Перспективы угольной промышленности в России

13.07.2020 Угольная промышленность

Запасов угля в России хватит еще на 500 лет, но угольная промышленность нуждается в серьезной трансформации, следует из утвержденной премьер-министром Михаилом Мишустиным программы развития отрасли до 2035 года. В правительстве уверены, что новые технологии и кратный рост производительности труда помогут удвоить экспорт угля. Но маршруты поставок придется менять.
Цель программы – структурное преобразование отрасли. Оно предполагает модернизацию «стабильных и перспективных» предприятий, внедрение эффективных и экологически чистых технологий, резкий рост (в 3–4 раза) производительности труда, повышение квалификации кадров, формирование новых центров добычи в восточных регионах. А также модернизацию БАМа и Транссиба – пропускная способность магистралей должна вырасти в полтора раза, до 180 млн т, и обеспечить бесперебойную работу экспортного коридора в страны АТР.
«Перспективы упираются в ограничения транспортной инфраструктуры – портовой и железнодорожной. Основные угольные активы расположены далеко от портов», – комментирует руководитель департамента «Управление бизнесом» Финансового университета при правительстве РФ Константин Поздняков.
Общая стоимость программы – почти шесть триллионов рублей. 3,4 трлн идут на реализацию основных мероприятий, непосредственно касающихся угольной отрасли. Из них 2,9 трлн – это инвестиции угольных компаний, 434,3 млрд – деньги недропользователей и 55,6 млрд – средства федерального бюджета.
Предусмотрены и масштабные сопутствующие инвестиции. На железные дороги потратят больше триллиона, на электроэнергетические проекты – 780 млрд, на порты – 685,3 млрд рублей.
«Российская угольная промышленность обладает всеми возможностями стать современной отраслью производства с высококонкурентной продукцией», – сказано в документе. В правительстве ожидают, что к 2035 году добыча угля в стране вырастет на 10–50% (до 485–668 млн тонн), а экспорт – на 30–100% (до 259–392 млн тонн). далее Профиль

Программа развития развития угольной промышленности России на период до 2035 года
I. Общие положения
Программа развития угольной промышленности России на период
до 2035 года (далее - Программа) определяет цель, задачи и мероприятия
государственной политики в угольной отрасли на период до 2035 года.
Правовую основу Программы составляют Конституция Российской
Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы,
а также правовые акты Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации.
Программа разработана в рамках актуализации Программы развития
угольной промышленности России на период до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2014 г.
№ 1099-р, и предусматривает уточнение спроса на российский уголь
на внешнем и внутреннем рынках с учетом возможностей отрасли
по увеличению объемов добычи угля, рентабельности продаж угольной
продукции и инфраструктурных ограничений по экспортным поставкам.
Программа обеспечивает реализацию в угольной промышленности
России положений:
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря
2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации";
Стратегии пространственного развития Российской Федерации
на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р;
Стратегии научно-технологического развития Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации
от 1 декабря 2016 г. № 642 "О Стратегии научно-технологического
развития Российской Федерации";
Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 "О Стратегии экологической
безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";
Стратегии развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 "О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на
период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической
безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской
Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 22 декабря 2018 г. № 2914-р;
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204
"О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года";
посланий Президента Российской Федерации Федеральному
Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. и от 20 февраля
2019 г.;
Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г.
№ 216 "Об утверждении Доктрины энергетической безопасности
Российской Федерации".
При разработке Программы учтены:
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской
Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации на период
до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;
Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России
до 2030 года (одобрена Морской коллегией при Правительстве Российской
Федерации 28 сентября 2012 г.);
Прогноз научно-технологического развития отраслей топливноэнергетического комплекса России на период до 2035 года, утвержденный
Министерством энергетики Российской Федерации 14 октября 2016 г.;
Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики
до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 июня 2017 г. № 1209-р;
комплексный план модернизации и расширения магистральной
инфраструктуры до 2024 года, утвержденный распоряжением
Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. № 2101-р;
долгосрочная программа развития федерального государственного
унитарного предприятия "Росморпорт" (2017 - 2025 годы), утвержденная
распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта
от 9 августа 2019 г. № ЮЦ-344-р;
долгосрочная программа развития открытого акционерного общества
"Российские железные дороги" до 2025 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 466-р;
проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года,
разработанный Министерством энергетики Российской Федерации,
а также другие документы стратегического планирования Российской
Федерации.
При разработке Программы учитывались сценарные условия
функционирования экономики России и основные параметры
долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2036 года, разработанного в 2018 году
Министерством экономического развития Российской Федерации.
Реализация Программы предусматривает выполнение мероприятий
на основе консолидации усилий законодательных и исполнительных
органов государственной власти, органов власти субъектов Российской
Федерации, научного, научно-образовательного и предпринимательского
сообщества по формированию благоприятного правового,
инвестиционного и делового климата.
II. Состояние и проблемы развития угольной промышленности
1. Современное состояние
Угольная промышленность, обладая значительными разведанными
и прогнозными запасами угля, имеет все возможности для эффективного
их извлечения и использования в целях стабильного обеспечения
внутренних потребностей в угольной продукции и развития экспортных
поставок.
Отрасль одна из первых в топливно-энергетическом комплексе
России после проведенных структурных преобразований полностью
адаптирована к рынку, производство и реализация продукции отрасли
осуществляются частными предприятиями в условиях рыночного
ценообразования, финансирование инвестиционных проектов
осуществляется за счет собственных и привлеченных средств (около одной
третьей общего объема инвестиций).
Последние 10 лет стали для угольной промышленности этапом
стабильного развития, который совпал с восстановительным ростом
экономики страны. За этот период объем добычи российского угля вырос
более чем в 1,3 раза и в настоящее время превышает уровень 440 млн. тонн
в год, в 2,5 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной
капитал угольных предприятий, введено 297 млн. тонн новых мощностей
по добыче угля.
За эти годы продолжилось развитие традиционных центров
угледобычи - Кузнецкого, Канско-Ачинского, Горловского
и Минусинского бассейнов, а также освоение угольных месторождений
в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне
Российской Федерации. Так, например:
в Республике Хакасия ведется расширение промышленного освоения
Бейского каменноугольного месторождения, обустройство
железнодорожной инфраструктуры необщего пользования, связывающей
угледобывающие предприятия Бейского каменноугольного месторождения
с Транссибирской магистралью;
в Республике Саха (Якутия) ведется промышленное освоение
Эльгинского месторождения, обустройство железной дороги,
связывающей Эльгинский разрез с Байкало-Амурской магистралью,
строятся объекты Инаглинского и Денисовского горно-обогатительных
комбинатов, началась подготовка к освоению Кабактинского
месторождения;
в Забайкальском крае началось промышленное освоение Апсатского
месторождения;
в Хабаровском крае ведутся модернизация и расширение
Ургальского угольного комплекса с формированием необходимой
инфраструктуры;
в Республике Тыва началось освоение месторождений УлугХемского угольного бассейна, в том числе:
Элегестского месторождения коксующегося угля, включая
строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино с выходом
на Транссибирскую магистраль и Байкало-Амурскую магистраль;
Межегейского месторождения каменного угля;
участка "Центральный" Западной части Улуг-Хемского угольного
бассейна;
Каа-Хемского и Чаданского месторождений угля;
в Амурской области намечается масштабное освоение Ерковецкого
буроугольного месторождения, а также Огоджинского и Сугодинского
месторождений каменного угля Гербикано-Огоджинской угленосной
площади со строительством железнодорожного пути Огоджа - Февральск;
на севере Красноярского края в Таймырском угольном бассейне
начинается разработка Малолемберовского и Нижнелемберовского
месторождений антрацитов;
на юго-востоке Чукотского автономного округа на побережье
Берингова моря в Беринговском угольном бассейне начато промышленное
освоение Верхне-Алькатваамского и Амаамского месторождений
каменного угля в целях экспортных поставок, развитие традиционного
центра угледобычи в Анадырском буроугольном месторождении в целях
обеспечения внутренних потребностей Чукотки в угольной продукции.
С целью обеспечения благоприятных налоговых условий для
осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания
новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на
Дальнем Востоке и в Восточной Сибири:
в 2013 году принят Федеральный закон "О внесении изменений в
части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части
стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на
территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных
субъектов Российской Федерации" (предусматривает обнуление налога на
прибыль, перечисляемого в федеральный бюджет сроком на 10 налоговых
периодов, возможность устанавливать пониженную ставку налога,
подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации,
обнуление ставки налога на добычу полезных ископаемых до начала
применения нулевой ставки по налогу на прибыль и в течение первых
24 периодов после обнуления ставки налога на добычу полезных
ископаемых);
создана территория опережающего социально-экономического
развития "Южная Якутия" на территории муниципального образования
"Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), которая базируется на
двух инвестиционных проектах - строительство шахты "Восточная
Денисовская" и обогатительной фабрики по производству угольного
концентрата и строительство горно-обогатительного комбината
"Инаглинский" по добыче угля и производству угольного концентрата
(резиденты этой территории опережающего социально-экономического
развития пользуются соответствующими налоговыми льготами до
2027 года, в том числе нулевой ставкой по налогу на прибыль
в 2018 - 2022 годах и пониженными ставками страховых взносов);
создана территория опережающего социально-экономического
развития "Чукотка" в Чукотском автономном округе, где общество с
ограниченной ответственностью "Берингпромуголь" является резидентом;
с 2019 года комплексный инвестиционный проект развития
угледобычи и углеобогащения акционерного общества "Ургалуголь" в
Хабаровском крае получил государственную поддержку в части создания
необходимых объектов инфраструктуры (строительство технологической
автодороги, железнодорожных путей, мостов, электросетей);
в 2018 году в целях ускорения освоения в Республике Тыва
месторождений Улуг-Хемского угольного бассейна принято распоряжение
Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 687-р
о заключении с акционерным обществом "Тувинская Энергетическая
Промышленная Корпорация "Кызыл-Курагино" концессионного
соглашения на финансирование, создание и эксплуатацию объектов
инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования
железнодорожной линии Элегест - Кызыл - Курагино.
Собственники угольных активов участвуют в строительстве новых
и наращивании действующих мощностей угольных терминалов
в российских портах Дальнего Востока (Восточный, Ванино (включая
инвестиционный проект "Увеличение мощности перевалки
акционерного общества "Дальтрансуголь" до 40 млн. тонн в год"), Посьет,
порт Вера, Шахтерск), в Азово-Черноморском бассейне (порт Тамань),
в Арктическом бассейне (строительство угольных терминалов в устье реки
Лавны, на мысе Чайка, в морском порту Диксон).
С 2016 года предоставление в пользование участков недр
осуществляется в соответствии с Программой лицензирования угольных
месторождений на период до 2020 года, утвержденной приказом
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 6 декабря 2016 г. № 639, которая учитывает потребности рынка
в угольных ресурсах и особенности угледобывающих регионов.
В угольных бассейнах ведется оптимизация шахтного и карьерного
фондов с ликвидацией неэффективных угледобывающих мощностей, в том
числе с 2015 года реализуется Комплексная программа поэтапной
ликвидации убыточных шахт, расположенных на территориях городов
Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей
с подработанных территорий. Осуществляется ликвидация шахт
"Алмазная" и "Гуковская" в Ростовской области, шахты "Интинская"
в Республике Коми и разреза "Коркинский" в Челябинской области.
Завершается реализация комплекса мер по реструктуризации
угольной промышленности России, осуществляемых за счет средств
федерального бюджета. За период 1994 - 2018 годов было закрыто
188 шахт и 15 разрезов, ликвидировано более 5000 километров горных
выработок, снесено 5247 зданий и сооружений в объеме 15,2 млн. куб.
метров, рекультивировано 6786,8 тыс. гектаров нарушенных земель,
потушены и ликвидированы пожары на 65 породных отвалах и 7 пожаров в
подземных выработках, построено 54 водоотливных комплекса и
12 очистных сооружений шахтных вод, отремонтирован 61 объект,
пострадавший от ведения горных работ, выполнены 84 мероприятия по
обеспечению защиты от затопления смежных действующих шахт,
питьевых источников от загрязнения и подтопления объектов земной
поверхности шахтными водами. Переселено из ветхого аварийного жилья
42673 семьи, реконструировано и построено почти 800 объектов
социальной инфраструктуры. Осуществляется мониторинг экологических
последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов
в 11 регионах России, включая мероприятия по оперативной ликвидации
провалов земной поверхности.
Расширена (с 2019 года) категория лиц, получающих социальную
поддержку (для пенсионеров, проработавших не менее 10 лет на шахтах
(разрезах) угольной промышленности, акции которых находились в
федеральной собственности, в подразделениях военизированных
аварийно-спасательных частей, или вдов (вдовцов) таких пенсионеров)
по обеспечению бесплатным (пайковым) углем).
В настоящее время угольная промышленность представлена
58 шахтами и 133 разрезами, почти половина из которых введена после
2000 года. Новые предприятия оснащены высокопроизводительной
техникой, и на них используются самые современные технологии
угледобычи. По прогрессивной технологии "шахта-лава" работают
42 шахты, или 76 процентов общего числа действующих шахт.
Продолжается концентрация горных работ. На шахтах
среднесуточная добыча из одного очистного забоя за 10 лет выросла
в среднем по отрасли в 2,2 раза (с 2211 до 4883,7 т/сутки, годовая
производительность одноковшовых экскаваторов на разрезах увеличилась
в 1,3 раза (с 1438 до 1843,3 тыс. куб. метров). Более 70 процентов
угледобычи сегодня обеспечивают шахты и разрезы со среднегодовой
мощностью 1,6 и 3 млн. тонн соответственно. В результате в отрасли
растет производительность труда работников в основном производстве,
которая с 2008 года увеличилась в 1,5 раза, а среднемесячная
производительность рабочего по добыче угля выросла за этот период
почти в 2 раза (с 202 до 380 т/чел. в мес.).
Растет присутствие российских угольных компаний
на международном рынке, увеличиваются экспортные потоки угольной
продукции как в восточном, так и в атлантическом направлениях. С целью
развития Восточного полигона сети железных дорог в соответствии
с протоколом заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации
по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и
экологической безопасности были приняты решения по ускорению
реализации проектов Долгосрочной программы развития открытого
акционерного общества "Российские железные дороги" по модернизации
железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали и
Транссибирской магистрали, а также портовой инфраструктуры с учетом
синхронизации сроков их ввода со сроками ввода угледобывающих
мощностей.
В частности, предусматриваются:
своевременное выполнение мероприятий первого этапа программы
развития Восточного полигона для обеспечения поставки угля на экспорт
в объеме 125 млн. тонн в год к 2020 году и достижения параметров,
определенных распоряжением Правительства Российской Федерации
от 24 октября 2014 г. № 2116-р;
реализация второго этапа программы развития Восточного полигона
за счет собственных средств открытого акционерного общества
"Российские железные дороги" в целях увеличения объемов поставок
российского угля в восточном направлении до 195 млн. тонн
в год к 2025 году, в том числе не менее 100 млн. тонн в направлении
портов Приморского края и не менее 85 млн. тонн в направлении ВаниноСовгаванского транспортного узла в Хабаровском крае;
применение долгосрочных и предсказуемых параметров
установления железнодорожных тарифов на период после 2025 года.
В международной торговле углем доля России за 10 лет выросла
с 9 до 15 процентов. Угольные компании России осваивают рынки стран
Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Японии, Республики
Корея, Китайской Народной Республики, Тайваня (Китайской Народной
Республики), Республики Индии, Малайзии и Социалистической
Республики Вьетнам.
На внутреннем рынке в условиях перераспределения топливного
баланса в пользу более дешевого и экологичного газового топлива
потребление угольной продукции практически не увеличивается.
В соответствии с требованиями рынков сбыта, прежде всего
внешнего, растет качество производимой угольной продукции. С 2008 года
существенно (почти в 1,5 раза) увеличились объемы обогащения угля,
в том числе энергетического (более чем в 2 раза). За этот период введено
17 новых обогатительных фабрик и установок, 10 из них для переработки
энергетического угля. Абсолютное большинство введенных
обогатительных фабрик - это фабрики нового поколения. В результате
доля балластной составляющей в отгружаемой угольной продукции
снизилась с 31,2 процента до 28 процентов.
Осуществляются меры по кардинальному снижению уровня
производственного травматизма на предприятиях отрасли. С 2009 года
реализуется программа по обеспечению дальнейшего улучшения условий
труда, повышения безопасности ведения горных работ, снижения
аварийности и травматизма в угольной промышленности, поддержания
боеготовности военизированных горноспасательных, аварийноспасательных частей, утвержденная Министерством энергетики
Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты
Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, Федеральной службой
по экологическому, технологическому и атомному надзору, ассоциацией
"Общероссийское отраслевое объединение работодателей угольной
промышленности", Российским независимым профсоюзом работников
угольной промышленности. В целях снижения уровня производственного
травматизма на предприятиях отрасли внедряется инновационная система
управления промышленной безопасностью и охраной труда, в частности на
основе цифровизации систем наблюдения, оповещения и поиска людей,
застигнутых аварией (системы "Гранч", "Горнасс" и др.).
С 2008 по 2018 год уровень смертельного травматизма снижен с 0,19
до 0,04 человека на 1 млн. тонн добычи угля.
С 1 июня 2018 г. введен в действие информационно-технический
справочник по наилучшим доступным технологиям "Добыча и обогащение
угля", использование которого позволяет достигать наилучшего сочетания
технологических возможностей и критериев охраны окружающей среды.
Продолжаются работы по развитию трудовых отношений,
совершенствуются системы оплаты труда, подготовки и повышения
квалификации персонала для организаций угольной промышленности.
В части трудового законодательства установлены особенности
регулирования труда работников, занятых на подземных работах, условнопостоянная часть заработной платы горняков увеличена с 2011 года с 45 до
70 процентов, установлены условия выплат страховых взносов
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний (с 2016 года), создана
ассоциация "Общероссийское отраслевое объединение работодателей
угольной промышленности" (в 2012 году), с 18 января 2019 г. вступило в
действие Федеральное отраслевое соглашение по угольной
промышленности Российской Федерации на 2019 - 2021 годы.
Начата разработка профессиональных стандартов.
В 2016 и 2017 годах разработаны и утверждены 2 профессиональных
стандарта - горнорабочий и проходчик.
Угольными компаниями созданы корпоративные системы
подготовки и повышения квалификации кадров. Корпоративная
социальная политика угольных компаний направлена на переход к более
совершенным трудовым отношениям, обеспечивающим устойчивый рост
уровня и качества жизни не только работников компаний, но и в целом
населения углепромышленных территорий, прежде всего молодежи,
с целью усиления стимулирующей и мотивационной роли повышения
престижа шахтерского труда.
Для формирования кадрового резерва отрасли осуществляется
системная работа по развитию личностного и профессионального
потенциала будущих горных специалистов, привлечению молодежи
на инженерные специальности в топливно-энергетическом комплексе,
в частности с помощью деятельности Благотворительного фонда
"Надежная смена" и некоммерческого партнерства "Молодежный форум
лидеров горного дела".
За последние 10 лет среднемесячная заработная плата работников
отрасли, занятых в основном производстве, выросла в 2,5 раза
(с 23,1 до 57,8 тыс. рублей). Более 15 тыс. человек за этот период прошли
переподготовку и повышение квалификации.
Обеспечена экономическая стабильность функционирования
угольной промышленности. Ежегодные инвестиции в основной капитал
угольных компаний выросли за 2008 - 2018 годы с 60 до 144 млрд. рублей,
или в 2,4 раза. Суммарный объем налоговых и прочих выплат субъектов
угольной отрасли в бюджеты всех уровней за этот период составил около
550 млрд. рублей (в номинальных ценах). далее 

Направить информацию »



Рейтинг@@Mail.ru
^