Оксана Тарасенко: Предлагается установить обязательную долю закупок в сфере высокотехнологичных товаров, включая радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение, а также продукцию машиностроения

31.07.2020    4.8 мин.    Экономика

Со следующего года при проведении госзакупок заказчики должны будут соблюдать особую квоту на отечественное. В правительстве обеспокоены тем, что лишь треть продукции, которая участвует в госзакупках, российская. Власти решили ограничить импорт, особенно для высокотехнологичной продукции. По мнению Минэкономразвития (МЭР), квота закупок усилит конкуренцию между российскими производителями, так как она повышает шансы на гарантированный спрос. Но эксперты задаются вопросом: получится ли найти столько отечественных производителей, которые смогут действительно конкурировать за госзаказ?

Госдума одобрила в окончательном чтении поправки к законам «О контрактной системе» (44-ФЗ) и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ).

Теперь правительство будет определять квоты на отечественное и в целом евразийское производство для закупок, проводимых госзаказчиками и госкомпаниями. Перечень таких товаров (работ, услуг) тоже будет утверждаться правительством.

«Законопроект… направлен на изменение сложившейся практики осуществления государственных закупок на основании использования характеристик иностранной продукции, в том числе при реализации национальных проектов (программ), что негативным образом отражается на отечественных производителях», – сообщается в пояснительной записке к поправкам в 44-ФЗ.

Ведь, как уточняется, сейчас ни Бюджетный кодекс, ни 44-ФЗ не предусматривают обязанности заказчиков формировать технические задания на основании характеристик и описаний именно отечественных товаров.

Авторы инициативы ожидают, что квоты поддержат отечественных товаропроизводителей, «в том числе в рамках диверсификации организаций оборонно-промышленного комплекса в части стимулирования выпуска высокотехнологичной гражданской продукции».

Также ожидается, что квотирование поможет простимулировать локализацию новых производств на территории РФ, следует из опубликованных материалов.

В пояснительной записке к поправкам в 223-ФЗ по поводу закупок госкомпаний уточняется: «В настоящее время более 80% всех закупок… осуществляются у единственного поставщика. Кроме того, заказчики, как правило, отдают предпочтение иностранной продукции при имеющихся конкурентоспособных российских аналогах».

«Возможность использования заказчиками редких и избыточных характеристик, присущих только иностранной продукции, не позволяет отечественным производителям подавать заявки с отечественной продукцией», – пояснили авторы законодательной инициативы.

Поэтому, как поясняется в материалах, введение квоты на товары, произведенные в государствах – членах ЕАЭС, «позволит на постоянной основе ориентировать деятельность заказчиков на преимущественную закупку отечественной продукции, что положительным образом будет влиять на темпы роста потребления высокотехнологичной отечественной продукции».

«На сегодняшний день емкость внутреннего рынка товаров и услуг, которые торгуются по 44-ФЗ и 223-ФЗ, составляет около 8,2 трлн руб. и 21,3 трлн руб. соответственно (данные за 2019 год). Около одной трети приходится на российскую продукцию, без учета работ и услуг, а остальное – импорт», – уточнял ранее вице-премьер Юрий Борисов.

По его словам, глядя на такое соотношение, невольно возникает вопрос: а почему так много импорта мы закупаем? «Значит ли это, что у нас нет необходимых компетенций и производственных возможностей и мы просто не можем произвести конкурентоспособные товары? Ответ однозначен: можем и есть», – сообщил он.

Как ранее сообщала замглавы МЭР Оксана Тарасенко, квоты на закупку российских товаров будут распространяться прежде всего на продукцию высокотехнологичных отраслей экономики: «Предлагается установить обязательную долю закупок в сфере высокотехнологичных товаров, включая радиоэлектронную продукцию, программное обеспечение, а также продукцию машиностроения». 

Независимая газета

 

Тарасенко Оксана Валерьевна Заместитель Министра экономическогго развития Российской Федерации
В 2005 году окончила юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, а в 2009 году – магистратуру Высшей школы государственного администрирования МГУ. Успешно защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
В 2004 - 2011 годах – работала в организациях коммерческого сектора.
В 2009 - 2011 годах – занималась преподавательской деятельностью в МГУ им. Ломоносова.
В 2011 - 2015 годах – помощник руководителя, начальник управления организаций социально-культурной сферы и зарубежной собственности, начальник отраслевых организаций и зарубежной собственности Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
С января по май 2015 года – временно исполняла обязанности директора Департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России.
В мае 2015 года назначена на должность директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России.
В июле 2018 года назначена помощником Министра экономического развития Российской Федерации.
С 29 декабря 2018 года – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации. 

Департамент стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России
Директор Тихонов Рустам Сергеевич
Департамент осуществляет разработку, согласование и реализацию документов стратегического планирования в инновационной сфере, а также курирует Роспатент и систему управления результатами интеллектуальной деятельности.
В числе ключевых задач - развитие искусственного интеллекта, развитие новых высокотехнологичных отраслей (обеспечение реализации соглашений о намерениях между Правительством Российской Федерации и государственными компаниями и корпорациями в целях развития отдельных высокотехнологичных направлений), создание инновационных научно-технологических центров, развитие территориальных кластеров и внешнеэкономического сотрудничества в сфере инноваций, координация деятельности институтов развития в сфере инноваций и реализация проекта «Национальные чемпионы» по поддержке частных высокотехнологических компаний-лидеров, популяризация инновационной деятельности, содействие разработке и реализации программ инновационного развития компаний с государственным участием.

Департамент планирования территориального развития Минэкономразвития России 
Директор Смирнов Виктор Васильевич
Департамент обеспечивает выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере территориального планирования, осуществляет контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере, координирует и оказывает методическую помощь субъектам Российской Федерации при разработке документов стратегического планирования, а также осуществляет мониторинг и контроль за реализацией документов стратегического планирования в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и актами Правительства Российской Федерации.

Минэкономразвития России Координаты Тарасенко Оксаны Валерьевны
Телефон:  +7 (495) 870-29-21 доб. 11220
E-mail: pr_Tarasenko@economy.gov.ru

Сайт https://www.economy.gov.ru

Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^