Сопровождение госконтрактов занимает всего 20% в портфеле Газпромбанка — остальное корпоративные клиенты
25.03.2021 Время чтения 3.3 мин. Экономика
Банковское сопровождение изначально задумывалось государством как инструмент для обеспечения прозрачности и контроля за целевым расходованием средств при исполнении государственных контрактов. Сегодня в России сформировался самостоятельный и быстроразвивающийся рынок предоставления данной услуги, а основной объем сопровождаемых контрактов — до 80% — приходится на проекты частных инвесторов.
Первые эксперименты по применению банковского сопровождения стартовали еще в 2009 году. Тогда нескольким крупнейшим российским банкам было поручено обеспечить контроль за реализацией ряда знаковых строек, инициированных по заказу государства. Пилотными проектами стали: строительство объектов на острове Русский к саммиту АТЭС, реконструкция второй сцены Государственного академического Мариинского театра в Санкт-Петербурге, реконструкция Большого театра в Москве, а также автомагистралей М-4 «Дон» и М-5 «Урал». Эксперимент был признан успешным, и в 2014 году вышло постановление правительства России №963.
Постановление предусматривает два принципиально разных типа банковского сопровождения. Первый тип (банковское сопровождение в виде мониторинга расчетов) — это последующий контроль целевого использования средств на основании данных, предоставляемых банками госзаказчикам в виде выписок о движении средств по специальным счетам. Второй вид, или расширенное банковское сопровождение, заключается в осуществлении банком предварительной экспертизы каждого платежа на соответствие условиям заключенного контракта, в том числе с привлечением строительного контролера в случае такой необходимости.
На начальном этапе банковское сопровождение предусматривалось только для повышения эффективности исполнения госконтрактов. Его основное назначение заключалось в обеспечении контроля за целевым использованием бюджетных средств. Как пояснял тогда генеральный директор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов, статья 35 44-ФЗ о банковском сопровождении контрактов призвана навести порядок в периоде исполнения контракта и установить дополнительный контроль за расходованием средств. При этом критерии контрактов, к которым применимо банковское сопровождение, были установлены на достаточно высоком уровне, например сумма от 10 млрд руб. и более. Объем сделки, с которого банковское сопровождение становилось обязательным, правительство определяло для каждого из уровней бюджетной системы централизованно. Однако на местах власти могли снижать этот порог по своему усмотрению, что предусмотрено постановлением правительства №963.
Несмотря на то что первоначально услуга использовалась исключительно для сопровождения госконтрактов, со временем интерес к ней появился и у коммерческих структур. Как рассказал “Ъ” исполнительный вице-президент Газпромбанка—начальник Департамента банковского сопровождения контрактов Олег Мельников, преимущества, которые дает заказчику использование банковского сопровождения, стали интересны и частному бизнесу. «Первые "коммерческие" контракты у нас появились уже к концу 2016 года. Генеральные подрядчики, которые привыкли использовать информацию, полученную в ходе банковского сопровождения по государственным контрактам, в своих интересах, попросили сопровождать субподряды и в других проектах»,— рассказал он.
Так, сервис, который изначально был нацелен исключительно на госзаказ, вышел за эти рамки и стал активно развиваться как отдельная услуга для бизнеса. Сегодня, по словам Олега Мельникова, на сопровождение государственных контрактов в портфеле Газпромбанка приходится порядка 20%, остальное — это банковское сопровождение проектов корпоративных клиентов.
На сегодняшний день банковское сопровождение стало отдельным самостоятельным направлением бизнеса — и это конкурентный рынок. Заказчики услуги получают возможность контролировать в своих проектах движение средств и в случае каких-либо проблем — отставания от графика, задержки оплаты от одного подрядчика другому — оперативно реагировать, чтобы исправить ситуацию.
«Банковское сопровождение дает заказчику проекта полное представление об исполнителях по контракту, позволяя, например, исключать компании-посредники, которые не играют явной экономически обоснованной роли. Благодаря банковскому сопровождению есть примеры существенного снижения наценок поставщиков, когда заказчики добивались их уменьшения в размере до 50% от стоимости контракта»,— говорит Олег Мельников.
При реализации крупных инвестиционных проектов также нередко случается, что сам генподрядчик задерживает оплату выполненных работ своим субподрядчикам. В случае, когда проект находится на банковском сопровождении, такие риски значительно снижаются.
Банки за оказание услуги сопровождения контрактов в большинстве случаев не берут плату — открытие и ведение счета, дистанционное банковское обслуживание практически незаметны на фоне расходов по проекту. Кредитные организации используют банковское сопровождение скорее как способ управления собственными кредитными рисками, возможность расширения клиентской базы и увеличения пассивов. «Сегодня знать, что происходит с проектом, который банк кредитует,— это значит знать, что происходит с подрядчиками, чтобы оперативно управлять рисками и предпринимать действия, направленные на их минимизацию.