Рустам Танкаев: осле распада СССР в России очень резко упало производство катализаторов, и отрасль была вынуждена перейти на импортные

29.12.2019 Нефтегазовая промышленность

До реализации плана импортозамещения в нефтепереработке, по данным Минпромторга, от 20 до 60% потребностей по разным видам оборудования модернизируемых НПЗ обеспечивалось за счет отечественного производства. Комплектующие и запчасти к импортным агрегатам остаются проблемной позицией. Иная ситуация в сегменте производства катализаторов — веществ, необходимых для ускорения реакции при создании продуктов с высокой добавленной стоимостью. Много лет этот сегмент практически не развивался, но за два-три года удалось значительно ослабить зависимость отечественных нефтепереработчиков и нефтехимиков от зарубежных катализаторов. По оценкам Минпромторга, в 2015 году импорт катализаторов гидроочистки превышал 90%. Потребность в импортных катализаторах крекинга и каталитического риформинга была чуть меньше — 60–65%. Сейчас в среднем зависимость от импортных катализаторов уже менее 50%. Задачу во многом удалось решить за счет проектов компании «Роснефть», которая на своем заводе в Ангарске открыла производство платиносодержащих катализаторов риформинга и изомеризации. Продукция ангарского завода поставляется не только на собственные НПЗ «Роснефти», но и на российский рынок и на экспорт. Кроме того, в Уфимской группе НПЗ (входит в «Роснефть») прошли испытания собственных катализаторов гидроочистки дизельного топлива, которые необходимы для производства топлива класса Евро-5.

После распада СССР в России очень резко упало производство катализаторов, и отрасль была вынуждена перейти на импортные, напомнил гендиректор «ИнфоТЭК-терминал» Рустам Танкаев. «Однако когда Запад начал вводить в отношении российского ТЭК санкции, в РФ очень быстро это производство восстановили: катализаторы — весьма уязвимое звено в производственной цепочке, по которому при желании было очень легко ударить. И то, что «Роснефти» удалось создать катализаторы процессов гидроочистки, которые применяются при производстве дизельного топлива Евро-5 — огромное достижение. По крайней мере, без современного экологичного топлива мы уже не останемся», — сказал эксперт.

В свою очередь, «Газпром нефть» объявила о намерении построить комплекс по производству катализаторов крекинга для вторичной переработки нефти на Омском НПЗ, однако до завершения реализации проекта еще далеко.

По оптимистическим экспертным оценкам, импортозамещение в нефтехимии и нефтегазопереработке в среднем достигло 40%, говорит заведующий кафедрой технологии переработки нефти Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Владимир Капустин. В целом же по нефтегазовой отрасли, согласно оценкам Минпромторга, в 2019 году доля поставок из-за рубежа для нефтегазовой отрасли сократилась до 51%, по программе импортозамещения в 2020 году этот показатель должен составить 43%. далее РБК

Направить информацию »



Рейтинг@@Mail.ru
^