25 февраля в Белом доме обсудят состояние импортозамещения в нефтегазовом комплексе
21.02.2015 Время чтения 5.4 мин.
25 февраля в Белом доме состоится совещание по вопросу "О направлениях импортозамещения в нефтегазовой отрасли и мерах по их реализации". Накануне под председательством Комитета Госдумы по энергетике Ивана Грачева было проведено заседание совета по взаимодействию нефтегазового комплекса со смежными отраслями по проблеме закупочной политики в нефтегазовом комплексе. Участники заседания одобрили комплекс первоочередных мер, которые необходимо принять, чтобы поставщики ТЭК смогли выжить в непростых условиях.
В 2014 году российские предприятия столкнулись с дополнительными рисками, вызванными ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры при одновременном замедлении экономического роста. С середины 2014 года началось резкое снижение цен на нефть. Цены на российский газ по долгосрочным экспортным контрактам также демонстрировали медленное снижение, которое, по данным Аналитического центра при Правительстве РФ, может существенно ускориться к середине 2015 года в связи с особенностями механизма ценообразования. Ограничение доступа предприятий и банков к внешним источникам из-за введенных санкций лишает их значительной части «длинных денег».
Сложившаяся экономическая ситуация сказывается негативно как на нефтегазовых компаниях, так и на их поставщиках – промышленных предприятиях. Высокие процентные ставки ставят поставщиков нефтегазового комплекса на грань выживания. Предприятия обращаются с просьбой принять меры по предоставлению финансирования на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам и предоставлению государственных гарантий. Просят предусмотреть льготное кредитование предприятий, участвующих в приоритетных проектах и субсидирование производства оборудования и материалов, не изготавливаемых в России. Важную роль играет обеспечение приемлемых налоговых условий. Введение отсрочек по уплате налогов может снизить потребности в оборотном капитале предприятий, задействованных в поставках оборудования и услуг нефтегазовым компаниям.
Несомненно, уповать на прямую государственную финансовую поддержку нефтегазовому сектору и смежным отраслям сложно – существует много других отраслей, где положение очень острое и требует бюджетных вливаний. В новых условиях нефтегазовым компаниям предстоит пересмотреть практику работы с поставщиками и подрядчиками, подняв на более высокий уровень взаимодействие нефтегазовых компаний с промышленностью. В условиях повышения рыночной неопределенности и финансовой неустойчивости компаний приобретает актуальность информационная политика при реализации инфраструктурных проектов. Естественным монополиям и нефтяным компаниям надо заблаговременно и как можно подробнее информировать предприятия о предстоящих закупках. Органам государственной власти предстоит сформировать систему мониторинга рынка промышленной продукции для нефтегазового комплекса. Достоверную и систематизированную информацию о рынке нефтегазового оборудования получить очень сложно. Сегодня в основном пишут об «экспертных оценках», хотя мониторинг проводить вполне реально. Часть информации можно получить у ФТС России, что-то — в Росстате, а сведения об уже установленном нефтегазовом оборудовании и степени его износа — у Ростехнадзора. Большую сложность представляет анализ информации об импорте оборудования естественными монополиями. Они закупают из-за рубежа не напрямую или через свои региональные структуры, как это делают нефтяные компании, а через сторонние фирмы. Учитывая масштаб закупок естественных монополий такой подход искажает реальную картину импорта в нефтегазовом комплексе.
Вопрос эффективного взаимодействия сырьевых компаний со своими поставщиками и подрядчиками упирается в добросовестное выполнение сторонами контрактных обязательств. Каждая нефтегазовая компания имеет собственные типы договоров с поставщиками. Зачастую договор «выкручивает руки» поставщикам. Так, сроки оплаты превышают два месяца после поставки, нет авансирования работ. В условиях «дорогих денег» это дает «зеленый свет» иностранным поставщикам. Речь не только о научно-техническом и производственном потенциале предприятий, но в сохранении рабочих мест — предприятия основные работодатели в своих регионах.
Для унификации процесса привлечения поставщиков нефтегазового оборудования целесообразно разработать при участии уполномоченных представителей государства типовые договоры, включив согласованные положения, которые станут основой контрактной работы при заключении двусторонних соглашений.
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров отметил: «Одна из сложностей в работе предприятий, производящих оборудование для нефтегазового комплекса — отсутствие обратной связи и полной информации о нуждах потенциальных заказчиков». В последнее время Минпромторг России выступает в качестве площадки взаимодействия нефтегазовых компаний со своими поставщиками, помогая им решать общие проблемы. Минпромторг России сформировал межведомственную рабочую группу по нефтегазовому оборудованию. Министерство занимается проблемой сдерживания цен на металлопродукцию, внедрением в практику долгосрочных контрактов, формулы цены на трубы и нефтегазовое оборудование, созданием баз поставщиков, что актуально как для потребителей, так и для поставщиков промышленной продукции.
В условиях инфляции и нестабильной экономической ситуации рынку необходимы ценовые индикаторы хотя бы на основные виды промышленной продукции для нефтегазового комплекса. Только при наличии регулярно обновляемых ценовых индикаторов можно обоснованно говорить о завышении цены или напротив — о демпинге.
Сегодня выживать проще предприятиям, имеющим хоть какую-то валютную выручку, которую потом можно обменять на рубли. Это приводит, порой, к абсурдным ситуациям. Например, кабельным заводам выгоднее продать старые запасы меди на складе за рубеж, чем произвести из нее кабель для погружных насосов.
В сложившейся экономической ситуации, обсудив практику взаимодействия нефтегазовых компаний со своими поставщиками участники заседания рекомендуют следующее:
Минэкономразвития России
— Совместно с Минпромторгом России и ФТС России провести анализ спроса и предложения на продукцию металлургии, а также влияние экспорта на состояние российского рынка.
— Совместно с Минэнерго России, Минпромторгом России, ФСТ России содействовать разработке систем оценки нефтегазовых проектов на основе единой ценовой базы материально-технических ресурсов.
Минпромторгу России
— Продолжить работу по сдерживанию роста цен на металлопродукцию. При отсутствии результата и росте цен, оперативно готовить предложения для Правительства РФ о введении экспортных пошлин на металлопродукцию.
— Совместно с экспертами Минэкономразвития России, Росстата, ФТС России и Ростехнадзора сформировать Рабочую группу по мониторингу рынка промышленной продукции для нефтегазового комплекса. Обеспечить получение достоверных данных об объемах производства, импорта/экспорта и износа основных видов нефтегазового оборудования.
— Совместно с Минэнерго России и участниками рынка организовать мониторинг неплатежей на рынке нефтегазового оборудования и услуг. Готовить предложения по преодолению кризисных ситуаций.
— Совместно с Минэнерго России, ФАС России и участниками рынка выделить основные виды промышленной продукции для нефтегазового комплекса, которые нуждаются в ценовом мониторинге. Сформировать систему актуализации ценовых индикаторов выбранной продукции и обеспечить их обновление.
— Совместно с Минэнерго России, Роскосмосом и участниками рынка сформировать единую базу данных поставщиков нефтегазового комплекса с удобным указателем. По универсальному шаблону разместить основные сведения о поставщике и его продукции (услугах), опыте работы, сертификатах, отзывах потребителей.
Минэнерго России
— Совместно с Минпромторгом России и участниками рынка сформировать систему сбора потребностей нефтегазового комплекса в промышленной продукции и информирования российских поставщиков.
— Совместно с Минпромторгом России, Минэкономразвития России, Минфином России, Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком и участниками рынка провести совещание для рассмотрения роли банковских организаций в реализации инфраструктурных проектов в нефтегазовом комплексе. Рассмотреть новые инструменты, которые банкиры могут предложить рынку для поддержки поставщиков нефтегазовых компаний.
— Совместно с Минпромторгом России, ФАС России и участниками рынка разработать единый порядок аккредитации поставщиков нефтегазового комплекса, рекомендуемый к внедрению у крупных заказчиков. Исключить случаи обязательной платной аккредитации через аффилированные фирмы.
— Совместно с Минпромторгом России, ФАС России и участниками рынка рассмотреть возможность использования авансовых платежей и либерализации требований к финансовым гарантиям.
— Совместно с Минэнерго России, Минэкономразвития России, участниками рынка содействовать внедрению долгосрочных контрактов и ценовых формул при закупках труб и другой промышленной продукции.
ФСТ России
— С участием Минпромторга России и Минэкономразвития России при рассмотрении инвестиционных программ естественных монополий проводить экспертизу планируемых закупок промышленной продукции.
Предложить новость »