ПАО "Газпром нефть" испытала на северных месторождениях грузовые беспилотники
31.08.2020 Время чтения 3.1 мин. Нефтегазовая промышленность
Сложно найти более экстремальные условия для испытаний грузовых беспилотников, чем Гыданский полуостров Ямала ранней весной. В марте здесь еще стоят тридцатиградусные морозы, а метели набирают силу. Днем горизонта практически не видно. Белую пелену не могут разогнать даже штормовые ветра, летящие над тундрой с бешеной скоростью. Добавьте к этому сложный рельеф с перепадами высот до 25 метров, отсутствие транспортной и дорожной инфраструктуры, и вы получите идеальную площадку для максимально объективной проверки возможностей человека и машины. Испытания беспилотных грузовиков «Газпром нефть» и группа компаний «КАМАЗ» сознательно провели именно в таких условиях. Ни нефтяной компании, ни Камскому автозаводу не нужен был образцовый выставочный стенд для демонстрации намерений с одной стороны и возможностей с другой. Никакого глянца, только хардкор: если умные грузовики не потеряют голову при этих вводных, значит, можно смело планировать их внедрение в логистику жизнеобеспечения северных нефтепромыслов. Производитель специально разработал эту серию беспилотников для перевозки грузов в условиях Крайнего Севера и даже назвал ее «Ермак» в честь покорителя Сибири.
В разработке арктических месторождений грузоперевозки играют роль кровеносной системы. С их помощью на удаленные нефтепромыслы поступает «кислород» материально-технических ресурсов для строительства инфраструктуры, добычи нефти, жизнеобеспечения автономных территорий. На Восточно-Мессояхское месторождение, где и проходили первые в истории отечественного автопрома арктические испытания беспилотных КамАЗов, только этой зимой было доставлено более ста тысяч тонн оборудования и материалов. Ежедневно на зимник — 140-километровую временную автодорогу, связывающую автономный промысел с Большой землей, — выходило до 400 машин. Непростой маршрут, включающий десятки ледовых переправ, крутые подъемы и резкие спуски, занимает минимум шесть часов от поселка Тазовский до Восточной Мессояхи. Сегодня компания делает все, чтобы это логистическое плечо было максимально надежным: строит зимники, представляющие собой спрессованный снег со льдом, следит за их обслуживанием, контролирует безопасность перевозок. В какой-то момент стало очевидно, что цифровые технологии, которые «Газпром нефть» сегодня активно использует в разведке и добыче, необходимо внедрять и в логистику, чтобы вывести грузоперевозки на качественно новый уровень безопасности и эффективности.
«Главное преимущество беспилотных транспортных средств — их неограниченная работоспособность, — убежден Дмитрий Потапов, генеральный директор „Газпромнефть-Снабжения“ — предприятия, непосредственно занимающегося доставкой грузов в периметре „Газпром нефти“ и курировавшего испытания. — Эти машины не устают и не ошибаются даже на сложных маршрутах, в условиях низких температур, метелей и плохой видимости. Испытания подтверждают, что в сравнении с пилотируемыми аналогами беспилотные КамАЗы более безопасны и рентабельны».
Умение передвигаться по заданным маршрутам с высокой точностью, за доли секунды распознавать препятствия и прогнозировать траекторию своего движения с учетом актуальной дорожной обстановки — важное преимущество беспилотников. По утверждению разработчиков автоматизированных КамАЗов, использование этих машин позволит на 50% снизить аварийность при грузоперевозках, на 15% уменьшить себестоимость процесса, на 30% увеличить скорость поставок. Для «Газпром нефти», которая главными приоритетами своей работы считает безопасность и эффективность, это серьезные аргументы в пользу внедрения беспилотных технологий в свои логистические процессы.
Что касается месторождений «Газпром нефти», то первые беспилотные автомобили могут заступить на северную вахту уже в 2021 году. По крайней мере, такое промежуточное решение было принято по итогам испытаний, которые компания провела весной этого года на Южно-Приобском месторождении ХМАО. При поддержке правительства Югры и компании «ГАЗ» — еще одного российского разработчика процессов беспилотного управления транспортом — нефтяники совместно с НПО «Автомобильные интеллектуальные технологии» протестировали беспилотный электромобиль ГАЗель Next Electro и проверили его возможности в решении типовых транспортных задач на внутрипромысловых дорогах.
В ходе испытаний на Южно-Приобском месторождении умная машина фиксировала появление постороннего транспорта и пешеходов, автоматически изменяя скорость и траекторию движения, демонстрировала стабильность связи с центром дистанционного контроля и вообще пришлась нефтяникам по душе: маневренная, быстрая, сообразительная. По итогам тестирования Центр инноваций в логистике «Газпромнефть-Снабжения» направил заводу-производителю уточняющие требования. После учета этих замечаний, возможно, уже ближайшей осенью, на югорском месторождении начнется пробная коммерческая эксплуатация ГАЗель Next Electro с внедрением беспилотника в реальные бизнес-процессы.
Полный текст в журнале "Сибирская нефть"
Предложить новость