Союз разработчиков программного обеспечения и информационных технологий ТЭК о взаимодействии министерств и ведомств

02.03.2021    3.3 мин.    Нефтегазовая промышленность

Союз разработчиков программного обеспечения и информационных технологий ТЭК (СРПО ТЭК) прокомментировал новость Минпромторг призвал пересмотреть критерии внесения программного обеспечения в реестр отечественного софта.

Идея Минпромторга понятна, но малореализуема. Союз неоднократно обращал внимание на серьёзный изъян в системе государственногоуправления развитием современных информационных систем, АСУ ТП и т.п. Много дискуссий ведётся об "интернете вещей", о современной концепции управления производством "Индустрия 4.0". Все эти системы и модели управления строятся на современных программно-технических комплексах (ПТК), в которых невозможно разделить оборудование и ПО. При этом государственным управлением развитием ПО в нашей стране занимается Минцифры, а государственнымуправлением развитием технической части —  Минпромторг. Считаем, что на данном этапе развития технологий такое разделение неэффективно. Идея создания реестра ПО, совместимого с российским оборудованием, выглядит утопичной, так как ПО пишется под определённые операционные системы, под стандартные СУБД, под известные среды исполнения кодов. Реестра обязательных к внедрению перечисленных выше сред в РФ, к сожалению, нет. Соответственно, повисает в воздухе вопрос, как разработчикам писать универсальное, совместимое с чем-то абстрактно российским,  ПО? Считаем, что былобы целесообразным перейти к производству в России классов информационных систем (ИС) на базе отечественных ПТК. Именно такие ИС заказчики закупают на рынке, причём в большинстве случаев это по-прежнему зарубежные ИС.

Немного о координации Минэнерго и Минпромторга в части импортозамещения специализированного ПО ТЭК. В данном вопросе существует разделение функций: Минэнерго формулирует отраслевую потребность. Минпромторг имеет бюджетные средства для реализации этой потребности отраслевых компаний через проектное финансирование в основном через субсидии производителям.

Минэнерго России создало Центр компетенций технологического развития ТЭК ФГБУ «РЭА», который должен заниматься консолидацией отраслевых потребностей в том числе в области ПО и АСУ ТП.
Важно обратить внимание, что параллельно Минцифры России ведёт реестр российского ПО и до последнего момента обладало бюджетными средствами, выступая в качестве института развитияинформационных технологий. Функции управления импортозамещением системного ПО также лежат на Минцифры России. Это тот случай, когда число «нянек» негативно сказывается на решении государственных задач импортозамещения.

Схема взаимодействия трех министерств в части управления развитием ПО работает неэффективно по следующим причинам:
а) Крайне сложно сформировать актуальную отраслевую потребность. Каждая компания сама решает, как ей развивать специальное ПО, на каких платформах. Более того, существует обоснованная конкуренция между компаниями в части развития новейших технологий;
б) Существующие на базе Минпромторга и Минэнерго площадки для обсуждения импортозамещения ПО и АСУ ТП продемонстрировали низкую эффективность. Минцифры на этих площадках фактически участия не принимает;
в) Минпромторг и Центр компетенций технологического развития ТЭК ФГБУ «РЭА» Минэнерго России де-факто параллельно занимаются решением одних и тех же задач по формулированию отраслевых потребностей.
Итогом деятельности являются завышенные отчётные цифры по импортозамещению ПО и АСУ ТП, не соответствующие реальному положению вещей. По отдельным компаниям отчётные цифры достигают 99,5%, что вызывает у экспертов серьезное недоумение. При этом закупки зарубежного ПО как были, так и продолжаются, несмотря ни на что.
 
Мнение об управлении импортозамещением в Минэнерго РФ.
Функция Минэнерго РФ фактически сводится к формированию актуальной отраслевой потребности в отечественных технологиях. Ответственность за импортозамещение несколько раз переходила от одного зама к другому. При этом параллельно существует задача цифровой трансформации отрасли, которой занимается иной заместитель министра. Заместитель министра П.Ю.Сорокин в момент его прихода в министерство начинал активно заниматься импортозамещением. Но реальных рычагов влияния на принятие решений госкомпаний о закупке ПО у Минэнерго нет. Минэнерго  не может заставить компании покупать российские ПО и АСУ ТП.
Ответ компаний в основном один — российское не соответствует требованиям заказчиков. «Дайте нам отечественные технологии, которые лучше зарубежных». Как этого добиться при том, что закупки отечественных технологий ограничены, а зарубежные закупаются? Для организации производства российских технологий, соответствующих требованиям заказчиков решений у Минэнерго нет реальных полномочий и бюджета. Самое печальное, что за шесть лет процесса импортозамещения все министерства уже отчитались о высоких результатах. Поэтому сегодня сложилась ситуация, когда чиновникам официально признать, что реальные результаты не вполне соответствуют отчетам, крайне сложно. Мы являемся в определенной мере заложниками этой ситуации.
 

Союз разработчиков программного обеспечения и информационных технологий ТЭК (СРПО ТЭК)
Председатель СРПО ТЭК Харас Борис Захарович
Адрес: 109147, РФ, г. Москва, Марксистский переулок, д.6
Телефон: 
+7 (495) 767-36-99
E-mail: KharasBZ@srpotek.ru
srpotek.ru

Предложить новость


Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^