Базовые поставщики ТЭК
Все компании Нефтегазовый комплекс Нефтегазснаб Нефтегазстрой Нефтегазопереработка Нефтегазсервис Нефтегазшельф Нефтегазовые трубы Электроэнергетика Оборудование для электроэнергетики Угольная промышленность Оборудование для угольной промышленности
Компании по региону
Все компании Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Кабардино-Балкария Республика Карелия Республика Коми Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Удмуртская Республика Республика Хакасия Чеченская Республика Чувашская Республика Республика Саха (Якутия) Алтайский край Краснодарский край Красноярский край Приморский край Ставропольский край Хабаровский край Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Кемеровская область Кировская область Костромская область Курганская область Курская область Ленинградская область Московская область Мурманская область Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Псковская область Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Челябинская область Ярославская область Москва Санкт-Петербург ХМАО – Югра ЯНАО ДНР - Донецкая народная республика Белоруссия Казахстан
ОДК-Авиадвигатель, АО (ОДК-Авиадвигатель)
Компания раздела
Оборудование для электроэнергетики
Газовые турбины
Полное название
ОДК-Авиадвигатель
Сокращенное название
ОДК-Авиадвигатель, АО
ИНН
5904000620
Управляющий директор
Адрес
614010, г. Пермь, пр-кт Комсомольский, д. 93, к. 61
Официальный сайт
avid.ru
Акционерное общество «ОДК-Авиадвигатель» – конструкторское бюро по разработке газотурбинных двигателей для авиации, а также промышленных газотурбинных установок и электростанций на базе авиационных технологий.
Конструкторское бюро образовано 11 декабря 1939 года и имеет собственную школу проектирования, доводки и конструкторского сопровождения изделий в серийном производстве и эксплуатации. Основоположниками пермской конструкторской школы являются Аркадий Дмитриевич Швецов и Павел Александрович Соловьев.
Под руководством Аркадия Дмитриевича Швецова, известного советского конструктора авиационных двигателей, создателя первого отечественного авиационного мотора М-11, с 1939 года по 1953 год предприятием было создано семейство мощных звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения М-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-82Т, АШ-82В, которые устанавливались на самолеты Поликарпова, Туполева, Лавочкина, Сухого, Ильюшина, Антонова, вертолеты Миля, Яковлева и сыграли важную роль в победе над фашизмом и в послевоенное время.
В начале 1950-х годов коллектив предприятия, который возглавил преемник Швецова Павел Александрович Соловьев, приступил к созданию новой газотурбинной техники. Каждый авиационный двигатель этого периода можно охарактеризовать словами «первый» и «лучший». Двигатели устанавливались на самых надежных в истории авиапрома самолетах Ту-134 (Д-30), самых популярных – Ту-154М (Д-30КУ-154), самых быстрых в мире истребителях МиГ-31 (Д30Ф6).
Пермская школа внесла общепризнанный вклад в теорию и практику мирового двигателестроения. Классическими образцами проектирования, вошедшими в учебники по конструкции авиационных двигателей, стали разработанные в Перми поршневой «мотор-долгожитель» АШ-62ИР (разработан в 1938 году и ныне летает на самолетах Ан-2), первый двухконтурный двигатель Д-20П (Ту-124); первый вертолетный двигатель со свободной турбиной Д-25В (Ми-6, Ми-10, Ми-10К); первый двухконтурный форсажный двигатель Д30Ф6 (МиГ-31); первая электронная система управления двигателем, высоконапорный компрессор, высокотемпературные турбины.
В 1993 году началась эксплуатация двигателя ПС-90А – последнего двигателя, созданного при жизни П.А. Соловьева. За 20 лет разработаны и сертифицированы модификации: ПС-90А-76, ПС-90А1, ПС-90А2, ПС-90А3. В настоящее время двигатели семейства ПС-90А эксплуатируются на российских самолетах пассажирской, грузовой и транспортной авиации. Установлены ПС-90А и на лайнерах президента и премьер-министра Российской Федерации.
Отличительная особенность пермской конструкторской школы – высокая доля разработок, внедрённых в производство и массово выпускаемых серийными заводами. За 82 года разработано более 70 типов двигателей, из которых 41 тип (60%) производились серийно. В разное время моторостроительными заводами в Перми (АО «ОДК-ПМ») и Рыбинске (АО «ОДК-Газовые турбины») выпущено 66,4 тысячи авиационных поршневых двигателей и более 19,5 тысяч авиационных газотурбинных двигателей, разработанных пермским конструкторским бюро.
В начале 90-х годов в связи со структурным кризисом авиационной промышленности АО «ОДК-Авиадвигатель» использовал накопленный опыт проектирования для разработки газотурбинного оборудования для предприятий газодобывающей промышленности и топливно-энергетического комплекса России. За последние 25 лет разработаны и освоены в серийном производстве (АО «ОДК-ПМ») два семейства газотурбинных установок для газоперекачивающих агрегатов и электростанций от 2,5 до 6 и от 10 до 25 МВт, работающих на природном газе и попутном нефтяном газе.
Основными крупнейшими заказчиками наших газотурбинных энергоагрегатов являются ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Сургутнефтегаз», АО «Сибур-Химпром», ПАО «НОВАТЭК», ООО «Иркутская нефтяная компания»,
ООО «Башкирская генерирующая компания», ПАО «Т Плюс», ПАО «Уралкалий», ПАО «РусГидро» и другие.
Энергоагрегаты разработки и изготовления АО «ОДК-Авиадвигатель» обладают рядом преимуществ: быстрота монтажа, компактность, низкий уровень шума, простота обслуживания, высокий коэффициент использования топлива в составе ГТУ-ТЭС (более 80 %).
Газотурбинные энергоагрегаты разработки АО «ОДК-Авиадвигатель» могут работать в простом, когенерационном цикле и цикле ПГУ. Кроме того, на базе газотурбинных энергоагрегатов АО «ОДК-Авиадвигатель» могут быть реализованы энергокомплексы с использованием тригенерационного цикла, энергоопреснительные комплексы для получения дистиллята, комплексы по переработке твердых бытовых отходов. Применение энергоагрегатов разработки и изготовления АО «ОДК-Авиадвигатель» предусматривает возможность строительства энергообъектов любой суммарной мощности.
С 2008 года АО «ОДК-Авиадвигатель» ведет работы по созданию семейства перспективных двигателей тягой 9-18 тонн, предназначенных для ближне-, среднемагистральных самолетов типа "МС-21" и промышленных газотурбинных установок. В 2018 году базовый двигатель семейства ПД-14 сертифицирован Авиарегистром РФ. В декабре 2020 года опытный самолет МС-21-300 с двигательной установкой ПД-14 совершил первый полет. В настоящее время АО «ОДК-Авиадвигатель» реализует программу "Создание семейства двигателей большой тяги на базе газогенератора ПД-35", разрабатывает газотурбинные установки для транспорта газа на базе двигателя ПД-14, а также малоэмиссионные камеры сгорания для газотурбинных двигателей промышленного назначения.
Направления деятельности:
• разработка газотурбинных двигателей для авиации;
• разработка, серийный выпуск, шеф-монтажные и пусконаладочные работы, ремонт, гарантийное, текущее и сервисное, в том числе по программе жизненного цикла, обслуживание ГТЭС мощностью от 2,5 до 25 МВт;
• разработка, сопровождение серийного производства и эксплуатации ГТУ для нагнетателей газа магистральных газопроводов мощностью от 4 до 25 МВт;
• производство модулей, деталей, сборочных единиц для авиадвигателей и ГТУ как собственной, так и сторонней разработки;
• конструкторское сопровождение серийного изготовления авиадвигателей и ГТУ собственной разработки;
• продление ресурса изделий собственной разработки в эксплуатации;
• ремонт изделий собственной разработки;
• сервисные услуги по авиационным и промышленным двигателям, а также электростанциям собственного изготовления;
• инжиниринговые услуги в области механики, вибраций, процессов горения, аэродинамики, компьютерного проектирования, разработки частей и узлов газотурбинных двигателей, установок и стендов для их испытаний.
Конструкторское бюро АО «ОДК-Авиадвигатель» является головным разработчиком семейства двигателей пятого поколения для ближне-среднемагистральных самолетов типа «МС-21» и промышленных ГТУ. Создание базового двигателя ПД-14 – один из приоритетов Государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 г.г.».
Компания не предоставила данные
Продукция
Газотурбинные энергоагрегаты ЭГЭС-12СА/ГТЭС-12П
Газотурбинные энергоагрегаты ЭГЭС-16ПА/ГТЭС-16ПА
Газотурбинные энергоагрегаты ЭГЭС-25ПА/ГТЭС-25ПА
Газотурбинные энергоагрегаты «Урал-2500»
Газотурбинные энергоагрегаты «Урал-4000»