Рустам Танкаев: скорость прокладки у российских судов заметно ниже, чем у тех, которые использовала Allseas
22.06.2020 Время чтения 5.2 мин. Нефтегазовая промышленность
Как сказал «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, в американских санкциях 2019 года указано, что смена собственника судна трубоукладчика с целью избежать ограничений ни к чему не приведет и прежний собственник все равно подпадет под санкции. «Поэтому переоформление «Академика Черского» на самарский фонд, конечно, и является попыткой дистанцироваться от судна, но вряд ли «Газпром» всерьез рассчитывает вывести свою «дочку» «Газпром флот» из-под санкционного удара после того, как трубоукладчик начнет достраивать СП-2. Интрига скорее заключается в том, распространяются ли санкции США на сам «Газпром» или в черном списке окажется только «Газпром флот», который ранее владел «Академиком Черским». В целом «Газпром» готов к тому, чтобы «Газпром флот» подпал под санкции, это та жертва, которую «Газпром» готов принести ради достройки «Северного потока – 2». Иначе «Академик Черский» не стал бы переходить из Находки в Балтийское море», – считает Юшков.
Эксперт обращает внимание на риски, которые возникнут, если будут приняты новые – июньские – санкции. «В нынешнем законопроекте ограничения скорее носят конкретизирующий характер. В санкциях 2019 года было написано, что запрещено финансировать и оказывать услуги по строительству СП-2. Сейчас же в законопроекте расписано, что конкретно нельзя делать, чтобы СП-2 был достроен. Проблема в том, что фактически там предлагается ввести санкции против Германии, так как она обязана поддерживать выходящий на ее берег СП-2 в нормальном техническом состоянии. В новом пакете санкций это будет рассматриваться как обслуживание газопровода, и такое карается штрафами. Это и вызвало столь бурную реакцию Меркель на новый законопроект США», – считает эксперт.
«Заявление Новака о том, что СП-2 завершен, с финансовой точки зрения соответствует позиции «Газпрома», который сейчас в суде пытается доказать, что проект считается завершенным, когда принято инвестрешение и определено финансирование. Это нужно для того, чтобы вывести проект из-под действия Газовой директивы ЕС. Изначально антимонопольное законодательство ЕС не касалось морских газопроводов. Поправки в директиву распространили юрисдикцию на морские части газопроводов. Но если проект был завершен до мая 2018 года, тогда Германия не применяет поправки к морским газопроводам. Так, «Северный поток – 1» получил исключение из регулирования, аналогичной меры «Газпром» хочет добиться и к СП-2», – поясняет Юшков.
Нерест трески весьма странный аргумент, добавляет он. «В 2019 году строительство СП-2 не останавливалось на летние месяцы. Версия о запрете прокладки труб летом из-за нереста появилась в одном из СМИ и теперь перепечатывается постоянно. Есть сомнения, что подобные ограничения реально существуют», – говорит Юшков.
По мнению эксперта, в любом случае «Газпрому» при современной ситуации на газовом рынке Европы СП-2 как действующий маршрут в 2020 году не нужен, так как спрос на европейском рынке крайне мал. «Те мощности по поставкам газа, которые сейчас есть, и то остаются не полностью загружены. СП-2 – это проект для дальнейшего отказа от украинского маршрута доставки газа в Европу. То есть он гарантированно будет загружен только через четыре года, поэтому «Газпрому» торопиться некуда. Но с другой стороны, компании не стоит затягивать процесс, так как дальше США могут придумать новые санкции, которые еще больше осложнят вопрос достройки газопровода», – предупредил Юшков. n
Член комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК торгово-промышленной палаты России Рустам Танкаев не сомневается, что СП-2 будет достроен, но согласен, что сроки его реализации могут затянуться. В словах министра о полной экономической готовности проекта он не увидел ничего нового, назвав выбранную формулировку не совсем удачной. "Новак пытался объяснить неспециалистам положение дел, но, возможно, неловко выразился. С моей точки зрения, он имел ввиду, что деньги инвесторами уже полностью выделены и находятся на счетах компании "Nord Stream 2", дополнительных финансовых средств не требуется. Но в инженерном смысле трубопровод еще, конечно, не готов, его необходимо достроить", - сказал Танкаев "НГ".
Эксперт не сомневается, что это произойдет в любом случае, при этом возможная задержка с окончанием стройки, по его мнению, не будет слишком большой. "За последние годы произошло резкое изменение климата, минимальный размер северной полярной шапки сократился с 5 млн до 2 млн кв.км. В результате зимние температуры на севере Европы стали выше, периоды штормов сдвинулись в сторону Нового года, поэтому время, когда строительство возможно зимой, у СП-2 гораздо больше, чем было у первого "Северного потока". Хотя, скорость прокладки у российских судов заметно ниже, чем у тех, которые использовала Allseas", - говорит Танкаев. далее Независимая газета
Справка о судне "Академик Черский"
Академик Черский — краново-монтажное трубоукладочное судно (КМТУС), совмещающее в себе функции кранового судна и трубоукладчика. Принадлежит «Самарскому теплоэнергетическому имущественному фонду». Судну присвоено имя академика АН СССР, Героя Социалистического Труда Николая Васильевича Черского (1905—1994), специалиста в области поиска, разведки, разработки газовых и нефтяных месторождений.
Заложен в 2007 году в Китае на верфи компании Jiangsu Hantong Ship Heavy Industry в Тунчжоу по заказу нигерийско-голландской компании Sea Trucks Group Limited. Проект разработан норвежской компанией Vik-Sandvik[3]. Первоначальное название судна — Jascon-18. В июне 2011 года Jascon-18 прибыл на судоверфь Kwong-Soon shipyard в Сингапур для достройки. В декабре 2015 года судно было куплено Сингапурским филиалом российской компании «Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС). Для покупки судна компания под поручительство Газпрома оформила кредит у Газпромбанка в размере 1 млрд долл США. В январе 2016 года судно было арестовано в Сингапуре по иску судоверфи из-за неоплаты полной стоимости постройки. После разрешения споров, судно в июне 2016 года перешло на баланс ООО «Газпром флот», который переименовал его в «Академик Черский» (в честь академика АН СССР Николая Васильевича Черского). До августа 2017 года судно находилось в индонезийском порту Батам, затем было перебазировано в РФ. В период с марта по май 2018 года операторы кранов судна «Академик Черский» прошли подготовку по курсу «Offshore Crane Operator Stage 1, 2» в учебном центре компании Sparrows FZE (Муссафах, Абу-Даби). В связи с тем, что предполагалось использовать судно для разработки Киринского газоконденсатного месторождения в Охотском море[9], было решено провести его модернизацию и дооснащение. Подряд на модернизацию и дооборудование получило ООО «РИФ-Терминал» (инжиниринговая компания, Москва). Работы стоимостью 813,763 млн рублей должны были проводиться Находкинским судоремонтным заводом и завершены до 31 мая 2019 года.
По данным на 1 января 2020 года, судно не было готово к эксплуатации в качестве трубоукладчика, так как не имело необходимого сварочного и монтажного оборудования.
В конце декабря 2019 года «Газпром флот» объявил открытый конкурс на выполнение работ по дооснащению КМТУС сварочным и технологическим оборудованием. Предполагаемая стоимость работ — 873,5 млн рублей. Итоги тендера должны были быть подведены 22 января 2020 года, однако сроки приема предложений были перенесены на 30 января 2020 года.
В начале марта 2020 года отправился из Находки через Тихий и Индийский океан в направлении на Балтику, чтобы завершить там ремонт и модернизацию, а затем вступить в строй. На определённых участках пути был взят под охрану боевыми кораблями ВМФ России. Ожидалось, что 3 мая 2020 года судно прибудет в Калининград для завершения работ по модернизации оборудования. 3 мая 2020 года встал на якорь в 30 км от г. Балтийска, достигнув западного российского анклава за три месяца.
С июня 2020 года находится в собственности «Самарского теплоэнергетического имущественного фонда»
Предложить новость »