Руководитель департамента стратегии и инноваций ПАО "Газпром нефть" Сергей Вакуленко: благодаря сланцевым технологиям для многих категорий запасов сам термин "трудноизвлекаемые" начинает терять смысл
13.11.2020 Время чтения 1.6 мин. Нефтегазовая промышленность
Руководитель департамента стратегии и инноваций ПАО "Газпром нефть" Сергей Вакуленко опубликовал статью о сланцевой революции, где , в частности, отметил: "В феврале 2020-го года США стали нетто-экспортером впервые за многие десятилетия. Но c некоторой вероятностью этот рубеж оказался достигнут на инерции. Все десятилетие инвесторы продолжали вкладывать деньги в сланцевую добычу США, и все это время вложения шли в идею о том, что нужно только достичь правильного масштаба бизнеса и достаточно высокой точки на кривой обучения, после чего вложения начнут приносить доход. Эта логика сработала для некоторых интернет-компаний, но инвесторы в сланцевую добычу начали терять терпение уже в 2019-м году. Их перестал устраивать рост, а стала, наконец, нужна текущая доходность, которую отрасль оказалась не способна дать даже до потрясений 2020 года. Вложения в сланцевую добычу резко сократились. И если раньше многие прогнозировали сохранение тех же темпов роста сланцевой добычи, что наблюдались в 2010-е, то нынешние прогнозы куда скромнее даже при восстановлении спроса и устойчивом возвращении цен к $50 за баррель.
Прогнозы резкого роста сланцевой добычи по всему миру тоже не реализовались. Выяснилось, что в США был уникальный комплекс факторов: дешевый и легкодоступный для независимых игроков капитал, крайне либеральное законодательство в области недропользования, обилие сервисных компаний, готовых предоставить оборудование для бурения и гидроразрыва. Все это давало возможность желающим рисковать поучаствовать в золотой лихорадке.
И наконец, у американского сланцевого бума оказался еще один неожиданный бенефициар. Все это десятилетие огромные вложения в бурение и гидроразрыв вели к совершенствованию технологии и удешевлению оборудования для строительства скважин на низкопроницаемых запасах. Российские нефтяники смогли воспользоваться этими плодами прогресса и массово внедрили сланцевые технологии на традиционных месторождениях Западной Сибири, введя в разработку трудноизвлекаемые запасы, которые десятилетиями стояли на балансах как невовлекаемые. Можно сказать, что благодаря сланцевым технологиям для многих категорий запасов сам термин «трудноизвлекаемые» начинает терять смысл. Что было трудным десять лет назад, сегодня кажется рутиной. Заокеанские технологии дали вторую жизнь старым российским нефтеносным провинциям и стали российскими. Ирония судьбы: российской нефтяной отрасли тоже пришлось тяжело после кризиса 2014-го. Но то, что привело к этому кризису, открыло для нас новые горизонты и возможности". далее ПАО "Газпром нефть"