В нефтегазовом сегменте сохраняется спрос на обсадные и насосно-компрессорные трубы

13.01.2021 Нефтегазовая промышленность

Российские трубные компании в этом году боролись с сокращением заказов на свою традиционную продукцию. Почему Объединенная металлургическая компания в этих условиях наращивает инвестпрограмму, о развитии новых сегментов бизнеса и ситуации на рынке железнодорожных колес “Ъ” рассказал председатель совета директоров и основной владелец компании Анатолий Седых.

— Вы решили вложить 150 млрд руб. в строительство комплекса по производству стали в Выксе на базе технологии прямовосстановленного железа. Почему именно вы выступаете основным инвестором, а не сама компания?
— Для замены остановленного в 2018 году мартена мы начали прорабатывать проект строительства электрометаллургического комплекса в Выксе. Долго искали оптимальные варианты его обеспечения сырьем. То, что это будет технология прямого восстановления железа, решили в конце прошлого — начале этого года.
В тот период мы завершали приобретения ВРК-3 и «Белэнергомаша». В результате сделок в ОМК вошло более полусотни производственных единиц по всей стране, на 10 тыс. человек увеличилась команда. Услуги по ремонту и обслуживанию железнодорожных вагонов и энергетическое машиностроение — абсолютно новые для нас производства и рынки. Выпуск стали из железа, полученного методом прямого восстановления — тоже новый сегмент с точки зрения технологий. Одновременное объединение в ОМК таких разных направлений стало бы существенной административной нагрузкой на компанию. Поэтому я решил создать отдельную от ОМК компанию «Эколант».

— Проект стал результатом обострившейся конкуренции на трубном рынке и попыткой сократить себестоимость производства?
— Фактор конкуренции на трубном и на колесном рынках был важнейшим при принятии решения. Любая вертикальная интеграция повышает контроль над издержками и снижает себестоимость продукта внутри компании.

— В 2019 году выпуск труб упал на 14%. Какое будет снижение в 2020 году? Какой сегмент производства пострадал сильнее всего?
Несмотря на ограничения добычи нефти в рамках ОПЕК+, поддержание уровня добычи требует определенных объемов бурения. Поэтому в сегменте рынка труб для нефтяных компаний — это обсадные и насосно-компрессорные трубы — мы видим сохранение объемов потребления. Здесь мы рассчитываем на умеренный рост в последующие годы. Видим увеличение спроса на трубы строительного назначения, в том числе профильные. Стройку оживили меры поддержки со стороны правительства, ожидаем дальнейшее развитие рынка.
По нашей оценке, потребление труб для транспортировки углеводородов по крайней мере еще несколько лет будет ниже обычных уровней. Сейчас нет необходимости в увеличении мощностей для транспортировки дополнительных объемов. Мы видим существенное снижение в сегменте труб большого диаметра, приблизительно на треть. Но это понятное снижение. Оно обусловлено завершением цикла крупных инвестпроектов «Газпрома» и «Транснефти». Спрос на водогазопроводные трубы незначительно сократится относительно 2019 года из-за продолжающейся конкуренции со стороны пластиковых труб.

— Для каких проектов «Газпрома» ОМК поставляет ТБД? Сколько планируете отгрузить в 2020 году?
— В этом году мы завершаем отгрузки по ранее разыгранным проектам. Поставки труб большого диаметра для «Газпрома» составят 120–130 тыс. тонн. Это продукция для обустройства компрессорных станций проекта «Сила Сибири», для Семаковского месторождения «РусГазАльянса» и других проектов. Мы также поставляем ТБД «Транснефти» и НОВАТЭКу. Небольшие объемы отгружали в Ирак, Египет, Узбекистан, страны Евросоюза. В общей сложности в 2020 году рассчитываем отгрузить около 250 тыс. тонн труб большого диаметра.

— «Газпром» осенью впервые провел закупку труб конкурентным отбором. ОМК как участник с лучшей заявкой получил 35%. Насколько меньше начальной предложил цену ОМК? За счет чего удалось ее снизить?
— Стартовая цена закупки, о которой вы говорите, уже была достаточно низкой. Для производителя ключевое значение имеют затраты и прогнозы их изменения. Например, у нас существенное место в себестоимости трубы занимает цена сляба. В связи с этим многие участники конкурентного отбора существенно вниз не сдвинулись. Что касается заявки, то мы победили интегрально. «Газпром» учел не только наше предложение по цене, но и другие факторы: многолетний опыт поставок для сложных трубопроводных проектов, высокое качество трубы, собственное производство листа и самые крупные в стране мощности по выпуску ТБД.

— Ваши конкуренты в лице ЗТЗ и ЧТПЗ объединяются. Как изменится рынок ТБД после появления такой крупной трубной компании?
— Мы приветствуем консолидацию на рынке. Укрупнение компаний с точки зрения производства ТБД — положительный момент. На мой взгляд, в условиях переизбытка мощностей это нормальный путь оздоровления отрасли. На рынке появится крупный игрок с мощностями, сравнимыми с нашими. Но это не новые производства или продукты, и каких-либо других существенных изменений объединение не должно принести.

— Вы понимаете логику этой сделки? Ведь от объединения компаний заказов от «Газпрома» больше не станет.
— Когда на один заказ претендует меньшее число компаний, уходит излишняя конкуренция.
Так как в целом по рынку цифра в числителе не поменяется, а в знаменателе — будет меньше, то у каждого производителя изменится число заказов. Если рассматривать ситуацию и перспективы с точки зрения объемов заказов «Газпрома» и других компаний, то, на мой взгляд, мы сейчас находимся в нижней точке рынка. Ситуация будет улучшаться, спрос — восстанавливаться. Вопрос — насколько.

— Рассматривает ли ОМК возможность создания аналогичного альянса?
— Мы для себя пока не видим возможности для создания альянса.

— Будут ли дальше трубные компании объединяться, металлурги — приобретать трубные активы?
— Сейчас в России три крупных многопрофильных производителя труб: ТМК, ОМК, ЧТПЗ. Даже гипотетическое объединение подобных компаний не разрешила бы антимонопольная служба, так как в результате может появиться производитель, доминирующий во всех сложных сегментах рынка. Мне кажется, что здесь консолидация маловероятна.
На рынке много независимых производителей электросварных труб. Среди них консолидация может стать уместной, чтобы не было, на мой взгляд, уже совсем дикой конкуренции, когда поставки труб осуществляются зачастую ниже полной себестоимости. Не исключен вариант, что кто-то из крупных металлургов будет думать о приобретении трубных активов.

— В 2019 году объем инвестиций ОМК довольно серьезно вырос, почти в два раза, с 19 млрд руб. до 34 млрд руб. Сколько ожидаете по итогам 2020 года?
— Объем инвестиций ОМК в этом году превысит 44 млрд руб. Это с учетом покупки «Белэнергомаша». Но и без него у нас сейчас самый большой объем годовых инвестиций за всю историю ОМК. План инвестиций на 2021 год пока еще формируем.
До 2025 года планируем задействовать резервы и увеличить инвестпрограмму ОМК со 130 млрд до 160 млрд руб. В трубном производстве — это строительство в Нижегородской области трубопрокатного цеха по выпуску бесшовных труб и модернизация всех имеющихся мощностей по сварным трубам нефтяного сортамента. Этим летом запустили производство насосно-компрессорных труб, которые не выпускали прежде, чуть ранее — ввели в строй центр финишной отделки обсадных труб.
Продолжаем осваивать новый сортамент труб, чтобы наши клиенты смогли получить лучшие решения для своих проектов и были уверены в результате. Приступили к обновлению оборудования колесопрокатного комплекса. Также средства направляем на новые виды колесной продукции, например, для скоростных составов. В активной фазе — техперевооружение производства авторессор, начали обновление производств трубной продукции для атомной и тепловой энергетики. В следующем году завершаем модернизацию производства соединительных деталей трубопроводов.

Коммерсант

Обсуждение новости идет в Facebook по ссылке »


Предложить новость »



Рейтинг@@Mail.ru
^