Почему на российских НПЗ снижается производство бензина: анализ ситуации
02.07.2025
Время чтения 3.5 мин.
Нефтегазовая промышленность

В конце июня в отрасли снова начали обсуждать возможность полного запрета на экспорт бензина из России. Ситуация вызывает вопросы о причинах возникшего дефицита топлива на внутреннем рынке. Это побуждает экспертов анализировать корни возникшего дефицита топлива. Носят ли затруднения временный характер или корни проблем лежат глубже?
Статистика выпуска нефтепродуктов демонстрирует спад
Руководитель Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков России Александр Иванов оптимистично оценивает развитие сферы. Однако Министерство энергетики скрывает точную статистику. Аналитики опираются на косвенные показатели.
Владимир Капустин – заведующий кафедрой технологии переработки нефти РГГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, приводит следующие цифры переработки: 2022 год показал 272 миллиона тонн сырой нефти плюс 19 миллионов конденсата. 2023-й – 275 и 20 миллионов соответственно. 2024 год снизился до 267 и 19 миллионов тонн.
Первичная обработка сырья в начале 2025 года составила 65,2 миллиона тонн против 65,4 миллиона годом ранее. Автомобильный бензин сократился с 11 до 10,8 миллиона тонн. Дизель упал с 21,9 до 21,5 миллиона тонн.
Положительным сигналом стало уменьшение мазута – с 9,5 до 9,2 миллиона тонн. Это указывает на рост эффективности предприятий. Выход светлых продуктов увеличился с 61,5% в 2020 году до 66,4% в первом квартале 2025-го.
Атаки беспилотников стали серьезным фактором снижения показателей. В 2024 году БПЛА поразили 13 крупных предприятий из 26 существующих. Санкционное давление усугубляет ситуацию. Поставщики оборудования для нефтепереработки сталкиваются с ограничениями доступа на российский рынок. Это создает дополнительные вызовы для отрасли. Капустин выделил ключевые задачи текущего периода:
- Сохранить текущее техническое состояние НПЗ.
- Обеспечить НПЗ катализаторами, добавками и присадками.
- Производить текущую замену импортного оборудования.
- Своевременно финансировать потребности НПЗ.
- Завершить начатую модернизацию нефтеперерабатывающих заводов.
Компании успешно обеспечивают непрерывную работу нефтеперерабатывающих заводов, используя оборудование, приобретенное до введения санкций. В области импортозамещения катализаторов достигнуты значительные результаты. Однако экспертная оценка процесса модернизации носит неоднозначный характер.
Модернизация производств для переработки нефти идет с задержками. Сроки реализации проектов растягиваются. Независимые НПЗ опережают крупные корпорации в обновлении мощностей. Инвестиции направляются преимущественно в риформинг и изомеризацию, что увеличивает выход товарного бензина без углубления переработки.
Несмотря на вызовы, существуют и позитивные тенденции. Александр Иванов подчеркнул, что в 2024 году инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий достигли 200 млрд рублей. Эта сумма превышает не только прошлогодние показатели (106 млрд рублей), но и уровень 2021 года, предшествовавшего кризису (136 млрд рублей).
В Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков прогнозируют запуск новых производственных мощностей в 2025 году, а именно:
- комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля на Афипском НПЗ (производительность 2,5 млн тонн в год);
- установки гидроочистки дизельного топлива на Орскнефтеоргсинтезе (600 тыс. тонн в год);
- бензинового комплекса на Новошахтинском ЗНП (900 тыс. тонн в год);
- производства полиизобутилена (ПИБ) с низкой молекулярной массой и высокой реакционной способностью на предприятии ГК «Титан» (10 тыс. тонн);
- установки замедленного коксования на Иркутском заводе полимеров (650 тыс. тонн полиэтилена);
- нового производства катализаторов на предприятии «Газпромнефть-Каталитические системы» (21 тыс. тонн катализаторов).
Строительство шести новых заводов добавит 25 миллионов тонн перерабатывающих мощностей. Теоретически это решит вопросы внутреннего дефицита топлива.
Однако эксперты видят риски в расширении мощностей. Мировая доктрина предполагает отказ от нефтепродуктов к 2050 году. США сократили переработку на 10 миллионов тонн за пять лет. Европа закрывает заводы. Поставщики оборудования для нефтепереработки в западных странах переориентируются на альтернативную энергетику. Российское правительство субсидирует новые проекты через обратный акциз. При этом загрузка действующих мощностей падает до 80%, что приближается к порогу рентабельности.
Выводы и перспективы отрасли
Отечественная нефтепереработка переживает сложный период. Несмотря на внешнее давление, реализация масштабных проектов продолжается. Совокупная мощность российских НПЗ существенно возрастет в ближайшие годы.
Ключевым вопросом остается будущий спрос на нефтепродукты в условиях глобального перехода к альтернативной энергетике. Время покажет, оправдаются ли опасения экспертов относительно перспектив рынка.