Активизировались слухи о формировании единого каталога сертифицированных производителей нефтегазового оборудования
19.02.2021 Время чтения 7.3 мин. Нефтегазовая промышленность
В последнее время среди поставщиков нефтегазовых компаний поползли слухи о предстоящем создании системы обязательной сертификации отраслевого оборудования. Слухи подогрело сообщение агентства Интерфакс, где отмечено, что "Президент РФ Владимир Путин по итогам прошедшего 1 декабря 2020 года совещания по вопросам стратегического развития нефтегазохимической отрасли рекомендовал "Роснефти", "ЛУКОЙЛу", "НОВАТЭКу", "Сургутнефтегазу", "РуссНефти", "Зарубежнефти", "ТАИФу" и "Иркутской нефтяной компании" рассмотреть вопрос о вхождении в состав учредителей автономной некоммерческой организации (АНО) "Институт нефтегазовых технологических инициатив". Упоминают Российское газовое общество, которое якобы инициировало сертификацию под лозунгом импортозамещения. Якобы проектные организации будут выбирать то оборудование, которое имеется в "едином каталоге". Абстрагируясь от слухов, попытаемся разобраться, нужна ли сегодня такая система российскому рынку. С начала века в ПАО "Газпром" было много попыток внедрить различные системы сертификации.
Началось все в далеком 1999 году. Тогда была создана Система добровольной сертификации ГАЗПРОМСЕРТ. Данная система предусматривала добровольную сертификацию продукции и систем менеджмента дочерних обществ и организаций ОАО "Газпром", продукции и услуг, приобретаемых ОАО "Газпром" для осуществления им своей деятельности, а также систем менеджмента качества на предприятиях-поставщиках продукции и услуг. В качестве подтверждения прохождения процедуры сертификации в данной системе выдавался сертификат ГАЗПРОМСЕРТ.
В 2006 году ООО "Газкомплектимпэкс" совместно с Некоммерческой организацией "Ассоциация "Северо-Западный Региональный центр по сертификации и научно-технической экспертизе" (Ассоциация "Петросерт") разработали и начали внедрять комплект стандартов СТО Газпром серии 9000. Объект стандартизации: системы менеджмента качества предприятий и организаций, поставляющих продукцию, работы и услуги для ПАО «Газпром». В 2018 году введена новая, уже третья редакция СТО Газпром 9000-2018 и СТО Газпром 9001-2018 с 01.11.2018 г. (приказ № 508 ПАО «Газпром» от 20.08.2018 г «Об утверждении и введении в действие стандартов ПАО «Газпром» на системы менеджмента качества»). 15 лет назад активисты ООО "Газпкомплектимпэкс" приложили немало усилий, чтобы газпромовская сертификация учитывалась при проведении закупок. Сертификация осуществлялась на деньги самих предприятий.
В 2009 году заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Валерий Голубев утвердил порядок проведения аккредитации подрядчиков. По этому поводу вышел скандальный материал в Агентстве нефтегазовой информации под заголовком "В тарифах на газ может быть заложена оплата услуг "уполномоченных организаций", с которым можно ознакомиться на сайте Агентства. Тогда АНГИ обратилось к трем подрядчикам "Газпрома" с просьбой прокомментировать последствия принятия этого документа, но они отказались не желая "осложнять отношения с заказчиком". На условиях анонимности на вопросы согласился ответить технический директор одной из компаний по монтажу и ремонту электротехники. На вопрос в чем особенность системы аккредитации следует ответ: " том, что она платная. Причем деньги платят сторонней фирме. Этого нет ни в одной нефтегазовой компании, исключая АК «Транснефть» времен Семена Вайнштока. Там каждого подрядчика заставляли платить сторонней организации. Все это делалось под эгидой ОАО «ВНИИСТ». В феврале 2008 года новый президент АК «Транснефть» Николай Токарев в интервью газете «Ведомости» заявил: «При отборе подрядных организаций надо было пройти сертификацию в частном институте ВНИИСТ, принадлежащем практически той же группе физических лиц, что владела «Краснодарнефтегазом». Эта процедура в общем-то была искусственной, поскольку за прохождение сертификации ВНИИСТ получал соответствующую оплату. На сертификации подрядчиков он зарабатывал примерно $400 млн в год». Неплохо, верно? Почти полмиллиарда долларов США ежегодно на одной сертификации. Вот сейчас по этому пути может пойти «Газпром».
Аккредитацию подрядных работ проводят многие крупные компании, но только в «Газпроме» создан институт «уполномоченных фирм», которые на своем монопольном положении отлично зарабатывают.
Возьмем тот же ООО «Газпромэнергоинформ». Эта фирма не только проводит аккредитацию поставщиков. Она еще по поручению Управления энергетики ОАО "Газпром" занимается аттестацией оборудования для ОАО «Газпром». И за это тоже берет немалые деньги. А информационно-справочная система «Энергоэксперт», где все вынуждены регистрироваться и платить тысячи долларов лишь бы получить доступ к информации Управления энергетики «Газпрома». Вот куда надо направить усилия ФАС России.
И это только одна из немногих «уполномоченных» структур газовой монополии. Их куча и каждая хочет получить свой кусок. Создана разветвленная система поборов с подрядчиков, когда каждый вид проводимых работ требует получения бумажек в одной из «уполномоченных» фирм. Все это сопровождается разговорами о том, что нам нельзя допустить недобросовестных подрядчиков. Как будто в «Роснефти», ТНК-BP, «Газпром нефти», «Сургутнефтегазе» их можно допускать! Они же все проводят предквалификационный отбор подрядчиков – никто против этого не выступает. Но делают это без всяких альянсов с коммерсантами и положений, в которых закреплен эксклюзив для «уполномоченных фирм». далее АНГИ
Наконец, в 2016 году ПАО "Газпром" создает систему добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ. Разработчики отмечают, что "В рамках новой системы добровольной сертификации ИНТЕРГАЗСЕРТ проводится работы по сертификации систем менеджмента, продукции, процессов проектирования (в т.ч. изыскания), строительства, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Цели ИНТЕРГАЗСЕРТ заключаются в удостоверение соответствия техническим регламентам и другим документам по стандартизации, а также условиям заключенных договоров. Одна из ключевых задач — подтвердить функциональные и качественные показатели производимой продукции. Помимо этого, в основы системы заложено содействие потребителям в выборе продукции и в то же время повышение её конкурентоспособности на отечественном и международном рынках. По замыслу авторов системы, она должна стимулировать технический и экономический прогресс, защищая при этом потребителей от недобросовестности изготовителя и, создавая условия для международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли".
Создать единый каталог поставщиков нефтегазового комплекса пытались под руководством генерального директора ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Анатолия Тихонова. Был даже разработал Порядок предоставления данных по импортозамещению для организаций ТЭК Системообразующим предприятиям промышленности и ТЭК в 2015-2016 гг. Минпромторгом России и Минэнерго России направлялись письма от 19 октября 2015 г. № ПА-42516/05, от 11 февраля 2016 г. № НГ-7664/05 и от 30 декабря 2015 г. № АТ-15171/02, регламентирующие порядок и сроки представления информации в автоматизированную информационную систему «Технологии и проекты импортозамещения».
Вот что пишет об этой системе Российское энергетическое агентство: "Сбор, обработку, хранение и предоставление информации в автоматизированном режиме уполномочено осуществлять ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России (ФГБУ «РЭА»), которым разработана и введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система «Технологии и проекты импортозамещения» (АИС).
Автоматизированная информационная система «Технологии и проекты импортозамещения» (АИС «Импортозамещение») – это целостная информационно-аналитическая система мониторинга и информационной поддержки импортозамещения в ТЭК, объединяющая информационные потоки о потребностях организаций ТЭК и возможностях производства в России высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
АИС «Технологии и проекты импортозамещения» разрабатывалась в рамках исполнения плана мероприятий по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, услуг иностранных компаний, а также по развитию нефтегазового комплекса Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 г. № 2195-р) (ссылка на документ) и плана содействия импортозамещению в промышленности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 1936-р) (ссылка на документ).
Как и в рамках создания ГИС ТЭК, Российское энергетическое агентство за государственные деньги подготовило по АИС «Технологии и проекты импортозамещения» красивые картинки. Вокруг АИС «Технологии и проекты импортозамещения» был большой ажиотаж, АИС финансировалась, устраивались совещания, семинары, направлялись бюджетные средства, но что с ней сейчас не очень понятно. Прекратились выступления, деньги потрачены и как-то стало тихо... Называется это "ввели в эксплуатацию". Венцом работы стал красивый портал rosenergo-import.ru., созданный под руководством Анатолия Тихонова.
Надо ли сегодня, в условиях кризиса нефтегазового комплекса, тратить средства ВИНК или, тем более, средства промышленных предприятий на разные "сертификации-аккредитации" или "единые базы"? Не будет ли это полезно только "уполномоченным фирмам"? Для ответа на вопрос необходимо вспомнить историю "добровольно-принудительных сертификаций-аккредитаций-единых баз" с начала XXI века.
Предложить новость