Перспективы развития системы ЕРС-контрактации в промышленном строительстве

14.04.2021    3.4 мин.    Экономика

По поручению Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина разрабатывается стратегия социально-экономического развития страны до 2030 года. Одним из проектов, входящим в ее состав, является «Реинжиниринг правил промышленного строительства».

В задачу рабочей группы входит анализ процедур и процессов промышленного строительства и разработка условий упрощения законодательных, экономических и иных административных барьеров. Иными словами, случилось то, о чем уже давно говорят все участники реновации отечественной промышленности. Упрощение процедур многочисленных согласований должно сократить сроки введения объектов в эксплуатацию и в определенной степени сэкономить средства инвесторов. Принятие подобных решений находится исключительно в компетенции государственных органов, и проект «Реинжиниринг» призван регламентировать процессы промышленного строительства с выводом их на современный мировой уровень.

Важнейшей частью – началом и основой – этих процессов является инжиниринг. Для обмена актуальными мнениями по обсуждаемой теме 2 апреля 2021 года в Москве была проведена рабочая встреча с ведущими проектными институтами России, которые разрабатывают документацию, в том числе управляют проектами. Основной темой обсуждения стали перспективы развития системы ЕРС-контрактации в промышленном строительстве.

Спикером на встрече выступила коммерческий директор ОАО «НИИК» Валентина Колодинская.

- У нашей компании есть опыт реализации ЕРС-контрактов, и мы имели возможность изучить проблематику этой системы как с точки зрения подрядчика, так и заказчика, – отметила она. – Для заказчика этот формат работ является хорошим инструментом управления сроками реализации проекта. Но для успешного сотрудничества необходимо наличие опытных подрядчиков, а их в России немного.

Инжиниринг лежит в основе любого проекта. Чем тщательнее и качественнее компания выполняет проектную документацию, не экономя на тендерных процедурах, тем вероятнее успешный запуск промышленного объекта. Минимизируя затраты на инжиниринг, мы многое теряем. К примеру, за рубежом в стоимость ЕРС-контракта закладывается 10% на инжиниринг от стоимости проекта, в России в лучшем случае 3-4%. На что же отечественный инжиниринг будет развиваться? Средства необходимы для обеспечения инжиниринговых компаний современной высокотехнологичной производственной базой. Сейчас заказчики постепенно приходят к тому, что хотят видеть управляемую BIM модель производства, то есть его цифровой двойник, уже на начальном этапе. А лицензионное ПО для 3D, MULTY-D проектирования в среднем обходится инжиниринговой компании в 200 млн рублей ежегодно. Проектные организации становятся заложниками собственной бедности, не все могут позволить себе развиваться. И на развитие инструментов проектирования они также не имеют никаких дотаций! В конечном итоге страдает и государство, не получая качественный продукт от заказчика.

Сохраняется тенденция строительства промышленных объектов на территории РФ по технологиям иностранных лицензиаров. Это неизбежно, пока Россия не может предложить собственные разработки по многим продуктам нефтехимии, газопереработки, машиностроения и других отраслей. Но почему-то отечественному инжинирингу в этом сотрудничестве отводится исключительно роль адаптации базовых пакетов лицензиара к российским нормативам. Хотя он может сделать гораздо больше, например, выполнить расчет физических объемов, проектную и рабочую документацию, предложить свои комплексные строительные решения и выполнить полностью всю зону OSBL. Но на отечественный инжиниринг смотрят с недоверием, хотя уровень проработки решений даже на этапе ПД существенно выше, чем на стадии FEED.

Следующей составляющей ЕРС-контракта являются поставки оборудования. Обычно заказчик старается зафиксировать сумму на оборудование и материалы в контракте. Но их стоимость – вещь чрезвычайно волатильная. Кроме этого, согласно ГК РФ, мы должны оплатить за свой счет возможные удорожания в пределах 10% от суммы контракта.  Если, к примеру, проект стоит 100 млн рублей, то удорожание на 10 млн подрядчик переживет, а если 17-20 млрд рублей? Хеджировать такой риск не возьмется никто. Это абсолютно нерегулируемая ситуация на настоящий момент, ее также нужно решать на уровне государства.

На государственном уровне сегодня часто говорят об импортозамещении, но реальных действий почему-то немного. Очень мало единиц оборудования российского производства, и зачастую оно значительно дороже, чем, к примеру, китайское. Почему? Да потому, что китайцы имеют дотации, вкладывают деньги в развитие машиностроения. А в России – нет, и тем, что мы покупаем импортное оборудование, опять перекрываем кислород и не даем развития нашим заводам! Нужно помочь отечественным машиностроителям, чтобы они развивали собственное производство и технологии.

Собственно процесс строительства также сегодня несет большие риски. В стране нет отечественных строительных компаний, способных вести качественное промышленное строительство. Почему? Зачастую потому, что на уровне тендера заказчик пытается минимизировать затраты, не давая возможности адекватно оценить риски, не идет на встречу подрядчику при изменении физических объемов работ. Отсюда – только выживание, отсутствие развития отрасли.

В целом тема очень многогранная, и хочу выразить надежду, что проблемам инжиниринга в России будет уделено достаточно внимания, чтобы пройти большой путь для того, чтобы наши компании смогли составить реальную конкуренцию коллегам мирового уровня.

ОАО "НИИК"

Предложить новость »


Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^