Эксперты обсуждают новую структуру Минэнерго России
09.02.2021 Время чтения 2.1 мин. Экономика
Министр энергетики Российской Федерации Николай Шульгинов утвердил распределение обязанностей между заместителями Министра с учётом новой структуры Министерства, принятой в конце 2020 года. После опубликования материалов, в *** началось обсуждение структурных изменений. Отмечая в целом успешную деятельность министра Шульгинова и его команды, эксперты задают и ряд вопросов по распределению полномочий. Ниже приведены критические замечания по распределению полномочий.
Так, вместо двух нефтегазовых департамента теперь один. Добычей, транспортировкой и переработкой теперь занимается департамент нефтегазового комплекса, который курирует заместитель министра Павел Сорокин. Упразднен департамент угольной и торфяной промышленности. Угольную промышленность каким-то непонятным образом включили в департамент внешнеэкономического сотрудничества и развития топливных рынков. Курируется заместителем министра Анатолиев Яновским, к которому перешли многие функции бывшего заместителя министра Анатолия Тихонова. Наблюдатели отмечают, что Яновский, в ведение которого переходят бюджетные полномочия Министерства, вопросы имущественных отношений, координация работы подведомственных организаций и хозяйственного обеспечения, приобретает значительный аппаратный вес. Связывают это с тем, что Яновский — опытный чиновник, имеющий высокую "аппаратную культуру", работающий в Минэнерго много лет. При этом он не креатура Александра Новака, а по возрасту близок с Николаем Шульгиновым.
Каким-то удивительным образом отраслевому замминистра, курирующему электроэнергетику Павлу Сниккарсу подчинили юридический департамент. Это, пожалуй, самая большая странность в новой структуре. Ранее юридический департамент подчинялся непосредственно министру, что логично. Если бы его подчинили функциональному заместителю (Анастасия Бондаренко десять лет руководила юридическим департаментом Минэнерго), то тоже логично. Подчинение юридического департамента отраслевому заму Павлу Сниккарсу выглядит очень странно.
Не совсем понятно разделены вопросы цифровизации. Так, Евгений Грабчак будет разгребать завалы с печально известной ГИС ТЭК и курировать департамент проектной деятельности и цифровых технологий. Как это сочетается с ликвидацией чрезвычайных ситуаций (что было бы логичнее передать Павлу Сниккарсу) понять не просто. В свою очередь Павел Сорокин курирует департамент сводной государственной политики и цифровой трансформации. Здесь есть определенное дублирование с Евгением Грабчаком в части цифровизации. Учитывая, что Евгений Грабчак окончил Физтех и прекрасно разбирается в математике и IT логично получить эту сферу ему.
Павлу Сорокину поручили курировать ВИЭ, всю нетрадиционную энергетику. Он же будет отвечать за стратегическое развитие, госпрограммы, климат, экологию. При этом Сорокину придали вопросы газификации регионов и развития рынка газомоторного топлива, Отмечается, что госпрограммы логичнее передать опытному аппаратчику Яновскому, а международную деятельность — Сорокину, который в ней хорошо ориентируется и много общался с иностранцами.
Не совсем понятно, кто из заместителей Николая Шульгинова — первый. Исходя из функционала — Анатолий Яновский, но сводный департамент и госпрограммы оказались у Павла Сорокина, поэтому однозначно сказать сложно. Эксперты отмечают, что структура и распределение полномочий еще будут меняться.
Предложить новость