Кризис российской угольной отрасли: потеря позиций на китайском рынке

21.01.2025    1.7 мин.    Угольная промышленность

В 2024 году Россия стала единственным экспортёром угля в Китай, чьи поставки снизились. Это ухудшает положение российской угольной отрасли, которая уже несёт большие убытки. Монгольский уголь постепенно занимает место российского на китайском рынке.
 
В 2023 году Китай закупил рекордные 543 млн тонн угля, что на 14% больше, чем в 2022 году. Основными поставщиками стали Австралия и Монголия. Австралия увеличила поставки на 60%, а Монголия — на 19%. Эти страны значительно приблизились к России, чьи поставки упали на 7% до 95,1 млн тонн, согласно данным Таможенного управления Китая.
 
Причины, по которым Россия теряет позиции, — это высокая стоимость угля, проблемы с логистикой и санкции. Переход на азиатские рынки привёл к сложности доставки. В то время как Россия теряет рынки, Монголия выигрывает. Её уголь близок к Китаю, и страна развивает железнодорожное сообщение с ним. Монголия поставляет высококачественный уголь, который необходим Китаю. В 2024 году она обеспечила 60% китайского импорта коксующегося угля, используемого в сталелитейной промышленности. Также Монголия увеличивает поставки энергетического угля. В 2024 году Монголия подписала долгосрочный контракт с китайскими компаниями на поставки угля. В ближайшие пять лет экспорт угля должен достичь 20 млн тонн в год.
 
Российская угольная промышленность переживает кризис. После утраты западных рынков и снижения спроса в других странах, включая Китай, компании понесли большие убытки. За первые девять месяцев 2024 года убыток составил 91 млрд рублей — это рекорд среди всех отраслей экономики. Половина угольных предприятий, по данным Росстата, работает в убыток. Многие из них расположены в моногородах, где угольная промышленность является основным источником занятости. Аналитический центр при Минэнерго предупреждает, что отрасль может оказаться на грани банкротства.
 
В ответ на кризис угольщики обратились за помощью к президенту России. В декабре Владимир Путин потребовал принять срочные меры поддержки для отрасли.
 
Кроме того, затраты на производство угля в России выше, чем у конкурентов, что ухудшает её позиции. Проблемы с железнодорожной пропускной способностью увеличивают стоимость доставки угля. Российские железные дороги предпочитают перевозить более прибыльные товары, что ещё больше осложняет ситуацию.
 

Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^