Автандил Мамедов: развитие офшорных проектов увеличивает спрос на обсадные нефтегазовые трубы больших диаметров

04.03.2021    4.6 мин.    Нефтегазовая промышленность

Российская металлургическая промышленность в последние годы достигла немалых успехов, особенно, в  снижениия зависимости нефтегазовой индустрии от иностранных производителей труб нефтяного сортамента – OCTG. Сегодня российские производители  OCTG  в состоянии предложить для   нефтегазовой  индустрии  трубные решения ничем не уступающие зарубежным  аналогам. Это и нарезные трубы  с  резьбовым соединением   премиального  класса, и трубные решения  в сложном материальном исполнении  для эксплуатации в агрессивной среде, а также холодостойкие трубные решения и многое другое.

Вместе с тем,  есть несколько направлений трубных решений нефтяного сортамента, где российская промышленность не может предложить  потребителям  ничего или почти ничего. Справедливости ради надо сказать, что речь о  трубах,  спрос на которые пока не очень высокий на российском рынке. Однако, экспортный потенциал подобных трубных решений весьма велик. В числе трубных решений для нефтегазовой индустрии,  не предлагаемых российскими производителями, я бы выделил  плакированные трубы,  обсадные и насосно-компрессорные трубы с   газогерметичным  безмуфтовым   резьбовым соединением и обсадные трубы большого диаметра.   

Хотелось бы остановиться на обсадных трубах большого диаметра.  С «перемещением» новых месторождений  в  море, в офшор,   запросы на  на обсадные трубы большого диаметра растут с каждым годом.   Ниже, на картинке приведены три наиболее типичные компоновки обсадных колонн, практикуемые на морских месторождениях.

Как видно из диаграммы компоновки обсадных колонн, даже в самых простых случаях  хотя бы одна колонна  состоит из труб с диаметром  больше 20’’ (508мм).  А в большинстве случаев, обсадные колонны оффшорных месторождений начинаются с кондуктора диаметром 36’’ (914,4мм),  далее идет колонна 28’’ (711,2мм)  и 22’’ (558,8мм).   Длина этих колонн зависит от особенности месторождений,  например,  в Мексиканском заливе, где глубина море более 1500м,  колонны  28’’  и    22’’    вместе  имеют протяженность  более 3500м.
Кроме кондуктора и обсадных труб большого диаметра на морских месторождениях   часто приходится организовать  водоотделительную колонну. Например,   в Азербайджанском секторе Каспийского моря,  как правило, колонны обсадных труб большого диаметра организованы так:

  • Водоотделитель: 812,8х19,05мм  (или 914,2х25,4мм)  API 5L  X56 -  200-350метров;
  • Направляющий кондуктор:  711,2х15,875мм Х56 – 300метров
  • Обсадная колонна: 609,6 х15,875мм X56 – 1200метров
  • Обсадная колонна: 558,8 х15,875мм X56 – 1700метров (эту колонну иногда  замещают колонной 18 5/8’’)

Как мы видим из  размера обсадных колонн большого диаметра, водоотделительной колонны и толщины стенок этих труб,  в весовом плане (по тоннажу) потребности этих трубах для одной скважины морского месторождения   сопоставимы или больше   тоннажа  обсадных труб  стандартного диаметра -  трубы с внешним диаметром до 508мм (20’’).  Именно такие внушительные потребности морских месторождений в обсадных трубах большого размера заставляют ведущих производителей  ориентироваться на разработку и внедрение  резьбовых соединений для данного сегмента  труб.  Ниже приводятся применяемые в настоящее время  основные  резьбовые  соединения для обсадных труб большого диаметра.

В таблице  сознательно не приведены  данные китайской компании Petrotex,  так как нет достоверной информации о патентной чистоте  разработок данной компании. Так же не склоняю VetcoGray GE,   поскольку  часть  решений данной компании перешла  Baker Hughes,   а часть просто законсервирована.

При  составлении этих данных,   обратил внимание,  что  два из приведённых  соединений – EasyDock (Tenaris)   и  Badger  (Dril-Quip Inc.)  новые разработки.   EasyDock в первые применяли в 2020 году в Мексиканском заливе в скважине «Koban 5»,  а Badger пока проходит сертификации по ISO 13679.   Новые инвестиции в данную сферу косвенно свидетельствуют о растущих  потребностях данного сегмента обсадных труб и об экономической привлекательности этого сегмента труб нефтяного сортамента.   Следует отметить,  что трубы  данного сегмента это трубы с высокой добавочной   стоимостью,  например,  трубу 711,2х15,85мм  с материалом  X56 с приварным коннектором дешевле, чем 2900USD/тонна на FOB  Индонезия или Сингапур не предложат.

Из российских производителей пока только ПАО «ТМК» обладает возможностью  самостоятельно разработать  подобные  соединения, так как  ТМК - единственная компания имеющая  собственный испытательный центр,  способный провести испытания таких соединений  для квалификации по стандарту ISO 13679 (исходный стандарт для API  RP 5C5)  по уровню валидации CAL I-IV.   

Другие российские  производители труб нефтяного сортамента если захотят развивать данное направление, то  вынуждены будут кооперироваться с иностранными производителями приварных коннекторов: купить конвекторы у производителей, организовать приварку  к собственным ТБД на своей территории.  Однако, если коннекторы уже сертифицированы по ISO 13679, то дополнительная сертификация не требуется.  

К сожалению,  пока ни один российский производитель труб нефтяного сортамента ничего  серийно не предлагает в части обсадных труб большого диаметра.  И как мы видим, данный сегмент полностью  монополизирован американскими компаниями. Я Tenaris  так же классифицирую как «условно американская компания», поскольку  акции Tenaris  находятся на листинге NYSE, а  компания время от времени платит штрафы в США  по решению SEC.  

P.S.   Завершая данный материал,  вспомнил еще  об одном  «ускользающем» металлургическом решении,  на которое самое время обратить внимание сейчас.  Это  конструкции универсальных  оснований для оффшорных  ветроэнергетических установок типа  «Monopile Bucket». Мне думается, именно «Monopile Bucket» -  будущее для офшорной ветрогенерации.   Возможно,  российские  металлурги   уже сейчас кооперируясь  с Крыловским  научным центром, должны разработать собственные конструкции,  чтобы потом не оказаться в положении  догоняющих.


Автандил Мамедов,  
Инженер механик с большим опытом работы в нефтегазовом комплексе

 

Материал обсуждается в профессиональном ***

Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^