Эксперты о перспективах проекта "Восток Ойл"

23.10.2023    1.7 мин.    Экономика

Амбициозные планы наращивания перевозок грузов по Севморпути с 34 млн до 150 млн тонн к 2030 году начинают корректироваться. Как выяснил “Ъ”, подготовленная Минвостокразвития оценка грузопотока к 2030 году предусматривает, помимо оптимистического сценария с объемами перевозок в 244 млн тонн, также базовый и консервативный. В последнем случае (117 млн тонн) речь идет об отмене ряда будущих СПГ-проектов НОВАТЭКа, а также сдвиге сроков выхода на полную мощность проекта «Роснефти» «Восток Ойл».
По мнению главы консультационного центра «Гекон» Михаила Григорьева, наиболее правдоподобным выглядит консервативный сценарий. Например, в 2024 году отгрузка с «Арктик СПГ-2» указана на уровне 8 млн тонн, но первая очередь проекта выйдет на полную мощность в первом квартале 2024 года, поэтому разумнее учесть не более 6,6 млн тонн. «Восток Ойл», согласно консервативному сценарию, в 2025 году отгрузит 18 млн тонн, что говорит о том, что месторождения Ванкорской группы будут к этому времени соединены трубопроводом с терминалом в бухте Север. Однако, отмечает эксперт, строительство первого танкера ледового класса Arc7 для этого проекта запланировано на декабрь 2024 года, второго и третьего — на март и июнь 2025 года. Этих судов будет недостаточно для вывоза нефти даже на самом коротком плече — в Мурманск. Строящиеся на ДЦСС «Звезда» суда серии Aframax 114 тыс. тонн имеют, по данным Российского морского регистра судоходства, ледовый класс Ice3 (IB) (класс Arc4 — IA — указан только для корпуса), поэтому, согласно правилам плавания в акватории Севморпути, смогут эксплуатироваться только в период с 1 июля по 15 ноября. Эксперт также отмечает отсутствие информации о ходе строительства портового флота для «Восток Ойл» и проекта «Арктик СПГ-2», в том числе для пунктов перевалки СПГ в Мурманске и на Камчатке.
Михаил Григорьев полагает, что объем транзитных грузов в 2024 году может составить не менее 2 млн тонн, в первую очередь нефти из Мурманска и портов Балтики. «Возникает коллизия "двойного счета", связанная с вывозом по СМП на восток нефти Новопортовского месторождения с места перевалки в Мурманске: сначала нефть учитывается в перевозках в каботаже на Мурманск, а затем при перевозке на восток учитывается в экспорте»,— говорит эксперт. При этом, по его мнению, снижение объемов перевозок и очевидное их ориентирование в западном направлении несколько снижают остроту проблемы ледокольного обеспечения в ближайшие годы. Коммерсант

Предложить новость »


Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^