ЛУКОЙЛ, Газпром нефть и Башнефть суммарно уже вложили в Ирак свыше $14 млрд

27.04.2021    2.6 мин.    Нефтегазовая промышленность

В Ираке остро стоит вопрос, чем обеспечить расходную часть бюджета. Государство, располагающее гигантскими запасами нефти и газа, едва сводит концы с концами. В начале апреля премьер-министр М. аль-Кязыми посетил Саудовскую Аравию и ОАЭ, где обсуждались инвестиционные проекты на сумму более 6 млрд долл. Ранее Багдад и Эр-Рияд неоднократно соглашались создать совместный фонд с капиталом в 3 млрд долл. в рамках вклада Саудовской Аравии в продвижение инвестиций в экономику Ирака, но всё осталось на уровне протоколов о намерениях. Безуспешными были и конференции стран-доноров. В прошлом году Пекин отказался от реализации уже согласованных контрактов на сумму более 10 млрд долл., посчитав риски в такой стране чрезмерными.

22 апреля в Багдаде прошло очередное заседание двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, российскую делегацию возглавил вице-премьер Юрий Борисов. Обсуждались проекты в сфере энергетики, промышленности, торговли, транспорта и сельского хозяйства. Состоялись встречи с главой МИД Фуадом Хусейном, сопредседателем комиссии с иракской стороны, а также с главой правительства М. аль-Кязыми и президентом Ирака Б. Салехом. Такая активность объяснима – с 2019 года объем товарооборот между РФ и Ираком сократился более чем на четверть. И вины российской стороны в этом нет. 

В составе российской делегации был президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, который в очередной раз пытался на встречах с высшим иракским руководством прояснять ситуацию с освоением блока 10 (тема обсуждается более восьми лет) в провинции Зи-Кар и перспективами освоения месторождения Западная Курна-2, где иракская сторона вместо развития ограничила добычу нефти. С аналогичными проблемами столкнулась компания «Газпром нефть» на месторождении Бадра (провинция Васит).

Власть и бизнес в Ираке взаимодействуют крайне непросто. Из российских нефтяных компаний в Ираке работают ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть» и «Башнефть» (входит в «Роснефть»). Суммарно они уже вложили в Ирак свыше 14 млрд долл., но ни одна из этих компаний не может назвать свою деятельность в Ираке прибыльной. За последние 10 лет в Ираке сменились четыре премьера, шесть министров нефти. Местные власти списывают проблемы то на борьбу с ИГ*, то на «пандемию», тщательно избегая признавать, что проблема № 1 – коррупция и бюрократия. Каждая смена правительства – это приход новой команды, которой нужно время, чтобы «вникнуть». Часто ранее принятые решения отменяются, уже согласованные документы отправляются на новые согласования, но уже другим лицам. И не все из них являются профессионалами в той области, за которую им выпало отвечать. Даже самые искушённые российские бизнесмены, привыкшие ко всему, вынуждены многократно возвращаться в Ираке  к вопросу, который, казалось, решён.

9 апреля министр нефти Ирака Ихсан Исмаил посетил Казань, где провёл переговоры с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым относительно инвестиций в развитие нефтегазовых месторождений Ирака. Обсуждалось продвижение ПАО «Татнефть» на иракский рынок: нефтесервисные услуги (включая бурение скважин и геодезические исследования), нефтепереработка и даже поставка шинной продукции «Татнефти». В феврале эта компания подписала меморандум о взаимопонимании с АО «Зарубежнефть», которая также заинтересована в реализации проектов на территории Ирака. Начало сотрудничества «Татнефти» с Ираком относится к 1995 году, разработано ТЭО, согласованы контракты по работе на ряде нефтяных месторождений и блоков. Прошло более четверти века, но до выполнения соглашений дело не дошло. Остаётся пожелать нашим нефтяникам выдержки, терпения и мужества. А их руководству мудрости не занимать.

Фонд стратегической культуры

 

Предложить новость



Рейтинг@@Mail.ru
^