Меньше заводов, меньше комплектующих, меньше кадров — чем сегодня ситуация в промышленности хуже, чем в 90-е годы
21.07.2023 Время чтения 6.3 мин. Экономика
Ситуация в российском машиностроении волнует сегодня не только промышленников, но и заказчиков — компании ТЭК, которые оказались отрезанными от многих поставщиков из Европы, США, Японии, Северной Кореи, Тайваня. ТЭК-ALL уделяет большое внимание состоянию производства оборудования ТЭК, поэтому директор агентства "ТЭК-Рейтинг" Елена Логинова побеседовала на эту тему с одним из руководителей предприятий, работающего в интересах ТЭК, который попросил его не называть. Ниже приводится запись беседы.
- Как себя чувствует завод? Говорят, что сегодня в российском машиностроении подъем. Предприятия перегружены заказами, работают в три смены.
- Заказов много. К нам обращаются те, кто раньше импортировал из США, Европы и Японии, но работать некому. За последние десятилетия советские кадры ушли, а новых нет. О машиностроении никто не думал, кроме "самих утопающих", все было ориентировано на экспорт сырья, поэтому мы не готовы, нет квалифицированных кадров. Рост в машиностроении в основном за счет гособоронзаказа — сегодня это приоритет.
- Но многие иностранные компании ушли из России — берите рабочих с их предприятий
- Мне этот "двухкнопочный контингент", как их называют, не нужен. Ничего они не умеют, кроме как нажимать на пару кнопок. По сути на этих площадях осуществлялась сборка, иностранцы не переносили в Россию реальное производство. Поэтому там сотрудники низкой квалификации. Более того, считаю, что эти распиаренные "совместные производства" принесли России вред.
- Почему?
- Смотрите сами, человек работал в сельском хозяйстве, потом его зовут на "завод", где предлагают нажимать на две кнопки и получать в два раза больше. Он бросает заниматься тем, в чем разбирается, хозяйство приходит в упадок, возвратиться к прежнему занятию он уже не может. Поэтому после ухода иностранцев Россия получает только новых безработных.
- А квалифицированный персонал?
- Они нарасхват, но нам, работающим в рынке, тяжело конкурировать с предприятиями ВПК, которые на госбюджете и могут платить большие деньги. С кадрами серьезные проблемы.
- Государство как-то помогает? Например, Фонд развития промышленности, Агентство технологических инициатив?
- Не изменят ничего ни агентство, ни фонды. Полезно их распустить вместе с кураторами из Минпромторга, оставив там только функцию координации ВПК. Что-то вроде бывшего Госкомоборонпрома.
- Это как? Заменить Союзом машиностроителей?
- В руководстве этого союза после ухода Ивана Силаева машиностроителей не больше, чем в Минпромторге, фондах и агентствах, поэтому тоже не выход.
- А тогда как?
- Как в Китае. Нужно дифференцировать налогообложение. В Китае плавающее налогообложение. Оно зависит от состояния и ситуации в отрасли. Ну не должен машиностроитель платить столько же налогов, сколько сырьевик. Мы все эти годы платили налоги как Газпром. Абсурд! Хотите поднять автопром? Не нужно плодить корпорации, менять Иванова на Петрова, а Петрова на Сидорова. Надо просто освободить автопром от налогов и рынок сам все урегулирует. Придет бизнес в автопром без всяких точечных вливаний.
Аналогично в авиапроме и судостроении?
- Авиапром у нас в ОАК, которым руководят два крупных авиастроителя — Сердюков и Слюсарь. Поэтому можем быть уверены, что слова Дениса Мантурова на Петербургском экономическом форуме о том, что более тысячи самолетов будет передано авиакомпаниям для нужд гражданской авиации до 2030 года они воплотят в жизнь.
В судостроении ОСК, поэтому и здесь мало кто сомневается, что обещания Мантурова о более полутысячи судов для внутренней эксплуатации до 2035 года тоже будут воплощены в жизнь.
- Если правильно понимаю, то сейчас подъем в ВПК. Так ли это?
- Да, туда вливают большие деньги, поэтому в этот сектор уходят лучшие кадры. Но здесь тоже много странного. В частности, не могу понять, как может такое предприятие, как ПАО "Мотовилихинские заводы" по сегодняшний день быть в процессе банкротства и под конкурсным управляющим.
- Будем надеяться, что ситуация выправится. В чем вы видите основную проблему машиностроителей?
- В сырьевой модели экономики. Все ориентировано на то, что страна должна жить за счет экспорта сырья: нефти, газа, металлов, леса и так далее. О машиностроении и раньше не думали, да и теперь не особо, если не считать ВПК.
- Можно подумать, что Советский Союз экспортировал что-то иное...
- Во-первых, экспортировал. От автомобилей до буровых установок. Во-вторых, а это главное, СССР закрывал внутренний рынок своим производством. Сегодня такой возможности нет. Тогда были свои станки, свои комплектующие. При этом станкостроение было развито настолько, что было оно не только в Минстанкопроме, но даже в Минавиапроме. СССР готовил хорошие инженерные кадры. Были квалифицированные рабочие.
Да, получали мало валюты, но она и не нужна, если работают свои заводы. Мы закрывали внутреннее потребление своей продукцией. Когда проезжаю мимо любой московской стройки, то не вижу там отечественных экскаваторов. У нас сегодня большая часть дорожно-строительной техники иностранная. В СССР все это было отечественное. За валюту приобреталось только то, чего в стране не производилось.
- Но вы же говорили, что у вас на заводе в основном отечественное...
- Да, но мы не совсем типичное предприятие. Многие годы я объезжал промышленные предприятия, подыскивая поставщиков. Кого-то мы даже покупали или входили в их капитал, чтобы было надежно. Но и у меня электрика - импортная, гидронасосы - импортные, ну и так далее. Только если раньше покупали высокого качества в Германии, Австрии, Тайване, то сегодня у меня нет выбора. Приходится брать в Китае. А они далеко не все делают. Ну и изделия хуже, чем на Западе или Японии, Тайване, Корее. А альтернативы уже нет. Отсутствие выбора - всегда плохо.
В годы высочайших цен на нефть ликвидировались заводы, обеспечивающие нефтяную промышленность. Могли ли такое произойти в Китае? Был в этой стране более десяти раз и хорошо ее знаю. Там такого в принципе не могло произойти. Норвегия с нуля создана промышленность, обеспечивающая потребности нефтегаза. Только Азербайджан умудрился угробить свое нефтяное машиностроение.
- Что можно сделать?
- Сейчас мне сложно дать рецепт. В "тучные годы" возможности не были использованы. Тогда от собственного машиностроения отмахивались как от назойливой мухи. Много заводов, переживших 90-е, прихлопнули именно в эти "тучные годы", когда приобретали все по импорту...
Что делать? С кадров надо начинать, наверное, но судя по всему кадры менять не собираются, поэтому все остальное - бессмысленно. Сильные кадры за эти годы осели в сырьевых компаниях, которые могли им достойно платить, поэтому нужно потенциал заказчиков как-то объединить. Интеллектуальный, финансовый, научно-технический...
- Сможет ли ИНТИ решить задачу объединения заказчиков?
- Организация создавалась для помощи российским компаниям по вхождению в инвестиционные проекты с западными лицензиарами, с западным участием. Сегодня таких проектов практически нет, а китайские и турецкие компании ведут себя очень жестко. Они заходят со своим оборудованием, со своими сотрудниками, поэтому, как говорится "где сядешь, там и слезешь", никакой ИНТИ не поможет. ИНТИ погрузилось в написание стандартов, но этим давно занимаются технические комитеты Росстандарта. ИНТИ давно говорит о создании единой системы сертификации, но корпоративные системы типа "Интергазсерт", никто не отменяет, поэтому не знаю...
Думаю, что сами компании должны собраться и совместно этот вопрос решить. С нынешним кадровым составом министерства, фонды и агентства не могут быть лидерами научно-технического прогресса.
- Сейчас наблюдается тенденция скупки компаниями машиностроительных заводов...
- Да, знаю, но это неправильно, если одна компания получает монопольного российского поставщика и диктует условия конкурентам. Другое дело, если это будет структура, созданная несколькими компаниями ТЭК. Например, если "Газпромнефть снабжение" сменит название на нейтральное и продаст миноритарные пакеты другим компаниям, в том числе иностранным, например, Ирану, Беларуси и пр., то можно создать межгосударственный холдинг, обеспечивающий российский ТЭК всем необходимым. Постепенно таким компаниям можно передавать гражданские активы госкорпораций. Уверен, что управлять ими будут лучше.
- У вас есть какой-то оптимизм? Послушать вас, в 90-х было лучше...
- В 90-х был оптимизм. Было сложно, но все же работал рынок. Когда начались первые санкции в 2014 году, тоже был оптимизм, думал, что начнут отходить от сырьевой модели и разовьют собственное машиностроение. Но нашумевшая кампания по импортозамещению свелась к точечному распределению бюджетных денег через Минпромторг и его разные структуры. Системных изменений не произошло. И сегодня, судя по всему, отход от сырьевой модели не происходит. Налоговая система - та же. Кадры, курирующие экономику - те же. Основная забота - как бы заменить на китайское и извернуться, чтобы ввести что-то западное через дружественные страны. Начался рост цен. Некоторые виды нефтегазового оборудования увеличились в цене в сравнении с 2020 годом на 100%. То есть ситуация в этом смысле напоминает 90-е, но с той разницей, что уже нет тех кадров, нет многих заводов и сложности с комплектующими. При этом созданы госкорпорации, которые в отличие от промышленных компаний, плохо умеют работать в рынке. То есть система управления экономикой и промышленностью осталась практически такой же, как в "тучные годы", когда нефте- и газодолларов было море. Убежден, что такая система не соответствует запросам нашего сложного времени.
Сайт ТЭК-ALL приглашает к дискуссии. Материалы для публикации на сайте с указанием автора можно направить на почту
Настенная карта "Российская нефтегазопереработка - 2025"
Настенная карта "Инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе - 2024"
Настенная карта "Инвестиционные проекты в электроэнергетике - 2024"
Продукция и услуги для ТЭК Доска коммерческих объявлений
Конференция "Модернизация производств для переработки нефти и газа", Нефтегазопереработка
Конференция "Нефтегазовый сервис в России", Нефтегазсервис
Конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе", Нефтегазшельф
Конференция "Инвестиционные проекты, модернизация, закупки в электроэнергетике", Инвестэнерго
Конференция "Снабжение в нефтегазовом комплексе", Нефтегазснаб
Конференция "Строительство в нефтегазовом комплексе", Нефтегазстрой
Опросы компаний по актуальным проблемам ТЭК
Индикативные (базовые) цены на продукцию для нефтегазового комплекса
Рейтинг поставщиков нефтегазового комплекса
Рейтинг нефтесервисных компаний
Рейтинг нефтегазостроительных компаний
Рейтинг «Импортозамещение на российском шельфе»
Рейтинг служб материально-технического обеспечения
Рейтинг производителей трубной продукции
Рейтинг поставщиков оборудования и материалов для электроэнергетики
Рейтинг служб МТО генерирующих и сетевых компаний
Рейтинг поставщиков оборудования и материалов для угольной промышленности
Продукция и услуги для ТЭК Доска коммерческих объявлений
Настенная карта "Российская нефтегазопереработка - 2025"
Настенная карта "Инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе - 2024"
Настенная карта "Инвестиционные проекты в электроэнергетике - 2024"
Конференция "Модернизация производств для переработки нефти и газа", Нефтегазопереработка
Конференция "Нефтегазовый сервис в России", Нефтегазсервис
Конференция "Подряды на нефтегазовом шельфе", Нефтегазшельф
Конференция "Инвестиционные проекты, модернизация, закупки в электроэнергетике", Инвестэнерго
Конференция "Снабжение в нефтегазовом комплексе", Нефтегазснаб
Конференция "Строительство в нефтегазовом комплексе", Нефтегазстрой
Опросы компаний по актуальным проблемам ТЭК
Индикативные (базовые) цены на продукцию для нефтегазового комплекса