7 июля в ТПП РФ обсудят создание условий по масштабному управлению спросом на электрическую энергию

08.06.2021 Электроэнергетика

Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК готовит заседание по вопросу: «О работе генерирующих компаний по управлению спросом на электрическую энергию». Управление спросом на электроэнергию позволяет энергопотребляющим предприятиям проводить кратковременные
сокращения электроэнергии и получать дополнительный доход. К настоящему времени механизм сокращения потребления электроэнергии реализован на ряде предприятий страны. В программе заседания доклад АО «Концерн «Росэнергоатом» о первом опыте по управлению спросом на электрическую энергию и предложениях по дальнейшему развитию данного бизнеса (записка прилагается).
В заседании примут участие представители генерирующих компаний и потребителей электрической энергии, федеральных органов власти, научных организаций, эксперты. В ходе заседания также будут затронуты вопросы введения в России оборота сертификатов происхождения электроэнергии, подтверждающих низкоуглеродное электропотребление. 
Заседание Комитета пройдет 7 июля 2021г., в 14. 00 часов, в ТПП РФ, по адресу: г. Москва, ул. Ильинка, д. 6, Библиотека, в смешанном формате (очно и ВКС). 

 

С 01.07.2019 в единой национальной энергетической системе России (на территории первой и второй ценовых зон оптового рынка) запущен пилотный проект по управлению спросом на розничном рынке электрической энергии (мощности). В рамках пилотного проекта управление спросом представлено как одна из услуг по обеспечению системной надежности, закупку которых обеспечивает АО «СО ЕЭС». В рамках пилотного проекта сообщество субъектов электроэнергетики во главе с АО «СО ЕЭС»  стремится  выработать целевую модель реализации услуг по управлению спросом. В  рамках этой модели Агрегатор управления спроса станет полноценным участником рынка, будет оказывать услуги энергорынку.
По мнению ряда исследователей уже сегодня рынок управления спросом в ЕЭС России имеет потенциал 2 - 4 ГВт. Но зачастую потребители еще не знают  о самой возможности получения прибыли от разгрузок,  о своих возможностях по разгрузке, либо считают, что технически к этому не готовы.
Основным сегментом рынка являются коммерческие и промышленные предприятия, предприятия агропромышленного комплекса, коммерческие и административные организации, офисные и торговые центры, центры обработки данных, покупающие электроэнергию на розничном рынке электрической энергии (мощности), расположенные на территории 1 и 2 ценовых зон оптового рынка электрической энергии и мощности.
Предельный объем услуг по управлению спросом на 2020 год составил 0,5% спроса на мощность: для 1-ой ценовой зоны – 712,55 МВт, для 2-ой  ценовой зоны – 198,37 МВт.
По прогнозу АО «СО ЕЭС» в среднесрочной перспективе объем услуги по управлению спросом сложится на уровне более 1 ГВт.
В соответствии со «Стратегией цифровой трансформации электроэнергетики» (подготовлена Ассоциацией «Цифровая энергетика») целевой объем мощности ресурсов управления спросом составит не менее 4 ГВт к 2030 году.
Рынок электроэнергии готов оплачивать разгрузку по команде  специально подготовленным потребителям, что позволит не подключать к энергосистеме наиболее дорогую и неэффективную генерацию. Агрегаторы управления спросом в данном случае выполняют функцию сбора таких потребителей в группы и управления ими, что позволяет добиться значимых объемов разгрузки.
Развитие продукта управление спросом на электрическую энергию с одной стороны позволяет увеличить надежность энергосистемы, с другой стороны позволяет потребителю получить дополнительную прибыль за счет перераспределения своего потребления внутри суток.
Управление спросом на электрическую энергию - это инструмент, который позволяет рынку электроэнергии привлекать потребителей для снижения потребности в дорогой неэффективной генерации и создания дополнительного резерва мощности в энергосистеме. Опыт США, а также ряда стран  в Европе и  Азии показывает высокий потенциал развития рынка управления спросом. «Пилотный» проект, иницированный в ЕЭС России, также показывает высокий интрес к механизму со стороны потребителей и участников рынка.
Продуктом рынка  являются агрегированные услуги по управлению нагрузкой пула потребителей. Сегодня в рамках пилотного проекта предусмотрены следующие параметры оказания услуг по управлению спросом:
- количество разгрузок от 1 до 5 в месяц;
- длительность разгрузки: 2 или 4 часа (по выбору потребителя);
- предельная стоимость: 845 371 тыс. руб.за 1 МВт/месяц для первой ценовой зоны,  672 294 тыс. руб.за 1 МВт/месяц для второй ценовой зоны;
- средневзвешенная стоимость: 347 тыс. руб. за 1 МВт/месяц для первой ценовой зоны, 521 тыс. руб. за 1 МВт/месяц для второй ценовой зоны.
- объем рынка ограничен тарифным решением ФАС России: в 2020 году АО «СО ЕЭС» может закупить услуг по разгрузке не более 712 МВт для первой ценовой зоны (1 ЦЗ), 198 МВт для второй ценовой зоны (2 ЦЗ).
В 2020 году в рамках конкурентных отборов было отобрано:
1 квартал:
- отобраны заявки 47 Агрегаторов по 156 объектам управления, общий объем 230 МВт;
- средневзвешенная цена 339 тыс. руб. для 1 ЦЗ, 604 тыс. руб. для 2 ЦЗ.
2 квартал:
- отобраны заявки 43 Агрегаторов по 155 объектам управления, общий объем 281 МВт;
- средневзвешенная цена 347 тыс. руб. для 1 ЦЗ, 521 тыс. руб. для 2 ЦЗ.
Группа компаний-генераторов реально участвует  в развитии рынка управления спросом. Одним из участников этого  рынка является  АО «Концерн Росэнергоатом» (входит в состав Методологического совета по вопросам экономического управления спросом на электрическую энергии).  Одной из   функций Концерна является формирование целевой модели Управления спросом на электроэнергию в ЕЭС России. Он также   выступает в роли Агрегатора управления спросом с 01.07.2019. За время пилотного проекта Общество  приняло участие в 2 конкурентных отборах из 4. Успешно пройдены конкурентные отборы с 3 потребителями, получена первая выручка.
По состоянию на начало 2 квартала 2020 года отработаны основные процессы Агрегатора управления спросом. Частично доработана существующая информструктура коммерческого учета АО «Концерн Росэнергоатом». Сформированы минимальные решения по автоматизации процессов Агрегатора в части расчетов графиков нагрузки, коммерческого учета и уведомления потребителей.
Агрегаторы занимаются поиском и контрактацией потребителей для участия в конкурентных отборах АО «СО ЕЭС» (в рамках пилотного проекта отборы проводятся на календарный квартал). В рамках конкурентных отборов Агрегаторами подаются ценовые заявки, которые учитывают стоимость оказания услуг потребителей и наценку Агрегатора (наценка до 10% рассматривается в качестве конкурентноспособной). В случае прохождения конкурентного  отбора  с АО «СО ЕЭС» заключается доходный для Агрегатора договор на оказание услуг по управлению спросом, а также вступают в силу расходные для Агрегатора договоры на оказание услуг по изменению нагрузки потребителей. Услуги оплачиваются ежемесячно, движение денежных средств происходит по следующей цепочке: АО «СО ЕЭС»→Агрегатор→Потребитель. Энергосбытовые организации предлагают данную услугу своим же клиентам, что существенно упрощает наращивание объема оказываемой услуги. Вознаграждение / наценка энергосбытовых организаций за оказание услуги составляет от 30 до 50% выручки.
Из опубликованной СО «ЕЭС» информации об исполнении (неисполнении) агрегаторами управления спросом на электрическую энергию обязательств по договорам оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию в марте 2021 года следует, что  244 субъекта  управления спросом оказали услугу  примерно на 150 МВт, из них  около 70 организаций  оказали услугу в объеме до 100 МВт, а  свыше 80   организаций  совсем не выполняли обязательств по договорам оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, что  говорит  о  медленном процессе развития данного сектора услуг.
Для расширения масштабов управления спросом  необходимы:
- поиск и привлечение потребителей с возможностями управления профилем нагрузки;
- управление пулом потребителей с учетом состояния оборудования и резервирования объемов;
- эффективное и оперативное взаимодействие с потребителями с целью выполнения обязательств по разгрузке;
- выполение мероприятий по коммерческому учету и анализу данных коммерчесокго учета.
Для развития указанного сектора рынка «Управление спросом» необходимо наличие ряда условий, включая:
- объекты клиента полностью соответствуют требованиям по участию в проекте. Оказывается услуга по выводу объектов на рынок Управления спросом на электрическую энергию. Они должны быть  оснащены интервальными приборами учета э/э. Приборы учета э/э поставляются клиенту с последующей оплатой / зачетом по договору оказания услуг;
- объем нагрузки клиента заявляется для участия в агрегированном объекте управления. Данный вариант предоставляет более гибкие условия для участия в проекте;
- проработать  варианты включения различных условий работы с клиентами в договор оказания услуг (сформировать «конструктор» существенных условий договора).
А также решить ряд задач:
- отработка, настройка и оптимизация бизнес-процессов Агрегатора управления спросом от этапа поиска и контрактации потребителей до этапа оплаты оказанных услуг;
- создание цифровой платформы по автоматизации бизнес-процессов Агрегатора управления спросом с целью увеличения качества выполнения фукнций Агрегатора при невысоких издержках;
- развитие компетенций по работе с непосредственным потребителем (продажи в сегменте b2b и возможным переходом в перспективе в сегмент b2c, который требует иных технических решений);
- развитие бизнес-модели Агрегатора в части интеграции с производителями оборудования для измерения и управления энергонагрузкой и организациями по оказанию услуг энергоменеджмента, расширение схем взаимодействия с потребителями (счетчик как услуга и прочее);
- перераспределение ответственности за невозможность разгрузки на Агрегатора (безрисковые услуги для потребителя).

В целях привлечения  потребителей им  предоставляется возможность участия в проекте по оказанию нового вида услуги. Совместно с потребителями проводится анализ объектов на соответствие техническим требованиям для участия в проекте. Проводится анализ потребления электрической энергии, выдаются рекомендации по возможному объему перераспределяемой нагрузки, а также длительности перераспределения. Определяется перечень оборудования  потребителей электрической энергии, за счет которых можно осуществлять изменение графика нагрузки.
Для эффективного взаимодействия с большим количеством потребителей предлагается разработать программную платформу Агрегатора управления спросом. Программная платформа позволит создать конкурентное приемущество, повысить производительность работы при увеличении количества клиентов, перейти от модели один потребитель = объект управления к возможности управлять пулом потребителей в составе объекта управления. Управление пулом потребителей обеспечит минимизацию рисков неисполнения команд по изменению нагрузки и максимизировать выручку.
В ходе переговоров с клиентами, чьи объекты не в полной мере соответствуют техническим требованиям участия в проекте, выявлена потребность в создании механизма оснащения клиентов специальным оборудованием. Предлагается сформировать предложение (техническое и коммерческое) для оснащения потребителей таким оборудованием. Это позволит предлагать клиентам различные модели взаимодействия и упростить для клиентов процедуру входа в проект.
Требуется модернизация существующей аппаратной базы коммерческого учета – модернизация системы учета в части обмена данными с использованием мобильных сетей и сети интернет.
Необходимо сформировать готовые технические решения в части учета электрической энергии для потребителей (счетчик – интернет, счетчик – макет).
Необходимо развитие навыков и подходов по взаимодействию с потенциальными потребителями (компетенции по этому вопросу низкие).
Организация закупки услуг  определяется в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом необходимо внесение изменений в 223-ФЗ в части включения возможности заключения договоров на оказание услуг по изменению нагрузки в перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика.
Необходимо проработать решение по автоматизации процессов и автоматизации взаимодействия с потребителем через интернет (создание личного кабинета и пр.).
  Важное значение приобретают накопление клиентской базы, создание готовых решений под разные виды деятельности потребителей (производство, агропромышленное предприятие, БЦ / ТЦ, ЦОД и пр.), отстройка бизнес-процессов Агрегатора, разработка бизнес-моделей услуг агрегатора для разных потребителей (включая лизинг приборов учета, компенсация затрат на энергоаудит и/или создание систем учета через плату за управление потреблением, др.).
Вместе с этим    значительное увеличение  числа потребителей  поставит перед  Агрегатором задачу привлечения дополнительных ресурсов для  эффективного выполнения процессов управления спросом.

Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК

Обсуждение новости идет в Facebook по ссылке »


Предложить новость »



Рейтинг@@Mail.ru
^