Концепция контроля потребителями деятельности естественных монополий
09.12.2024 Время чтения 7.3 мин. Экономика
Распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 года №1689-р была утверждена "Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей". В документе отмечалось, что "Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей разработана в целях дальнейшего развития существующей системы общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, обеспечения участия потребителей в контроле за формированием и реализацией их инвестиционных программ, учета мнения потребителей при принятии решений об установлении тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий, обеспечения максимальной открытости процесса принятия решений по вопросам инвестиционных программ, тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий и повышения качества предоставляемой ими информации".
Реализация положений плана предусматривает: внесение изменений в положения (при необходимости в действующий состав) о Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики, Правительственной комиссии по транспорту, Правительственной комиссии по связи, Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции в части осуществления общественного контроля за инвестиционными программами, тарифами и деятельностью субъектов естественных монополий, включая рассмотрение разногласий со стороны советов потребителей и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
возможность создания в рамках деятельности Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции подкомиссии по деятельности естественных монополий;
создание совета потребителей по естественным монополиям для открытого акционерного общества "Российские железные дороги", федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", открытого акционерного общества "Газпром", открытого акционерного общества "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний", открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", а также их дочерних и зависимых обществ при Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики, Правительственной комиссии по транспорту, Правительственной комиссии по связи, Правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики (далее - отраслевые правительственные комиссии);
подготовку предложений по созданию межотраслевого совета потребителей на региональном уровне при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), в том числе по формированию и реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
создание инвестиционного комитета при совете директоров субъектов естественных монополий с государственным участием (в случае, если не создан в настоящее время);
включение представителей совета потребителей при отраслевой правительственной комиссии в инвестиционный комитет при совете директоров соответствующего субъекта естественной монополии или аналогичном органе;
необходимость назначения председателями указанных инвестиционных комитетов лиц из числа независимых членов советов директоров с отсутствием конфликта интересов и высокой экспертной и общественной репутацией;
рассмотрение федеральными органами исполнительной власти инвестиционных программ субъектов естественных монополий с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. При необходимости возможно создание по инициативе соответствующего федерального органа исполнительной власти межведомственного коллегиального органа по вопросам формирования и контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов естественных монополий; разработку и внедрение ключевых показателей эффективности работы рассматриваемых механизмов общественного контроля, включая эффективность работы советов потребителей на федеральном и региональном уровнях, а также реализацию инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
разработку федеральными органами исполнительной власти с участием субъектов естественных монополий с последующим внедрением субъектами естественных монополий корпоративного стандарта работы с потребителями в целях повышения прозрачности и увеличения качества услуг, оказываемых потребителям;
разработку федеральными органами исполнительной власти с участием субъектов естественных монополий с последующим внедрением субъектами естественных монополий стандартов представления информации в части результатов технологического и ценового аудита нормативных расценок типовых инженерных решений, представления тарифных заявок, хода и результатов реализации инвестиционных программ;
участие представителей советов потребителей и Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации в работе Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции в подготовке и рассмотрении ежегодного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в части указываемых в нем инвестиционных объектов и тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий, а также в сравнении фактически установленных тарифов и принятых инвестиционных программ с указанным прогнозом;
распространение новых механизмов общественного контроля на федеральном уровне на начальном этапе в таких субъектах естественных монополий, как открытое акционерное общество "Российские железные дороги", федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", открытое акционерное общество "Газпром", открытое акционерное общество "Холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний", открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", а также в их дочерних и зависимых обществах. На региональном уровне предоставить межотраслевым советам потребителей право выбора объектов для общественного контроля из числа субъектов естественных монополий по следующим сферам деятельности:
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Ключевым аспектом развития общественного контроля является полная информационная открытость, понятный для потребителя формат предоставления информации и активное участие потребителей на ранней стадии формирования стратегических и инвестиционных документов субъектов естественных монополий. В рамках повышения информационной открытости и обеспечения полноты учета мнения заинтересованных сторон и участия потребителей на всех стадиях процесса следует:
расширить перечень информации, подлежащий раскрытию субъектами естественных монополий; регламентировать процессы и порядок рассмотрения инвестиционных программ субъектов естественных монополий, предусмотрев совмещение указанного порядка с порядком установления соответствующих тарифов;
унифицировать подходы по формату предоставления информации, уровню детализации, подбору показателей для ее раскрытия; размещать информацию субъектами естественных монополий, отнесенную к стандартам раскрытия информации, на едином информационном портале;
разработать форму паспорта инвестиционной программы, паспорта инвестиционного объекта и отчета о реализации инвестиционной программы; разработать и внедрить стандарт технологического и ценового аудита и форму предоставления отчета о его результатах; разработать корпоративный стандарт работы с потребителями, включая советы потребителей;
Экспертному совету при Правительстве Российской Федерации предоставлять экспертное мнение на инвестиционные программы субъектов естественных монополий на федеральном уровне в целях обеспечения его учета и повышения объективности процесса рассмотрения инвестиционных программ;
обеспечить однозначное определение заказчика каждого инвестиционного проекта, включенного в инвестиционную программу субъекта естественной монополии.
Первоочередным мероприятием по формированию институциональной среды общественного контроля является сбор, формирование и предоставление доступа к информации на едином открытом информационном ресурсе. Предусматривается функция получения обратной связи от широкой общественности по установленной форме на инвестиционные программы и инвестиционные объекты субъектов естественных монополий в рамках субъекта Российской Федерации с последующим представлением мнения общественности соответствующим советом потребителей. Указанный ресурс будет также предоставлять возможность оперативного получения всей полноты информации о каждой инвестиционной программе и соответствующем инвестиционном объекте, включая обязательное использование этого ресурса Правительством Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами естественных монополий, как единственный канал для подачи инвестиционных программ на утверждение и получение соответствующей отчетности по выполнению этих инвестиционных программ.
Позиции советов потребителей, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и субъектов естественных монополий (в части разногласий) и решения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, отраслевых правительственных комиссий (в части инвестиционных программ) также подлежат полному раскрытию на указанном ресурсе. Эта информация в том числе должна быть продублирована на сайтах соответствующих субъектов естественных монополий.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р предусмотрено мероприятие по созданию единого государственного портала по раскрытию информации субъектами естественных монополий и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов). В рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") "Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики", утвержденного указанным распоряжением, планируется автоматизировать управленческие и регуляторные процессы с одновременным открытием информации для публичного доступа.
В целях расширения практики участия представителей бизнессообщества в экспертизе предложений об установлении предельных уровней тарифов, помимо указанных выше, необходимо внести изменения в регламенты деятельности Федеральной службы по тарифам и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), обеспечивающие создание и развитие современной системы взаимодействия этих служб с советами потребителей на федеральном уровне и межотраслевыми советами потребителей на региональном уровне.
Конференция "Инвестиционные проекты, модернизация, закупки в электроэнергетике", Инвестэнерго
Продукция и услуги для ТЭК Доска коммерческих объявлений
Опросы компаний по актуальным проблемам ТЭК
Рейтинг поставщиков оборудования и материалов для угольной промышленности
Предложить новость