ПАО "Газпром нефть" предлагает серьезно модернизировать систему регулирования отрасли в интересах развития нефтегазохимии
26.02.2021 Время чтения 4.6 мин. Нефтегазовая промышленность
Сегодня нефтегазохимия все чаще рассматривается как одно из важнейших направлений развития ТЭК. Александр Дюков отметил, что росту инвестиционной привлекательности нефтегазохимической отрасли способствуют:
• снижение бюрократических барьеров и механизм «регуляторной гильотины»;
• более активное применение цифровых технологий в промышленном строительстве;
• развитие отечественной системы стандартизации и сертификации.
Публикуем ключевые тезисы выступления председателя правления «Газпром нефти» о работе по этим направлениям.
Система регулирования в отрасли не может быть простой по определению, поскольку речь идет о создании и эксплуатации опасных промышленных объектов. Она сложная и со временем обрастает все новыми требованиями. В результате становится избыточной, а требования порой начинают дублироваться или противоречить друг другу. Поэтому необходима последовательная работа по оптимизации системы регулирования.
Значительный эффект в решении этой задачи приносит «регуляторная гильотина», которая позволяет отменять или изменять устаревшие и избыточные нормативные акты. Так, только в сфере промбезопасности в ближайшее время предполагается отменить более 150 нормативных актов, заменив их 73 новыми. Ожидается, что в результате около 10% обязательных требований, оказывающих негативное влияние на инвестиционную деятельность, будут отменены. Аналогичная работа ведется и в сфере строительных норм и правил.
Кроме того, необходимо развивать новые подходы к регулированию, делающие его менее догматичным и более гибким. Действующая система регулирования проектирования и строительства промышленных объектов была сформирована еще во времена СССР. Эта система предполагает жесткое исполнение норм, установленных зачастую многие десятилетия назад, и создает тем самым препятствия для применения инновационных технических решений, которых еще не существовало в момент разработки нормативной базы.
В последние годы удалось запустить процесс перехода от предписывающего к целеустанавливающему регулированию. Это так называемый риск-ориентированный подход. Он позволяет применять современные технологии, материалы, оборудование, повышать экономическую эффективность для инвесторов и при этом обеспечивать высокий уровень безопасности объектов.
Среди наиболее эффективных механизмов этого подхода можно отметить обоснования безопасности в сфере промбезопасности и спецтехусловия в области строительных норм и правил. Механизм обоснования безопасности уже внедрен и действует с 2018 года. Всего разработано более 500 обоснований безопасности в ТЭК. Эта работа продолжается, а применение механизма обоснования безопасности должно принести сотни миллиардов рублей экономии для инвесторов.
Механизм специальных технических условий (СТУ) также позволяет достигать значительной экономии при проектировании и строительстве объектов нефтехимии. За последние 5 лет в ТЭК принято более 2,5 тыс. СТУ, за последний год — тысяча СТУ. Однако есть и много регулярно повторяющихся СТУ, которые компании каждый раз разрабатывают и защищают заново. Участники рынка заинтересованы в возможности признавать стандартными регулярно повторяющиеся СТУ и закреплять их на нормативном уровне. Это позволит как сократить затраты на разработку, так и сроки разработки СТУ.
Значительно повысить эффективность проектирования и строительства можно с помощью новых цифровых технологий. К таким решениям относятся, например, BIM-технологии (англ. Building Information Model — информационная модель зданий — прим. «СН»). Они позволяют быстро и качественно проектировать производственные мощности в цифровой среде. Также активно применяются беспилотные летательные аппараты, с помощью которых можно доставлять грузы и проводить их инвентаризацию, оценивать объем земляных и строительных работ. Технологии дополненной реальности позволяют дистанционно контролировать процессы, проводить экспертизу. Примеров много. Очевидно, что цифровые технологии позволяют существенно сократить сроки и стоимость проектирования и строительства, повысить качество работ. Но есть ряд барьеров на пути использования этих технологий в отрасли.
Одна из проблем состоит в том, что для внедрения новых цифровых технологий в проекте часто нужна легитимизация самой возможности их применения. Это касается, например, верификации и принятия надзорными органами данных, полученных с использованием цифровых технологий. Поэтому одна из ключевых задач — сформировать нормативно-правовую базу для этой новой сферы.
Системы стандартизации и сертификации уже давно стали инструментом конкурентной борьбы в мире за рынки поставки материалов и оборудования. В настоящее время доминирующую позицию в области стандартизации в нефтегазовой отрасли занимает Американский институт нефти (API), а также ряд других организаций. Это создает определенные ограничения, в том числе связанные и с санкционными рисками, для участия российских производителей в поставках оборудования и материалов.
В частности такие ограничения затрагивают и нефтехимию, где базовый проект будущего производства, как правило, закупается у иностранных лицензиаров. В этом случае компания-проектировщик формирует требования к оборудованию и материалам, опираясь на западные системы стандартизации. Например, стандарты по материалам обычно задает ASTM — американское общество по испытанию материалов. Российские марки стали по ГОСТ там в большинстве случаев не учтены, поэтому возможности применения стали отечественных металлургов затруднены и нередко российские производители оборудования вынуждены закупать сталь за рубежом.
Для противодействия такому технологическому диктату в феврале этого года «Газпром», «Газпром нефть», «СИБУР» и «Татнефть» создали отраслевую организацию — Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). В него уже вошли 45 участников. К ИНТИ присоединились многие производители оборудования и, что важно, международные лицензиары, которые готовы руководствоваться отраслевыми стандартами института при разработке базовых проектов новых установок. В рамках ИНТИ уже сформировано 10 профильных комитетов, один стандарт разработан и будет утвержден, идет разработка еще семи стандартов.
Важно, что интерес к этой инициативе проявляют и национальные нефтегазовые компании стран ОПЕК и СНГ: ADNOC, Saudi Aramco, «КазМунайГаз», «Узбекнефтегаз». Это говорит о том, что у ИНТИ хорошие шансы на международное признание его стандартов, что даст возможность отечественным производителям оборудования и материалов осуществлять поставки не только на отечественный рынок, но и на рынок стран ОПЕК.