемости электрозарядной станции составляет от 7 до 10 лет, при этом параметр зависит от парка электромобилей в стране. В Российской Федерации аналогичный проект является коммерчески эффективным только в перспективе. В связи с этим важным аспектом при реализации программы развития инфраструктуры является активное содействие государства (компенсация до 60 процентов расходов).
Для формирования бесперебойного движения по территории Российской Федерации максимальное расстояние между двумя ближайшими станциями зарядки на дорогах общего назначения не должно превышать 100 километров. При расчете такого показателя учитывались обширная территория Российской Федерации, средний запас хода электромобилей и износ батарей, увеличение расхода электроэнергии в холодные периоды года и поведенческие аспекты водителей. В условиях крупных мегаполисов целесообразно размещение зарядных станций на расстоянии не более 4 кв. километров.
Государственная политика регулирования зарядной инфраструктуры должна быть более гибкой и включать помимо непосредственно финансирования проектов создания зарядных станций ряд стимулирующих мер для частного бизнеса.
В Российской Федерации имеются достаточные компетенции для конструирования тяговых батарей для электротранспортных средств, но в то же время отсутствует производство ячеек литий-ионных аккумуляторов с необходимой удельной энергией и в достаточном объеме.
Приоритетная государственная поддержка должна быть ориентирована на развитие этого сегмента ввиду того, что на аккумуляторные системы приходится до 50 процентов стоимости электромобиля. Аккумуляторная батарея является критическим компонентом электромобиля, и устойчивое производство электротранспортных средств невозможно без наличия собственной технологической цепочки производства, от сырья до конечного изделия. Именно таким путем идут ведущие мировые автопроизводители - BMW, Volkswagen и Tesla. При этом приоритет должен быть отдан разработке и производству батарей на основе наиболее передовых катодных материалов (NMC и LFP) с дифференциацией в зависимости от конкретных областей применения.
В топливном дивизионе Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" акционерным обществом "ТВЭЛ" создан интегратор - общество с ограниченной ответственностью "РЭНЕРА", который занимается развитием и продвижением накопителей энергии для электротранспортных средств. Общество с ограниченной ответственностью "РЭНЕРА" обладает собственным центром научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивает сервисную поддержку своей продукции и предлагает ее в аренду, лизинг и трейд-ин.
В марте 2021 г. общество с ограниченной ответственностью "РЭНЕРА" приобрело 49 процентов акций южнокорейского производителя литий-ионных батарей Enertech International с обязательством по созданию в России производства литий-ионных ячеек и аккумуляторных батарей.
Первая очередь завода должна заработать в 2025 году, а к 2030 году его мощность составит не менее 2 ГВт/ч в год. По сбалансированному сценарию при наличии соответствующего спроса производство может быть увеличено в 6 раз.
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" ведет широкий спектр разработок в сфере электрического автомобильного транспорта, ее разработки применяются в электробусах публичного акционерного общества "КАМАЗ" и электромотоциклах акционерного общества "Концерн "Калашников".
Предложить новость »