ПАО "Газпром нефть" предлагает серьезно модернизировать систему регулирования отрасли в интересах развития нефтегазохимии

26.02.2021 Нефтегазовая промышленность

Сегодня нефтегазохимия все чаще рассматривается как одно из важнейших направлений развития ТЭК. Александр Дюков отметил, что росту инвестиционной привлекательности нефтегазохимической отрасли способствуют:

• снижение бюрократических барьеров и механизм «регуляторной гильотины»;
• более активное применение цифровых технологий в промышленном строительстве;
• развитие отечественной системы стандартизации и сертификации.

Публикуем ключевые тезисы выступления председателя правления «Газпром нефти» о работе по этим направлениям.

Система регулирования в отрасли не может быть простой по определению, поскольку речь идет о создании и эксплуатации опасных промышленных объектов. Она сложная и со временем обрастает все новыми требованиями. В результате становится избыточной, а требования порой начинают дублироваться или противоречить друг другу. Поэтому необходима последовательная работа по оптимизации системы регулирования.

Значительный эффект в решении этой задачи приносит «регуляторная гильотина», которая позволяет отменять или изменять устаревшие и избыточные нормативные акты. Так, только в сфере промбезопасности в ближайшее время предполагается отменить более 150 нормативных актов, заменив их 73 новыми. Ожидается, что в результате около 10% обязательных требований, оказывающих негативное влияние на инвестиционную деятельность, будут отменены. Аналогичная работа ведется и в сфере строительных норм и правил.

Кроме того, необходимо развивать новые подходы к регулированию, делающие его менее догматичным и более гибким. Действующая система регулирования проектирования и строительства промышленных объектов была сформирована еще во времена СССР. Эта система предполагает жесткое исполнение норм, установленных зачастую многие десятилетия назад, и создает тем самым препятствия для применения инновационных технических решений, которых еще не существовало в момент разработки нормативной базы.

В последние годы удалось запустить процесс перехода от предписывающего к целеустанавливающему регулированию. Это так называемый риск-ориентированный подход. Он позволяет применять современные технологии, материалы, оборудование, повышать экономическую эффективность для инвесторов и при этом обеспечивать высокий уровень безопасности объектов.

Среди наиболее эффективных механизмов этого подхода можно отметить обоснования безопасности в сфере промбезопасности и спецтехусловия в области строительных норм и правил. Механизм обоснования безопасности уже внедрен и действует с 2018 года. Всего разработано более 500 обоснований безопасности в ТЭК. Эта работа продолжается, а применение механизма обоснования безопасности должно принести сотни миллиардов рублей экономии для инвесторов.

Механизм специальных технических условий (СТУ) также позволяет достигать значительной экономии при проектировании и строительстве объектов нефтехимии. За последние 5 лет в ТЭК принято более 2,5 тыс. СТУ, за последний год — тысяча СТУ. Однако есть и много регулярно повторяющихся СТУ, которые компании каждый раз разрабатывают и защищают заново. Участники рынка заинтересованы в возможности признавать стандартными регулярно повторяющиеся СТУ и закреплять их на нормативном уровне. Это позволит как сократить затраты на разработку, так и сроки разработки СТУ.

Значительно повысить эффективность проектирования и строительства можно с помощью новых цифровых технологий. К таким решениям относятся, например, BIM-технологии (англ. Building Information Model — информационная модель зданий — прим. «СН»). Они позволяют быстро и качественно проектировать производственные мощности в цифровой среде. Также активно применяются беспилотные летательные аппараты, с помощью которых можно доставлять грузы и проводить их инвентаризацию, оценивать объем земляных и строительных работ. Технологии дополненной реальности позволяют дистанционно контролировать процессы, проводить экспертизу. Примеров много. Очевидно, что цифровые технологии позволяют существенно сократить сроки и стоимость проектирования и строительства, повысить качество работ. Но есть ряд барьеров на пути использования этих технологий в отрасли.

Одна из проблем состоит в том, что для внедрения новых цифровых технологий в проекте часто нужна легитимизация самой возможности их применения. Это касается, например, верификации и принятия надзорными органами данных, полученных с использованием цифровых технологий. Поэтому одна из ключевых задач — сформировать нормативно-правовую базу для этой новой сферы.

Системы стандартизации и сертификации уже давно стали инструментом конкурентной борьбы в мире за рынки поставки материалов и оборудования. В настоящее время доминирующую позицию в области стандартизации в нефтегазовой отрасли занимает Американский институт нефти (API), а также ряд других организаций. Это создает определенные ограничения, в том числе связанные и с санкционными рисками, для участия российских производителей в поставках оборудования и материалов.

В частности такие ограничения затрагивают и нефтехимию, где базовый проект будущего производства, как правило, закупается у иностранных лицензиаров. В этом случае компания-проектировщик формирует требования к оборудованию и материалам, опираясь на западные системы стандартизации. Например, стандарты по материалам обычно задает ASTM — американское общество по испытанию материалов. Российские марки стали по ГОСТ там в большинстве случаев не учтены, поэтому возможности применения стали отечественных металлургов затруднены и нередко российские производители оборудования вынуждены закупать сталь за рубежом.

Для противодействия такому технологическому диктату в феврале этого года «Газпром», «Газпром нефть», «СИБУР» и «Татнефть» создали отраслевую организацию — Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). В него уже вошли 45 участников. К ИНТИ присоединились многие производители оборудования и, что важно, международные лицензиары, которые готовы руководствоваться отраслевыми стандартами института при разработке базовых проектов новых установок. В рамках ИНТИ уже сформировано 10 профильных комитетов, один стандарт разработан и будет утвержден, идет разработка еще семи стандартов.

Важно, что интерес к этой инициативе проявляют и национальные нефтегазовые компании стран ОПЕК и СНГ: ADNOC, Saudi Aramco, «КазМунайГаз», «Узбекнефтегаз». Это говорит о том, что у ИНТИ хорошие шансы на международное признание его стандартов, что даст возможность отечественным производителям оборудования и материалов осуществлять поставки не только на отечественный рынок, но и на рынок стран ОПЕК.

ПАО "Газпром нефть"

Обсуждение новости идет в Facebook по ссылке »


Предложить новость »



Рейтинг@@Mail.ru
^