Правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики подвела итоги конкурентного отбора мощности для модернизации (КОММод) на период 2022-2024 годов
09.07.2019 Время чтения 3 мин. Электроэнергетика
Первый заместитель генерального директора ООО "Газпром энергохолдинг" Павел Шацкий в интервью агентству "Прайм" оценил основные результаты КОММод 2022-2024 годов и рассказал о плюсах и минусах существующего механизма отбора.
- Павел Олегович, недавно правительственная комиссия по вопросам развития электроэнергетики подвела итоги конкурентного отбора мощности для модернизации (КОММод) на период 2022-2024 годов. Как вы их оцениваете?
— Безусловно, произошло долгожданное и знаковое событие, поскольку диалог о необходимости запуска нового механизма модернизации ТЭС в отраслевом сообществе велся много лет. Теперь можно сделать первые выводы на будущее.
Особо примечательно, что даже потребители энергии скорее позитивно оценивают прошедший отбор, а прозвучавшая с их стороны критика подчеркивает только отдельные недостатки, задачу исправления которых готовы решать генераторы, если регулятором будут приняты соответствующие решения.
- Традиционно и естественно, что между потребителями и производителями — существенные разногласия в подходах, и сейчас в Сообществе потребителей энергии полагают, что прошедший отбор – это не модернизация, а лишь капитальные ремонты… Согласны ли вы с этой точкой зрения?
— Это, по сути, основной тезис потребителей по результатам отбора. Природа данного утверждения базируется на том, что в основном были отобраны проекты, предусматривающие ограниченный перечень технических мероприятий. Однако условия проведенного конкурса обязывали заявителя учитывать, как минимум, одно мероприятие из основного перечня, что позволяет говорить о продлении — восстановлении ресурса. Речь идет о необходимой замене основных частей турбинного или котельного оборудования. Эти условия были выполнены, в противном случае заявки участников не были бы включены в итоговый перечень для принятия решения.
Более того, участники отбора приняли обязательства по заключению договора, предусматривающего поставку модернизированной мощности сроком на шестнадцать лет, то есть гарантировали поддержание мощности в заданных параметрах на весь срок договора.
Фактические объемы работ у большинства участников будут значительно шире включенных в заявку на отбор, а затраты на дополнительные мероприятия никак не лягут на плечи потребителей, поскольку возврат инвестиций будет произведен за счет средств, полученных на КОМ.
Таким образом, состоялся именно отбор модернизированной мощности — с продлением ресурса и обязательствами генерирующих компаний на более чем значительный срок.
При этом вполне можно согласиться с другим тезисом потребителей о том, что "необходимо ужесточить требования отбора, сделав обязательным не замену элементов, а полную замену агрегатов (турбин), увеличить набор обязательных мероприятий". За это выступали и сами генераторы.
Однако без изменения отдельных настроек существующей модели отбора механизм КОММод не позволит достигнуть максимума эффективности для отрасли.
- Почему вы так полагаете?
— Это становится очевидным, если обратить внимание на то, что отмечают потребители. По их мнению — в отобранных проектах нет значительного повышения эффективности, мало или нет парогазовых проектов ПГУ. В данном случае мы разделяем эти сожаления о крайней ограниченности проектов с глубокой модернизацией и значительным повышением технико-экономических параметров, модернизации ТЭС.
Однако сложившаяся ситуация объективно отражает условие проведенного однофакторного отбора с исключительным приоритетом цены, то есть отбора самых дешевых проектов.
Отмечу, что данная "упрощенная картина мира" была принята именно в угоду потребителям. Генерирующие компании предлагали разные варианты отбора, понимая, что исключительный упор на цену приведет к искажению результатов и минимизации глубины технических решений. Теперь и мы, и регуляторы, видим, что со стороны потребителей есть запрос на более сложные механизмы отбора, которые позволят быть отобранными более дорогим проектам, таким как надстройки до ПГУ.
- А готовы ли к этому генераторы?
— Объём поданных по обеим ценовым зонам заявок составил суммарно в мощностном выражении 22 ГВт, против отобранных на первом этапе 8,5 ГВт. Среди неотобранных по причине более высокой цены — две заявки модернизации ГРЭС и ТЭЦ с переходом на ПГУ цикл, а с учётом заявок на этапе отбора Правительственной комиссией их количество превысило десять единиц. Около двадцати проектов, которые не прошли отбор — это замещение востребованных в своих регионах, но давно выработавших свой ресурс турбин Т-100. И еще порядка двадцати предложений, оставшихся без результата, были по комплексной замене турбин небольшой мощности на городских ТЭЦ – настоящих «рабочих лошадок» нашей холодной страны.
Это подтверждает, что регулятору было из чего выбирать. Потенциальный объем инвестиций по результатам проведенного КОММод мог быть значительно большим.
В связи с этим еще не поздно доработать критерии отбора проектов под КОММод 2025-2026 годов.
Далее ПРАЙМ
Предложить новость »