Новая структура Минэнерго — единственное российское министерство без первого заместителя
13.04.2021 Время чтения 25.8 мин. Экономика
Министр энергетики Российской Федерации Николай Шульгинов в феврале утвердил распределение обязанностей между заместителями Министра с учётом новой структуры Министерства, принятой в конце 2020 года. На днях новая структура Минэнерго России появилась на министерском сайте. После публикации структуры Минэнерго России в *** началось обсуждение структурных изменений. Сразу бросается в глаза, что министру энергетики Николаю Шульгинову непосредственно не подчинено ни одно из структурных подразделений. Заметно отсутствие первого заместителя министра. Всем заместителям министра подчинены два департамента, причем достаточно механистически. В частности, подчинять юридический департамент куратору электроэнергетики — экзотическое решение. Каким-то удивительным образом отраслевому замминистра, курирующему электроэнергетику Павлу Сниккарсу подчинили юридический департамент. Это, пожалуй, самая большая странность в новой структуре. Ранее юридический департамент подчинялся непосредственно министру, что логично. Если бы его подчинили функциональному заместителю (Анастасия Бондаренко десять лет руководила юридическим департаментом Минэнерго), то тоже логично. Подчинение юридического департамента отраслевому заму Павлу Сниккарсу выглядит очень странно. Такой конфигурации, как и отсутствия первого заместителя, нет в других российских министерствах и ведомствах.
Вместо двух нефтегазовых департаментов теперь один. Добычей, транспортировкой и переработкой занимается департамент нефтегазового комплекса, который курирует заместитель министра Павел Сорокин. Упразднен департамент угольной и торфяной промышленности. Угольную промышленность каким-то непонятным образом включили в департамент внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков. Курируется заместителем министра Анатолиев Яновским, к которому перешли многие функции бывшего заместителя министра Анатолия Тихонова. Наблюдатели отмечают, что Яновский, в ведение которого переходят бюджетные полномочия Министерства, вопросы имущественных отношений, координация работы подведомственных организаций и хозяйственного обеспечения, приобретает значительный аппаратный вес. Связывают это с тем, что Яновский — опытный чиновник, имеющий высокую "аппаратную культуру", работающий в Минэнерго много лет. При этом он не креатура Александра Новака, а по возрасту близок с Николаем Шульгиновым.
Не совсем понятно разделены вопросы цифровизации. Так, Евгений Грабчак будет разгребать завалы с печально известной ГИС ТЭК и курировать департамент проектной деятельности и цифровых технологий. Как это сочетается с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (что было бы логичнее передать Павлу Сниккарсу) понять не просто. В свою очередь Павел Сорокин курирует департамент сводной государственной политики и цифровой трансформации. Здесь есть определенное дублирование с Евгением Грабчаком в части цифровизации. Учитывая, что Евгений Грабчак окончил Физтех и прекрасно разбирается в математике и IT, логично получить это ему.
Павлу Сорокину поручили курировать ВИЭ и всю нетрадиционную энергетику. Он же будет отвечать за стратегическое развитие, госпрограммы, климат, экологию. При этом Сорокину передали вопросы газификации регионов и развития рынка газомоторного топлива, Отмечается, что госпрограммы логичнее передать опытному аппаратчику Яновскому, а международную деятельность — Сорокину, который в ней хорошо ориентируется, много общался с иностранцами, работал с ними и владеет свободно языками.
В целом эксперты положительно оценивают компактную структуру Минэнерго России, которая существенно упрощена и не имеет лишних звеньев. Положительно сказался большой практический опыт министра энергетики Николая Шульгинова, который всю жизнь работал в энергетическом комплексе и прошел все ступени, необходимые для руководства ТЭК.
Структура Министерства энергетики Российской Федерации