Ростех конкурирует с компанией бывшего президента Роснефти
25.05.2021 Время чтения 2.8 мин. Угольная промышленность
ФАС начала рассмотрение жалобы «Ростеха» на условия проведения аукциона на угольное месторождение Богатырь. По данным “Ъ”, поводом стали спецусловия, среди которых у «Ростеха» сложности может вызвать только одно: необходимость заказать на российских верфях и быстро ввести в эксплуатацию пять крупнотоннажных балкеров. На этом настаивал «Коулстар» Эдуарда Худайнатова, конкурирующий с госкорпорацией. На крупнотоннажном судостроении специализируется дальневосточная верфь «Звезда» «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка, у «Ростеха» же своих верфей сейчас нет.
«Ростех» подал в ФАС жалобу на действия Роснедр — организатора торгов на угольный участок Богатырь Горловского бассейна в Новосибирской области. Жалобу, которую подала созданная для участия в аукционе структура госкорпорации «РТ-Богатырь», начали рассматривать 24 мая, но в деле, сообщили “Ъ” в ФАС, был объявлен перерыв до 27 мая. В «Ростехе» отказались от комментариев.
Запасы месторождения Богатырь составляют более 300 млн тонн высококачественных антрацитов, прогнозные ресурсы — 2,4 млрд тонн. В ближайшие три-пять лет запасы углей могут отрабатываться в северной части участка. Для центральной и южной частей необходимо провести комплекс геологоразведочных работ длительностью не менее десяти лет.
Месторождение соседствует с активами «Сибантрацита», который участия в аукционе не принимает. Но сама компания может быть продана «А-Проперти» Альберта Авдоляна, который имеет партнерские отношения с «Ростехом». Кроме госкорпорации, заявки подали «Коулстар» Эдуарда Худайнатова и принадлежащая ему же компания «Антарес». Еще один малоизвестный участник — «Разрез Ташебинский» — зарегистрирован в Хакасии, где находятся угольные активы «Коулстара», но с крупными игроками, по данным ЕГРЮЛ, не связан и принадлежит Игорю Марканову.
По информации “Ъ”, претензии «Ростеха» могут быть связаны с особыми условиями аукциона. Помимо требования не быть офшором, с чем у госкорпорации не возникнет проблем, победитель должен гарантировать транспортировку не менее 10 млн тонн добытого угля в год по железнодорожной ветке Бердск—Новоалтайск, примыкающей к Транссибу.
На своих активах в регионе «Сибантрацит» добывает более 14 млн тонн металлургического угля и около двух третей — около 9 млн тонн — вывозит по этой линии, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Однако, по его словам, ветка не является узким местом сети, поэтому появление там 10 млн тонн объемов Богатыря вряд ли будет чувствительным.
Более сложным выглядит другое условие: победитель должен построить на российских верфях и ввести в эксплуатацию к моменту начала промышленной добычи не менее пяти крупнотоннажных специализированных судов для вывоза угля. Гендиректор «Коулстара» Борис Варшавский, сообщал РБК, в августе 2020 года предлагал Владимиру Путину обязать претендентов на Богатырь заключать контракты на строительство не менее десяти судов.
У «Ростеха» нет сейчас своих верфей. Зато на крупнотоннажном судостроении специализируется «Звезда», подконтрольная консорциуму во главе с «Роснефтью», которой господин Худайнатов руководил в 2010–2012 годах. В Роснедрах в ответ на вопросы “Ъ” лишь подчеркнули «экономическую значимость» Горловского месторождения, которая и обуславливает проведение аукциона с особыми условиями.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин поясняет, что победитель аукциона получит доступ к качественному антрациту, сопоставимому по своим характеристикам с продукцией «Сибантрацита». Этот уголь, отмечает эксперт, стоит дороже высококачественного энергетического угля и используется в металлургии и промышленности, поэтому риски резкого снижения спроса на него меньше, чем у других марок.
Евгений Зайнуллин, Наталья Скорлыгина Коммерсант
Предложить новость