Более половины угольных компаний стали убыточными

14.07.2024    4.9 мин.    Угольная промышленность

В России 52,4% компаний угольной отрасли в январе – апреле 2024 г. были убыточны, следует из данных Росстата, которые проанализировали «Ведомости». До этого в последний раз больше половины угольщиков работали в минус в декабре 2020 г. Сальдо прибылей и убытков угольщиков в январе – апреле этого года составило 14,3 млрд руб. В годовом выражении компании сократили суммарную прибыль почти в 15 раз, следует из статистики.
В первые четыре месяца 2023 г. доля прибыльных предприятий отрасли составляла 67,3%, а убыточных – 32,7%, в январе – апреле 2022 г. – 79,4 и 20,6% соответственно. Таким образом, доля убыточных компаний в секторе за год выросла в 1,6 раза, а за два года – в 2,5 раза. Ведомости

23 июля 2024 года в 14 часов  по адресу: Москва, ул. Ильинка, 6/1, этаж 3, зал «Библиотека», состоится круглый стол на тему: «Инвестиционные проекты, модернизация, закупки в угольной промышленности».
Участники заседания обсудят модернизацию отрасли в условиях санкций, поставку запасных частей и МТР для ремонта и сервиса западного оборудования, практику освоения отечественной промышленностью аналогов импортной техники, создание реестра базовых поставщиков оборудования и материалов, организацию сотрудничества с дружественными странами по вопросу поставок МТР и другие практические вопросы.
Будут рассмотрены инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и развитие угольной промышленности, обсуждены вопросы обеспечения отрасли необходимыми материалами и оборудованием в условиях санкционного давления. На мероприятие приглашены представители крупнейших компаний отрасли, эксперты и отраслевые специалисты.
Направить список проблемных вопросов для рассмотрения, предложения в проект решения, а также должность и ФИО участника можно до 18 июля 2024 года по адресу:

Согласно проведенным опросам зависимость угольной промышленности от иностранного оборудования одна из самых высоких.  В течение десятков лет угольные компании имели возможность закупать технологическое оборудование в Японии, Южной Корее, Польше,  Германии, Великобритании,  США, Австралии, Чехии,  США. В результате угольная отрасль наводнена иностранной техникой, поддержание работоспособности которой в условиях санкций сильно усложнено. Не меньшие проблемы возникают с закупкой новой техники. Где-то потребности отрасли могут закрыть компании Китая, но есть высокотехнологичное оборудование, которое угольщики традиционно приобретали на Западе. О проблемах угольного машиностроения говорят как независимые эксперты, так и чиновники, но ситуация меняется медленно.  

Российским заводам сложно освоить производство запасных частей или новой техники, если они имеют дело с отдельными угольными предприятиями. Для рационального использования научно-технического и производственного потенциала российской промышленности необходимо формирование консолидированного заказа. Только тогда заводы смогут вкладывать средства в освоение нового оборудования.

Ориентация угольных компаний на закупки по импорту привела к тому, что заводы отраслевого машиностроения начали разоряться. В качестве примера можно привести флагман угольного машиностроения СССР и затем России – Юргинский завод. Поэтому сегодня необходимо выявить сохранившиеся российские предприятия, на которые могут опираться угольщики при решении проблемы импортозамещения. Такой список предприятий может быть получен методом опроса крупнейших заказчиков — угольных компаний. Начало такой работе положено. Реестр базовых поставщиков угольной промышленности по основным номеклатурным группам при поддержке Торгово-промышленной палаты уже практически создан.

Понимая, что организация нового производства требует времени, необходимо сделать эффективнее закупки по импорту. Длительное время угольщики закупали западное оборудование хаотично, в разных странах, у разных фирм. Появился даже термин «технический зоопарк». Сегодня это сильно  усложняет техническое обслуживание и производство запасных частей. Заводам невыгодно производить запасные части в небольшом количестве но очень широкой номенклатуры. Очевидно, что ограничение номенклатуры техники существенно упростит российским заводам работу по импортозамещению. Поэтому необходима координация угольных компаний и в вопросах закупок по импорту.

Необходимо организовать информационный обмен между предприятиями ТЭК о наличии запасных частей к импортному оборудованию, а также решить проблему неликвидов. Для этого создан доска объявлений  об иностранных запчастях для оборудования компаний ТЭК, который позволяет в простой и удобной форме размещать информацию об оборудовании и запасных частях.  

Важной проблемой является слабая консолидация предприятий угольного машиностроения. Ситуация усугубляется тем, что Минэнерго не занимается научно-техническим прогрессом, там нет даже соответствующего департамента.   В Минпромторге угольное машиностроение почему-то не входит в Департамент машиностроения для ТЭК. При этом, как отмечалось вышне, ситуация с импортозамещением в угольной отрасли весьма плачевная.

Кто же представляет угольное машиностроение? Существует Ассоциация машиностроителей Кузбасса, но во-первых, судя по состоянию флагмана машиностроения Кузбасса - Юргинского завода она слабо справляется, а во-вторых, угольное машиностроение не только и не столько в Кузбассе. По мнению экспертов, уцелевшие российские заводы угольного машиностроения должны быть объединены не только в рамках Реестра базовых поставщиков, но и в рамках ассоциации Союзуглемаш.

Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^