Встреча Владимира Путина с руководителями промышленных предприятий

04.08.2023    29 мин.    Экономика

3 августа 2023 года в Кремле прошла встреча Владимира Путина с руководителями российских предприятий обрабатывающей промышленности.

Выдержски из стенограммы встречи 

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы планировали с Денисом Валентиновичем [Мантуровым] сегодня встретиться и поговорить по текущим вопросам, но я попросил расширить круг участников, с тем чтобы вот так, напрямую, поговорить с теми, кто «на земле» работает – ну, если не совсем уж «на земле», то во всяком случае ближе, чем мы с ним [Д.Мантуровым] и чем большое начальство в виде всяких министров и руководителей холдингов.

В начале несколько слов хотел бы сказать о том, как, мне представляется, у нас выглядит ситуация в обрабатывающей промышленности.

В целом ситуация стабильная, устойчивая. Сохраняется занятость в обрабатывающих отраслях на том же уровне, что и в 2021 году.

Если что-то не так, я вас попрошу – вы меня, конечно, поправьте, потому что в этом и цель нашей сегодняшней встречи, чтобы я услышал, совпадают ли те оценки, которые есть у нас, с теми, которыми вы располагаете, имея в виду, что вы прямо в коллективах работаете.

Итак, занятость сохраняется на уровне 2021 года, и она составляет порядка десяти миллионов человек – это 14 процентов всех занятых в нашей экономике. Это приличный уровень.

Растёт заработная плата: в мае она более чем на 20 процентов превысила прошлогодний уровень – я так понимаю, это «номинал», в номинале, – 69,2 тысячи рублей в месяц.

Вот эти два фактора – сохранение занятости и рост заработных плат – указывают на то, что российская промышленность набирает ход, обороты, получает заказы, осваивает новые направления. По итогам первого полугодия рост обрабатывающих отраслей в годовом выражении составил 6,2 процента, так?

Д.Мантуров: Так.

В.Путин: Это хороший результат.

На что хотел бы обратить здесь внимание? И внимание Дениса Валентиновича, ну и, конечно, ваше внимание.

Всё хорошо: рост заработной платы, сохранение рабочих мест, – но рост заработной платы, судя по тому, что мы видим, судя по тому, что происходит, в значительной степени вызван дефицитом рабочей силы. И вам приходится привлекать людей, заинтересовывать их более высоким уровнем заработной платы. И это уже начинает определённым образом – и не скажу, что самым лучшим образом, – сказываться на положении малых и средних предприятий, потому что, я так понимаю, что вы оттуда наиболее квалифицированных специалистов подтягиваете к себе.

В этой связи что очень важно и к чему я клоню? К тому, что сейчас Правительство предпринимает попытки, и небезуспешные попытки, создать систему повышения производительности труда. И в базовых отраслях производства – а мы в целом наблюдаем фронтальный рост промышленного производства – у нас всё-таки обеспечивается чуть больше пяти процентов рост производительности труда. Это целый ряд мероприятий Правительство проводит.

И конечно, то, что делает Правительство на своём уровне, должно транслироваться на уровень конкретного реального производства. Нужно внедрять это на конкретных предприятиях. Должны внедряться цифровые системы управления, производства, [нужно] улучшать систему управления производствами, логистику улучшать. Там целый набор мер, которые Правительство проводит.

Д.Мантуров: Автоматизация.

В.Путин: Да, связано и с информатизацией производства. Целый набор мер, этим нужно заниматься обязательно, потому что если просто за счёт дефицита рабочей силы – это будет вести к повышению расходов, связанных с заработной платой, то, вы понимаете, в конечном итоге это будет подрывать всю экономику предприятий. Это вообще принципиальный вопрос – повышение производительности труда.

Когда мы говорим об этом фронтальном росте, то что я имею в виду. Во втором квартале рост производства сохраняется: если у нас было в первом квартале 1,2 процента примерно, то сейчас один процент – ну, близкий показатель. На секундочку, в годовом измерении это будет уже 12 процентов, если нам с вами удастся это сохранить, а нужно постараться это всё сделать.

Наибольшие, наилучшие показатели демонстрируют какие производства? Это производство компьютеров, электронной и оптической продукции – 30,4 процента, очень хорошо. Выпуск готовых металлургических изделий – 29,7 процента, почти тридцатка. Электрического оборудования – 22 процента. Транспортные средства, без учёта автомобилей, – 22,1 процента. По автомобилям поговорим, это особая ситуация.

Небольшой спад у нас есть в производстве лекарственных препаратов, и деревообработка просела. Ну, в деревообработке, Денис Валентинович меня поправит, если это не так, но всё-таки главная проблема – это логистика. И здесь нужно подставить плечо тем, кто занимается этим видом деятельности, и помочь.

Ну а что касается помощи, то надеюсь и хотел бы тоже получить от вас обратную связь по поводу того, как действуют те инструменты поддержки, которые у нас созданы.

Что я имею в виду? Это Фонд развития промышленности, ставка один процент или три процента годовых на 10 лет – от 5 миллионов до 5 миллиардов можно получить. Затем кластерная инвестиционная платформа: здесь уже кредиты побольше, получше – до 100 миллиардов рублей, это уже приличные деньги. Ставка такого кредита увязана, как вы знаете, – надеюсь, вы это всё знаете, – со ставкой Центрального банка – 30 процентов плюс три процента. Надеюсь, это работает. Тоже хотел бы услышать от вас, как это работает.

Л.Гориловский: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!

Группа «Полипластик» сегодня является крупнейшим производителем полимерных трубопроводных систем. У нас в структуре 30 производственных площадок. Мы продолжаем активно вкладываться, открывать новые площадки. В этом году планируем открыть новое производство полимерных труб в ТОР «Надеждинская» в Приморском крае.

Помимо новых заводов мы также инвестируем в новые технологии. Хотел бы коротко рассказать о тех пяти проектах по импортозамещению, которые мы уже сделали за последние два года.

Первый проект – замещение европейского решения по высоконапорным нефтяным полимерным трубам. Коллеги из «Лукойла» около года назад говорили о том, что планируется использовать такие технологии, их не было в России. Мы сделали первое такое производство, совместно с ними начали применение этих труб. Коллеги из «Газпромнефти» тоже уже начали применять эти трубы.

В.Путин: Заказ обеспечен на этот проект?

Л.Гориловский: По этому направлению – да. Большой интерес с их стороны. Это нужное, полезное, новое, что уже делается.

Второй проект – проект по трубам из ориентированного ПВХ, специальные трубы, которые раньше в Испании производились и, на удивление, привозились в Россию. Сейчас мы тоже научились их делать, открыли первое производство в этом году в Новомосковске Тульской области.

Третий проект – проект по капельному орошению. Специальные трубы для капельного орошения, которые были тоже европейскими, израильскими. Сейчас у нас такой завод отрыт в Энгельсе, производит эти трубы для капельного орошения.

Четвёртый проект – проект по оборудованию для очистных сооружений. У нас целый набор разных решений, по которым необходимо было сделать локализацию. Мы сейчас успешно это делаем.

Пятое, на чём хотел бы отдельно остановиться, – это специальные технологии раньше производившегося только в Японии полимерного профиля, который позволяет, не раскапывая, восстанавливать подземную инфраструктуру. Это коммунальные, канализационные коллекторы.

В.Путин: Это как бы закачка в трубу идёт, да, такого «чулка»?

Л.Гориловский: Профиль навивается в трубу, и внутри старой трубы образуется новая навитая полимерная труба.

В.Путин: Да, как чулок.

Л.Гориловский: Самое интересное, что в отличие от европейских чулковых технологий эта японская была уникальной, потому что можно было вне зависимости от состояния старого коллектора создать полностью новый. Мы сейчас запустили это производство тоже на нашем заводе в Новомосковске, и это уже активно используется. В Санкт-Петербурге уже сделано несколько проектов. И, представляете, на глубине 30 метров коллекторы, которые раньше делались этим уникальным японским решением, чтобы не раскапывать, теперь делаются полностью из отечественных материалов от начала и до конца.

В.Путин: Вам, надеюсь, удастся включиться в программу по развитию системы ЖКХ.

Л.Гориловский: Как раз хотел бы на этом чуть-чуть остановиться.

В.Путин: Понимаю. Там всё-таки огромные деньги – 500 миллиардов.

Л.Гориловский: Если позволите, я хотел бы сказать, что у нас за последний год достаточно существенный рост – около 20 процентов в объёмных показателях. Это, конечно, за счёт инфраструктурных бюджетных кредитов и проектов, которые реализуются за счёт ФНБ. Хочу сказать Вам большое спасибо за то, что Вы поддерживаете такое ускорение темпов развития инфраструктуры. Это правда ценно и позволяет нам реализовывать как раз новые проекты и создавать новые производства.

В.Путин: Несмотря на всю ситуацию сегодняшнего дня и необходимость поддержать оборонку, мы полностью сохранили объёмы этого финансирования.

Л.Гориловский: Спасибо за это.

Хотел бы как раз остановиться на том, что где-то примерно через год, мы видим, эти программы по инфраструктурным бюджетным кредитам заканчиваются, а потребность, которая определена в стратегии по развитию ЖКХ, утверждённой Правительством, – более 4 триллионов рублей, и на сегодня меньше половины её обеспечено.

Для того чтобы предложить реальное решение, мы проработали с коллегами из Минстроя, из ВЭБа. Хотели рассказать о таком проекте в рамках водоснабжения и водоотведения, который, безусловно, необходим. Сегодня обновить по обычным концессионным механизмам это не получается, потому что не хватает возможности тарифа и перекладывать на население это невозможно. Разработана альтернативная программа финансирования, которая могла бы позволить запустить больший объём обновлений, реально нужный и утверждённый в этой стратегии.

Для нас, конечно, это возможность дальше наращивать производственный потенциал, потому что во всех этих программах, если говорить про объёмные показатели… Если посчитать, сколько всего полимерных труб производится в стране, и разделить на количество населения, получится примерно 3,5 килограмма на человека. Это такая странная, но специфическая статистика. Если взять такой же показатель в Китае, то в Китае будет 9 килограммов на человека. Нам точно есть куда дальше расти, потребность в обновлении коммунальной инфраструктуры большая.

Хотел бы отметить одну из причин, почему такая разница между тем, что у нас и у коллег. Они определили, что подземная инфраструктура должна быть рассчитана на 100 и более лет, и приняли волевое решение, что не нужно перекапывать через 20–30 лет – 100 плюс. Поэтому там пошёл такой объём развития полимерных решений.

В России, как Вы знаете, вся цепочка производства полностью из отечественных компонентов. У коллег из «Сибура» покупаем сырьё, они тоже молодцы в плане локализации новых марок трубного сырья. И поэтому если развитие финансирования для ЖКХ через такие программы будет реализовано, то это поддержит всю цепочку производителей и позволит населению получить более качественную услугу ЖКХ.

Спасибо.

В.Путин: Да, но у нас не заканчиваются через два-три года эти программы, они у нас долгосрочные и долгоиграющие – на сколько, не помните, Денис Валентинович?

Д.Мантуров: Не помню, Владимир Владимирович.

В.Путин: Но они долгоиграющие.

Конечно, нужно своевременно вносить коррективы на ближайшие бюджетные циклы, это точно.

Л.Гориловский: У нас есть такая отдельная программа. Чтобы сейчас вообще время не занимать…

В.Путин: Я понимаю, хорошо.

Я так понял, что Вы начали свою работу в условиях территории опережающего развития. Как работают эти инструменты?

Л.Гориловский: На самом деле мы уже давно достаточно там работаем. Первый завод мы открыли в ТОРе «Ракитное», это в Хабаровском крае, несколько лет назад. Достаточно хорошо идёт этот процесс, поэтому мы сейчас открываем второе производство. Казалось бы, это не так далеко, Приморский край, Владивосток, и Хабаровский край, но там есть потребность в отдельном производстве.

В.Путин: Сколько это, две тысячи километров?

Л.Гориловский: Не хочу обмануть, но…

В.Путин: Между Хабаровском и Владивостоком.

Д.Мантуров: Примерно так.

Л.Гориловский: Но транспортное плечо всё равно получается достаточно большое, потому что у нас трубы габаритные, есть решение и 2 метра в диаметре, большие достаточно. И конечно, логистика – это «съедает». Поэтому мы стараемся использовать механизмы, расширять количество производств.

В.Путин: Я ещё раз хочу вернуться к своему вопросу. То есть инструменты ТОРов, территорий опережающего развития, они в целом удовлетворяют вас, да?

Л.Гориловский: Да, в целом удовлетворяют и, конечно, делают более привлекательным открытие производства на этих территориях.

В.Путин: Спасибо большое.

К.Липа: Владимир Владимирович, добрый день! Спасибо за приглашение и возможность выступить.

Хотел бы начать с 2019 года, когда во время открытия Московского центрального диаметра в Москве я Вам презентовал наш в тот момент передовой поезд, электропоезд, который мы разработали. И одновременно с этим мы сделали слайд с образцами перспективной техники, на котором Вы любезно оставили свою резолюцию.

В.Путин: Да, действительно.

К.Липа: Здесь Вы видите фотографию той техники, которая в тот момент не существовала, а здесь Вы видите фотографию техники, которая сегодня полностью разработана, и организовано серийное производство.

В.Путин: «Трансмашхолдинг», да?

К.Липа: Так точно.

Благодаря всеобщей поддержке, которую мы получаем, и благодаря тем усилиям, которые прикладывают наши сотрудники, действительно компания устойчиво развивается.

Этот год у нас вообще легендарный. Наши многие предприятия празднуют свои годовщины, в частности Тверской вагоностроительный завод. Думаю, он Вам хорошо знаком, Вы там были неоднократно. Он в этом году отмечает 125 лет своего существования. Брянский завод – 150, Коломенский – 160.

За все 100 лет я, конечно, не отрапортую, но за последние 20 лет мы не выпускали ни одного продукта, который был бы не нами спроектирован. За все эти годы выпущен только один локомотив в количестве 80 штук, притом что ежегодно мы их выпускам 900, – это единственный продукт, который спроектировали не наши конструкторы. Благодаря тому, что у нас есть собственная конструкторская база в составе 1300 человек, нам удалось безболезненно пройти все перипетии прошлого и этого года, связанные с отказом от поставок.

Мы очень быстро переключились на добросовестных поставщиков и благодаря этому обеспечили выполнение всех контрактов, программ по обновлению подвижного состава у всех наших уважаемых заказчиков: Москва, Санкт-Петербург, «Российские железные дороги», – то есть все контракты, которые мы подписали, в полном объёме выполнили.

Что касается цифр, Вы сегодня эти цифры приводили, хотелось бы их только подтвердить. У нас выручка 2023 года к 2022-му – рост составит 34 процента. Наши мощности полностью исчерпаны, больше мы наращивать уже физически не в состоянии. Сейчас с «Российскими железными дорогами» обсуждаем сценарий расширения мощностей и дальнейшего их развития, в случае если такая потребность будет зафиксирована.

В отдельных сегментах у нас очень большой рост. По вагонам метро, если в штуках, не в деньгах измерять, у нас рост 71 процент, по трамваям – 40, по троллейбусам – 280. Поэтому опять же здесь это всё не наши какие-то чудесные чудеса, это исключительно следствие той программы развития городского транспорта, которую реализует Правительство Российской Федерации, и тех программ обновления инфраструктуры и подвижного состава, которые реализуют крупные российские города.

С точки зрения численности персонала. У нас она незначительно сократилась именно по той простой причине, о которой Вы сказали, – это повышение производительности труда. У нас рост производительности труда… Я бы так сказал, выпуск продукции на одного работающего в этом году – плюс 25 процентов к прошлому году. Соответственно, с точки зрения заработной платы у нас рост составит 15 процентов в среднем по холдингу, и средняя зарплата превысит 80 тысяч рублей. Это те показатели, которые, как мне кажется, характеризуют то поступательное развитие и те инвестиции, которые были сделаны.

Продолжаем активную международную деятельность. Мы исполняем контракт на поставку пассажирских вагонов в Египет. Мы свою российскую часть полностью уже туда поставили – больше 600 вагонов.

В.Путин: Вместе с кем вы делаете?

К.Липа: С венграми.

В.Путин: Они нормально работают, кооперация продолжается?

К.Липа: Кооперация продолжается. Мы вынуждены были уйти из капитала венгерского предприятия, но тем не менее вся финансовая и технологическая взаимосвязь сохранена. Финансирование венгерская сторона полностью сохранила, египетская сторона подтвердила готовность с нами работать, и, более того, согласовано подписание сервисного контракта на 12 лет на сумму более 400 миллионов долларов.

Также мы сейчас продолжаем работать по другим направлениям. Понятно, это всё страны бывшего Советского Союза. Большие контракты подписаны в Азербайджане и Белоруссии. Поэтому эту работу мы также продолжаем.

Выиграли большой конкурс в Индии на 6,5 миллиарда евро с обязательствами произвести и поставить подвижной состав и обеспечить его сервисное обслуживание в течение следующих 35 лет.

В.Путин: Цена и качество ваши устроили?

К.Липа: С точки зрения глобальной, большой конкуренции – мы пока в ней побеждаем, по крайней мере в тех тендерах, в которых принимаем участие.

Что касается наших перспектив и тех инструментов, о которых сегодня шла речь. У нас беспрецедентные решения, можно сказать, были приняты благодаря поддержке Дениса Валентиновича. Подписан контракт с Фондом развития промышленности, общая сумма финансирования, которую мы согласовали, – 35 миллиардов.

Д.Мантуров: Это исключение. Вообще у нас лимиты…

В.Путин: Поменьше.

Д.Мантуров: Поменьше, да. Это мы бридж такой дали.

В.Путин: А почему бридж? Вы потом привлекаете откуда-то из других стран?

К.Липа: Это то, что было сказано Денисом Валентиновичем…

Д.Мантуров: Весь комплекс инвестиционной платформы, которую Вы поддержали.

В.Путин: Добавляете туда, да?

К.Липа: Нет, она конвертируется. То есть мы замещаем деньги Фонда развития промышленности банковскими деньгами, которые идут в рамках инвестиционной программы.

В.Путин: Там тоже хорошие деньги – 30 процентов от ставки Центрального банка плюс 3 процента.

Д.Мантуров: Минус 30 плюс три процента.

К.Липа: Этот проект направлен в первую очередь на развитие кластера дизелестроения в России, потому что без дизеля, как выяснилось, всё остальное просто никуда не едет и не плывёт.

В.Путин: Очень правильно, конечно. Оморячивать надо ещё. Работа у нас в этом смысле достаточно продвинутая.

К.Липа: Денис Валентинович был у нас на предприятии, видел реализацию этого проекта. Сейчас мы в кратчайшие сроки обеспечили замещение американских дизелей для компании «БелАЗ», а это ключевой грузовик для всей нашей уважаемой угле- и прочих добывающих отраслей.

Д.Мантуров: Для всех добывающих отраслей.

В.Путин: В Белоруссию поставляете?

К.Липа: Да. Мы только начали. Сказать, что поставляете, ещё нельзя.

В.Путин: Понятно.

К.Липа: Но уже опытный образец проходит свои испытания.

В.Путин: Белорусских наших партнёров устраивает, да?

К.Липа: Да, они к нам и приехали с этим. Это была их больше даже инициатива. Я к ним обращался три года назад, тогда мы не достигли с ними взаимопонимания, а сейчас как-то попроще стало.

Мы работаем не только с карьерной техникой. Это и поставки в области нашей, как правильно было сказано, компании «ОСК». Это всё, что касается судостроительной тематики, в том числе военной.

Дальше – это поставки в «Росатом», это резервная генерация. Поэтому сегодня эта тема является, без всякого сомнения, стратегической и мультиотраслевой.

И это «Российские железные дороги», которые закупают больше 300 двигателей по году.

Поэтому проект является во всех смыслах стратегическим. Безусловно, наша задача заключается в том, чтобы в ближайшие два года обеспечить закупку, доставку и запуск необходимого оборудования.

Поэтому Фонд развития промышленности и комплексные инвестиционные проекты – это очень правильное было решение. Спасибо всем за это. Сроки финансирования – от 10 до 15 лет, которые мы согласовали, – тоже позволяют существенным образом сократить стоимостную в первую очередь нагрузку на наших заказчиков. Чем больше, соответственно, срок, тем меньше амортизация, которая накладывается на стоимость продукта.

В завершение хотел бы сказать о том, что по итогам всех событий мы, наверное, извлекаем всякие важные для себя стратегические уроки. Таким уроком, как мне кажется, является тот факт, что истинные золотовалютные резервы Российской Федерации – это её профессиональные, талантливые и предприимчивые люди и национальная промышленность.

В.Путин: Конечно.

К.Липа: Поэтому единственное, о чём могу просить, – это сохранить тот темп, который был задан. Сегодня отрасль железнодорожного транспорта – я могу с уверенностью это утверждать – абсолютно суверенная.

Это не значит, что мы всё производим – до каждого болта и гайки, но это значит, что в каждом элементе подвижного состава, который мы производим, у нас есть свои инженерные компетенции, мы его очень хорошо понимаем. И при необходимости, если такая задача будет поставлена и деньги будут выделены, мы сможем организовать и его производство.

Всё, что нужно сделать, как мне кажется, – это сохранить долгосрочную систему взаимоотношений с нашими заказчиками – это раз.

Для нас, конечно же, ещё важным фактором является ценообразование, оно должно учитывать динамично меняющуюся современную конъюнктуру, связанную и с курсом, и с процентными ставками, и с логистикой. Также только увеличивать объёмные финансирования через те инструменты, которые мы сегодня обсуждаем.

Спасибо большое.

В.Путин: Здорово. Поздравляю Вас. Действительно хороший пример эффективной работы.

Пожалуйста, Владимир Александрович.

В.Середохо: Уважаемый Владимир Владимирович!

Я представляю Средне-Невский судостроительный завод, Санкт-Петербург. Мы входим в состав Объединенной судостроительной корпорации.

За последние десять лет с помощью государственной программы развития ОПК мы с Минпромторгом провели полную модернизацию производства.

Сегодня мы являемся уникальным предприятием с точки зрения технологий. Мы производим суда из всех материалов, которые существуют в мире. Это и судостроительные стали, и алюминиево-магниевые сплавы, и маломагнитные стали, и композиционные полимерные материалы.

Мы производим суда и корабли с различными техническими характеристиками. Это касается и военного кораблестроения. Коротко расскажу: сейчас поставляем современные корабли противоминной обороны, они уже у нас работают в полный рост ‒ и на Тихом океане, и на Черноморском флоте, и на Балтийском флоте.

Мы обеспечиваем работой все корветы. Параллельно стали разворачивать гражданскую продукцию, выбрали направление пассажирских перевозок. Тема Арктики: мы сейчас строим пассажирские суда для Красноярска, потому что ‒ помните Ваше выражение о том, что надо повышать качество жизни, ‒ надо улучшить транспортную доступность на северных реках.

Параллельно в Петербурге мы взялись за проект обновления пассажирского флота. То, что Вы видели, два катамарана, ‒ это уже наши первые ласточки. Это наша тема, которую мы двигаем.

Д.Мантуров: В Кронштадте один.

В.Середохо: (Демонстрирует буклет.) Да, это полностью новый флот, который будет в Петербурге в ближайшие три-четыре года.

Один катамаран уже работает у нас на Черном море на линии Геленджик – Сочи, два вышли на линию «Медный всадник» – «Остров фортов». Мы выходим сейчас на мощность четыре-шесть кораблей в год. Портфель заказов сформирован до 2029 года.

В.Путин: Явно не хватает по стране. Дефицит огромный.

В.Середохо: Да. Но учитывая Ваш посыл о производительности труда, мы на тех же площадях увеличиваем и военную продукцию в три раза – не в два, а в три раза, и гражданскую в разы. На сегодня [есть] потребность в том, что мы на этой же территории быстро будем отстраивать новые мощности, потому что очень большой объем, спрос.

Одновременно с развитием всех этих технологий мы диверсифицируем наши технологии, поэтому работаем сейчас и с «Росатомом»: поставили им 400 комплектов композитных ветроустановок. Все верхушки наши – от гондолы и ветрозащиты.

Мы поставили вместе с ними во Францию катушку полоидального поля. Это знаменитый проект ИТЭР.

Технология просто трансформируется в различных направлениях: эта гражданская продукция касается не только судостроения, но и других направлений, потому что сама технология вхожа в эти изделия.

Мы сейчас занимаемся тем, что осваиваем новые проекты, чтобы их полностью перевести в серийную продукцию. Завод автоматизирован – 950 [автоматизированных рабочих мест]. Мы сейчас закончили проект «Цифровая верфь» не только как завод, но и как жизненный цикл. Поэтому то, что Вы говорите, у нас уже реализовано.

С точки зрения производительности мы сейчас располагаем всеми ресурсами, чтобы размещать и гражданскую, и военную продукцию, и одновременно хорошо внедрять в серию.

В.Путин: Такой катамаран сколько стоит? Дорогой?

В.Середохо: Нет, он в два раза дешевле, чем «Метеор».

В.Путин: Владимир Александрович [Середохо] знает, на что я намекаю. (Смех.) Потому что «Метеоры», конечно, очень дорогие.

В.Середохо: 300 миллионов рублей, 30 узлов те же самые, 200 пассажиров, комфортно.

В.Путин: Скорость такая же?

В.Середохо: Да, та же скорость.

В.Путин: Не может быть.

В.Середохо: Да. Я даже больше скажу: здесь мы поставили…

Д.Мантуров: Воздушная каверна, получается.

В.Путин: То есть глиссирующий.

В.Середохо: Нет, вообще в принципе тип катамарана: так как у него большая платформа…

В.Путин: Он приподнимается.

В.Середохо: Да, немножко приподнимается, у него смачиваемая поверхность маленькая, он хорошо идет, но у него устойчивость… Это морской [катараман], это до пяти баллов [волнения на море], до 2,5 метров волна. Когда перегнали катамаран на Черное море, я сам лично в первый поход пошел. Из Геленджика…

В.Путин: Пошла реклама продукции. (Смех.)

В.Середохо: Должно же быть качество для людей. Для кого же еще?

В.Путин: Конечно. Какая скорость, Вы говорите?

В.Середохо: 30 узлов, почти 60 километров в час.

В.Путин: Это почти 60 километров, 55 километров в час.

В.Середохо: Да.

В.Путин: Он сейчас работает на этой линии?

В.Середохо: Да, уже два работают. И у нас теперь каждый год по четыре там, плюс еще прогулочные. На прогулочных уже наше оборудование стоит, ярославские дизели, а на скоростных пока еще…

В.Путин: Дальность у него какая?

В.Середохо: Плечо почти 900 километров.

В.Путин: Ничего себе, прилично.

Д.Мантуров: Потому что двигатели уже экономичные.

В.Середохо: Самое главное, что можно плечо увеличить, потому что у нас есть возможность дополнительно баки поставить. Мы пока не ставим, потому что это на короткой линии, а если нужна длинная линия, значит, мы поставим, сделаем. То есть это как платформа.

В.Путин: Я понимаю.

В.Середохо: В общем, что это дало, почему вот это все случилось? Спасибо, что вы стали внедрять лизинг. Однозначно отличная тема ‒ лизинговые схемы, потому что понятно, что много желающих взять, но не у всех есть деньги.

В.Путин: Конечно.

В.Середохо: За счет того, что идет поток, оборачивается, люди, те же самые частные компании готовы оплачивать лизинговые схемы. Вот это нужно…

В.Путин: Развивать.

В.Середохо: …развивать однозначно. И более того, у меня просьба: распространить это и на заводы с точки зрения закупки оборудования и строительства зданий.

В.Путин: А как распространить?

В.Середохо: Можно на капиталку тоже посмотреть, на лизинговые схемы.

В.Путин: Я о таком не слышал.

Д.Мантуров: Такого прецедента пока еще не было, Владимир Владимирович.

В.Середохо: Но есть предложение.

Д.Мантуров: Владимир Александрович такое предложение делает. (Смех.)

В.Путин: Правильно.

Д.Мантуров: Мы готовы проработать, Владимир Владимирович. Сейчас влёт я не отвечу.

В.Путин: Правильно, потому что эти лизинговые схемы совершенно точно, сто процентов нужно расширять.

В.Середохо: Конечно, потому что у меня есть небольшая прибыль, и я могу обеспечивать ежегодный платеж. Зато я получаю быстро, я работаю. А так, получается, я долго коплю и проигрываю во времени и никогда не догоняю.

Д.Мантуров: Владимир Владимирович, Вы поддержали лизинговую программу о выделении средств ФНБ [Фонда национального благосостояния] по самим судам.

В.Путин: По ФНБ пока решения нет, но в целом и ФНБ можно на эти цели пустить.

Д.Мантуров: Он [В.Середохо] к этому и клонит, то есть он имел в виду ФНБшную лизинговую программу.

В.Путин: Да, я понимаю. Она окупаема будет в конечном счете.

В.Середохо: Отдельно, если можно, ‒ на оборудование. Там, может, короткий срок, допустим, до 10 лет, а на здания – до 20-ти, это капитал, и нормально. Будем быстро все строить.

В.Путин: Для ФНБ это неплохо. Это окупаемо.

В.Середохо: Главное – срок. Мы все время проигрываем по времени, а самое дорогое – время. Если что-то вовремя не сделал, уже [потом становится] значительно дороже.

Д.Мантуров: Проработаем, Владимир Владимирович.

В.Путин: Обязательно. Спасибо. Предложение хорошее.

В.Середохо: Еще один момент. Я выступаю от судостроительной промышленности. Так как мы загружены в основном, ОСК, на 80 процентов гособоронзаказом, нам, конечно, нужно развивать гражданку, а гражданку мы можем выпускать сегодня хотя бы с нулевой прибылью, чтобы быть конкурентными. У нас просьба. По той структуре, по которой у нас сейчас формируется прибыль, всего лишь три-четыре процента – это очень мало. Хотя бы до восьми процентов, чтобы мы могли иметь восемь-десять процентов. Тогда мы не будем впадать в долговую яму.

В.Путин: Ладно, я понимаю. Нам нужно просто нормы рентабельности…

В.Середохо: Честно. Знаете, как получается: все время отдаешь, а потом просишь, потом опять отдаешь, а потом опять просишь.

В.Путин: Это вопросы, связанные с ценообразованием в целом.

В.Середохо: Да, именно по ценообразованию посмотреть внимательно.

В.Путин: Хорошо. Большое спасибо.

Пожалуйста, Сергей Александрович.

С.Серебряков: Здравствуйте, Владимир Владимирович!

В.Путин: Добрый день!

С.Серебряков: Спасибо большое, что пригласили.

Я представляю Петербургский тракторный завод и группу компаний «Кировский завод», являюсь директором Кировского завода, Петербургского тракторного завода и завода «Универсалмаш».

Мы работаем в области производства в первую очередь сельскохозяйственной техники. Это сложные, тяжёлые, энергонасыщенные тракторы.

В.Путин: «Кировцы».

С.Серебряков: «Кировцы».

Работаем в ряде направлений строительно-дорожной тематики. Это техника для горно-обогатительных комбинатов, нефтегазового сектора и дорожного строительства. Мы также решаем целый комплекс задач в области оборонной промышленности.

Заводу в этом году исполнилось 222 года. В следующем году мы будем праздновать юбилей, начало тракторостроения в России, – 100 лет. В 1924 году было развито производство тракторов в России как раз на нашем предприятии, поэтому этот юбилей будем встречать достойно.

За последние десять лет предприятие увеличило объём производства почти в 13 раз, за пять лет – на 190 процентов. Мы создали целую гамму техники и опциональных решений. Трактор сегодня используется для всех необходимых горно-технологических операций в сельском хозяйстве.

Главная критика, которая была всегда к нам в обиходе, – это качество. Сегодня мы говорим о том, что сельхозмашиностроение в целом вышло действительно на мировой уровень. Не пустые слова. Когда началась специальная военная операция, иностранные компании убежали с рынка, мы не стали барствовать, взяли и подняли гарантийный срок до трёх лет на все основные узлы и агрегаты трактора, чтобы показать отрасли нашу ответственность перед ними в области качества выпускаемой техники и её уровня, что очень важно, с нашей точки зрения.

На протяжении всех лет мы активно работали с Министерством промышленности и рядом наших компаний по созданию компонентного производства. В России было создано по нашей инициативе производство тяжёлых шин, колёсных дисков в Алтайском крае. Мы восстановили и организовали вместе с «КамАЗом» производство тяжёлых дизелей, фактически сохранив это предприятие, целая гамма электрооборудования. Поэтому в начале беспрецедентного санкционного давления завод ни одной минуты не стоял. Я даже обратился к коллективу, и мы на 30 процентов в прошлом году увеличили объёмы производства техники.

В.Путин: На 30 процентов?

С.Серебряков: Ну да, помодельно, какие-то модели на 15 процентов, где-то около 40 в зависимости от мощностей.

В.Путин: В среднем.

С.Серебряков: Мы увеличили.

И завод сегодня абсолютно независим, всё, что у нас делается, это российско-белорусские комплектующие, за исключением гидросистемы трактора, которая в России, к сожалению, и Белоруссии не производится, это аксиально-поршневые насосы, гидрораспределители, которые нужны для агрегатирования с посевными комплексами. Это берём в Китае сегодня. Ищем партнёров, для того чтобы этот вопрос тоже локализовать в России.

Что бы я хотел отметить? Несмотря на достижения, которые есть в тракторостроении в России, у нас есть белые пятна, то есть гамма техники, которую мы не выпускаем, но выпускают наши белорусские коллеги. По моей инициативе была создана ассоциация сельхозмашиностроителей «Прогресс» российско-белорусская, нашего Союзного государства. У нас общие поставщики компонентов. Мы её создавали как новый вид объединения, не как ассоциацию, которая будет лоббировать наши интересы, а с двумя целями – это объединение товаропроводящих сетей и организация технологической кооперации друг с другом. Это и привело к тому, что мы никаким образом не пострадали от введения каких-то ограничений на поставки в Россию.

Мы видим, что белорусские предприятия в плане признания технологических операций на территории России сопоставимы, допустим, с китайскими. Мне привязать минский или китайский двигатель – с точки зрения балльной системы [они] имеют одинаковое значение. Мне кажется, на это надо обратить внимание.

В.Путин: Я не очень понимаю, о чём Вы говорите.

С.Серебряков: У нас есть постановление Правительства № 719, которое определяет требования к тому, чтобы признать отечественным себя.

Белорусские производители находятся в равном отношении, как, к примеру, китайские или азиатские какие-то другие производители, то есть их технологические операции не засчитываются в баллы.

В.Путин: Не засчитываются как отечественные?

С.Серебряков: Да. Мне кажется, это требует очень серьёзного обсуждения.

В.Путин: Вы считаете, что белорусские изделия можно засчитывать как отечественные?

С.Серебряков: Я думаю, что да. У нас очень серьёзная кооперация.

В.Путин: Александр Григорьевич [Лукашенко] порадуется.

Д.Мантуров: Это будет справедливо.

В.Путин: Справедливо?

Д.Мантуров: Да.

В.Путин: Тогда почему мы не сделали это до сих пор?

Д.Мантуров: Потому что Сергей Александрович [Серебряков] ещё не знает последних решений, это уже сделано.

Когда я встречался с [Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь] Пархомчиком Петром Александровичем на «Иннопроме», мы окончательно договорились.

В.Путин: Надо сделать.

С.Серебряков: Да, это же поможет российской промышленности. К примеру, мы берём минский двигатель, у нас отливки – Нижний Новгород, топливная аппаратура – Ногинск, коленвалы делаю я, они там делают поршни, собирают…

В.Путин: Кооперация очень глубокая.

С.Серебряков: Конечно, она глубокая, а этот двигатель, если я применяю, это никак не идёт в зачёт, это не совсем верно.

В.Путин: Я согласен, Сергей Александрович. Белорусские наши коллеги всё время, кстати, об этом говорят, что, по сути, это развитие единого комплекса.

С.Серебряков: В этом году, конечно, мы сбавили темпы развития, это Денис Валентинович отметил, это связано с ценовой конъюнктурой на зерно. Вообще цены на зерно резко отражаются на спросе на сельхозтехнику, всегда так было, это некоторая закономерность. Но надо сказать, что реакция была. Во-первых, Министерство сельского хозяйства приняло решение в области стабилизации цен на зерновом рынке.

Во-вторых, Министерство промышленности ввело субсидию, активно включился «Росагролизинг», я думаю, что мы во втором полугодии поправим ситуацию. Наверное, у нас не будет, как я привык, за десять лет двузначных цифр по росту производства, но я думаю, что в районе пяти-восьми процентов мы покажем рост объёмов производства и даже в этом году, несмотря на это.

В этом году мы запустили новые модели, очень важная веха в тракторостроении России. Это модели с системами точного земледелия отечественного производства, системами навигации отечественного производства, телеметрии отечественного производства и автопилотирования. Это резко меняет производительность труда в сельском хозяйстве, меняет требования к квалификации механизаторов и повышает качество обработки земли и бережное отношение к земле, что тоже очень важный вопрос, за счёт снижения пробукса и параметров разворота на поле. Так что завод активно развивается.

С точки зрения мер государственной поддержки – активно пользуемся, мы порядка пяти программ реализовали с Фондом развития промышленности, вообще с помощью Фонда развития промышленности в 2017 году, Денису Валентиновичу спасибо хочу сказать, мы просто спасли завод. У нас был крупный пожар, и мы просто восстали из пепла и воссоздали его в новом технологическом укладе с хорошими показателями по производительности, точностью изготовления и создали автоматическую коробку перемены передач. На тракторе нет никаких рычагов, педалей, всё делается в автомате уже на протяжении более чем пяти лет.

Но вместе с тем есть определённые сложности. С моей точки зрения, программа – особенно компоненты, которые существуют, – требует расширения, потому что у нас есть тяжёлые узлы, агрегаты, которые требуют более длительного цикла инвестирования, к примеру гидромашины. Там только НИОКР займёт около пяти-семи лет.

Второе. У нас есть дисбаланс федеральных и региональных усилий в области сельхозтехники. То есть очень много регионов активно помогает своим сельхозтоваропроизводителям приобретать технику, при этом федеральный центр делает усилие на 719-е постановление и критерии 719-го постановления Правительства о субсидировании, а регионы не смотрят на эту ситуацию и часто субсидируют достаточно большими процентами, до 30 процентов, технику иностранного производства.

Много было по этому поводу разговоров, предложений, но вопрос не решается. Сейчас активно субсидируется китайская техника, которая в тракторах среднего класса показала пятикратный рост в прошлом году по объёмам поставок, что, кстати, ударило по белорусским производителям. Мы это почувствовали с точки зрения проблем с производством в Белоруссии автокомпонентов – они притормозились, остановились на какое-то время.

Мне кажется, надо синхронизировать федеральные и региональные усилия в этом плане, для того чтобы были одни и те же требования. То есть если федеральный центр говорит, что техника должна субсидироваться, которая соответствует вот таким критериям, то регионы должны это тоже соблюдать, на это смотреть. Это было бы правильно и объединило бы бюджеты в поддержке сельхозтоваропроизводителей. Мы бы могли более эффективно решать задачи по росту объёма производства и развития.

Есть что на заводе показать, Вы у нас не были достаточно давно. Я Вас приглашаю на предприятие.

В.Путин: Я хорошо знал бывшего ещё руководителя, который ушёл уже.

С.Серебряков: Предприятие очень современное.

В.Путин: Я знаю, одно время оно находилось в сложном положении.

С.Серебряков: Я его принял в сложном положении.

В.Путин: Я знаю. Благодаря в значительной степени Вашим усилиям и обновлённой команды завод находится на подъёме.

С.Серебряков: Средний возраст на предприятии – 33 года, зарплата – более 100 тысяч рублей. На территории завода два ПТУ.

Сейчас совместно с Министерством просвещения строим по программе «Профессионалитет» крупный учебный центр прямо внутри предприятия. Это синхронизировано с проектом Фонда развития промышленности.

Я считаю, что самая главная заслуга – воссоздание конструкторско-технологической школы. Мы с помощью такого интеллектуального ядра сможем решать достаточно сложные задачи в оперативном порядке. Как пример, возникла проблема, которую увидел, – я сам военное училище оканчивал, – как строим оборону [, оборонительные сооружения]. Мы разработали уже, примерно в октябре отдадим в инженерные войска машину для оперативного строительства, рытья траншей.

Интеллектуальный потенциал может быстро решать такие задачи. Есть что посмотреть, какой опыт есть, мы расскажем, как мы решали этот вопрос и как получили такой молодой коллектив, который действительно способен решать очень сложные индустриальные задачи.

Спасибо.

В.Путин: Вам спасибо.

С чего бы ни начинали, всё время получается автомат Калашникова. (Смех.) Вышли опять на оборонку. Никуда не деться от этого, я понимаю.

С.Серебряков: Нам задачу не ставили, это по нашей инициативе.

В.Путин: Я понимаю.

На что обратил внимание – хочу ещё раз к этому вернуться: действительно некоторое время назад предприятие находилось в сложном положении и за последние годы преобразилось и технологически, и с точки зрения оздоровления финансов, а это оказало, конечно, эффект и на развитие самого предприятия, на будущее.

Правильно обратили внимание на некоторые вещи.

Д.Мантуров: Я всё отфиксировал.

Администрация Президента России

Настенная карта "Российская нефтегазопереработка - 2025"

Настенная карта "Инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе - 2025"

Настенная карта "Инвестиционные проекты в электроэнергетике - 2025"

Конференция "Модернизация производств для переработки нефти и газа", Нефтегазопереработка

Конференция "Нефтегазовый сервис в России", Нефтегазсервис

Конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе", Нефтегазшельф

Конференция "Инвестиционные проекты, модернизация, закупки в электроэнергетике", Инвестэнерго

Конференция "Снабжение в нефтегазовом комплексе", Нефтегазснаб

Конференция "Строительство в нефтегазовом комплексе", Нефтегазстрой

Опросы компаний по актуальным проблемам ТЭК

Индикативные (базовые) цены на продукцию для нефтегазового комплекса

Рейтинг поставщиков нефтегазового комплекса

Рейтинг нефтесервисных компаний

Рейтинг производителей оборудования, катализаторов и инжиниринговых компаний для нефтегазопереработки

Рейтинг нефтегазостроительных компаний

Рейтинг «Импортозамещение на российском шельфе»

Рейтинг служб материально-технического обеспечения

Рейтинг производителей трубной продукции

Рейтинг поставщиков оборудования и материалов для электроэнергетики

Рейтинг служб МТО генерирующих и сетевых компаний

Рейтинг поставщиков оборудования и материалов для угольной промышленности

Последние новости


Рейтинг@@Mail.ru
^